«Работа с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как средство формирования читательской грамотности младшего школьника в условиях реализации ФГОС»
Вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение. И идея формирования младшего школьника как читателя получила свое развитие в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
В стандарте читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, ВПР, которые включают именно научно-познавательные тексты, на основе понимания которых ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру.
Следовательно, «окружающий мир» – тот предмет, которому должна отводиться значительная роль в формировании читательской компетентности младших школьников. Ведь при изучении этого предмета ученики работают именно с научно-познавательными текстами учебника, одной из особенностей, что отличает их от художественных, является то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей.
Как указывает профессор Л.П. Доблаев «для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приёмами».
Согласно исследованиям психологов к таким приёмам относятся выделение смысловых опорных пунктов, антиципация, реципация. Все эти приемы реализуются в технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н. Н. Светловской. Целью этой технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Но как я убедилась на собственном опыте, эту технологию продуктивного чтения можно результативно использовать и при работе с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира.
Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс работы с текстом, на каждом из которых решаются определенные задачи:
работа с текстом до чтения;
работа с текстом во время чтения;
работа с текстом после чтения.
1 этап. Работа с текстом до чтения ( подготовительный этап)
Цель: пробудить познавательный интерес ребёнка. (развитие антиципации).
Прием работы | Особенности проведения | Примеры по содержанию |
Использование загадок по теме текста | Ребятам предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста. | 1 класс. Тема: «Дикие и домашние животные» 4 класс. Тема: «Зачем нужна гигиена» |
Облако понятий - | Чтение ключевых слов. на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте. | 2 класс. Тема: «Что такое погода»: Температура воздуха, ветер, облачность, осадки. Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке? |
Предварительный просмотр иллюстраций | Рассматривание иллюстраций. Ребятам предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять, о чём пойдёт речь. | 3 класс. Тема: «Природное сообщество «Болото». |
Составление пазлов | Ребятам в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чём они узнают из текста, нужно собрать картинку. | 1 класс. Тема: «Разнообразие грибов» |
Анонс предстоящей работы | На доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста. | 3 класс. Тема: «Природное сообщество «Болото» Почему люди селились рядом с болотами? С одной стороны болото – беда, а с другой кладезь добра. Где беда, а где добро? |
Проблемный вопрос | Классу задаётся проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержание научного текста | 2 класс. Тема «Культурные растения». Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? 4 класс. Тема «Тайга», Почему в умеренном поясе самая широкая лесная зона? |
2 этап. Работа с текстом во время чтения ( основной)
Цель: достижение понимания и осмысления текста на уровне содержания.
Словарная работа | По ходу чтения текста дети отмечают непонятные им слова и научные термины, далее идёт работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием. | 2 класс. Тема: «Как построить дом». Словарная работа необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для ребят слов. Использовать работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Можно задание давать заранее: найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д. |
Работа с текстом |
Восстановление деформированного текста | По ходу работы со статьёй дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа. | 3 класс Тема: «Круговорот воды в природе». (1)__ нагревает Мировой океан. (2)_ испаряется с поверхности Мирового океана, уносится в атмосферу в виде водяного пара. В высоких холодных слоях водяной пар превращается в мелкие капельки воды. Из них образуются ___(3)__. ____(4)__ несут облака и тучи в разные районы Земли. По дороге часть туч прольются над океанами, а часть – над ___(5)__. Капельки воды могут попасть в русло речки, из речки в реку, затем в __(6)___и , наконец, в ____(7)_. |
Выборочное чтение Карта мыслей. | Ребята учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Более продуктивен вариант групп повой работы. Результаты работы фиксируют в «Карте мыслей». | 4 класс. Тема «Природные зоны России.Тундра» 1 группа «Географы» находит и готовят для публичного представления материал по расположению и климату данной природной зоны. 2 группа «Ботаники» готовит материал о растительном мире. 3 группа «Зоологи» готовит информацию о животном мире. 4 группа «Экологи» готовит сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны. |
Чтение текста по частям с остановками | Чтение научного текста по абзацам или по частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, объяснению, обсуждению научной информации | Озаглавливание частей текста |
Обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, включать воображение | 1 класс Тема «Рыбы» Что мы еще не узнали о рыбах? |
Поиск прямых и скрытых авторских вопросов | 3 класс Тема: «Природное сообщество «Лес». «Почему лес называют зеленым другом человека?» |
Выборочное чтение | 3 класс. Тема: «Торф» Найдите в тексте и прочитайте, как образуется торф. |
«Ромашка Блума» Шесть лепестков — шесть типов вопросов | 1.Простые: кто? что? где? когда?; 2. Творческие (предположе ние): Что было …?; 3. Практические: Где используют? Как бы ты поступил?; 4.Объясняющие (причинно-следственные): Почему? Зачем? 5. Оценочные: Что хорошо? Что плохо?; 6. Уточняющие: Правильно ли я понял…?; | Простые вопросы. Что такое экономика? Творческие вопросы. Что нужно делать, чтобы все относились бережно к природе? Практические вопросы. Как происходит образование торфа на болотах? Интерпретационные вопросы ( объясняющие). Почему лес можно назвать «многоэтажным домом, где много квартир?» Оценочные вопросы. Как ты относишься к курению? Уточняющие вопросы. Ты утверждаешь, что без знаний о природных сообществах невозможна охрана природы? |
Работа с таблицами, схемами | Преобразование информации из одной формы в другую | 2 класс Тема: «Что такое экономика», |
Заполнение таблиц используя материал текста. | Тема «Звёздное небо», 2 класс Название созвездия | В какое время года видно | На что похоже | Почему так названо | | | | | |
3 этап – заключительный (после чтения)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
Работа с пословицами | Ребятам предлагается выбрать из предложенных подходящие по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации | 4 класс Тема: «Органы дыхания. Гигиена дыхания». Курить – здоровью вредить. Курить много табака – поубавится ума. Курильщики – сами себе могильщики. Один курит, а весь дом болеет. |
Игра «Плюс или минус» | Учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак | Тема : «Планеты и звёзды», 2 класс Верно ли, что 1.Звёзды и планеты имеют шарообразную форму; 2. Звезды – это огромные раскалённые светящиеся шары; 3. Звезды кажутся на небе маленькими, потому что находятся на огромном расстоянии ; 4.Группы звёзд на небе называются коллекцией; 5. Полярная звезда входит в созвездие Большая Медведица; 6. Полярная звезда указывает направление на Северный полюс; 7. Солнце - самая большая звезда в космосе; 8. Солнце - ближайшая к Земле звезда; 9. Планеты на небе видны мерцающими точками. |
Ярмарка вопросов | Ребята получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему? | 3 класс. Тема : «Природное сообщество «Луг». Составить вопросы к тексту для одноклассников, которые начинаются словами Что? (Что такое луг? Что дает луг человеку?) Кто? ( Кто обитает на лугу?) Где? ( Где располагаются луга?) Когда? (Когда человек заготавливает сено?) Как? ( Как животные луга проводят зиму ?) Почему? ( Почему на лугах много мышей и кротов?) |
Технология продуктивного чтения предполагает получить определенный продукт. | практическое применение полученной из текста информации | 1 класс. Тема «Птицы зимующие и перелетные» Буклет «Помоги птице зимой!» 3класс Тема: «Пожары в тайге». Памятка «Как правильно разжигать костер» 4 класс Тема: «Органы пищеварения. Зубы и уход за ними». Памятки «Питание и здоровье зубов» «Практические советы по уходу за полостью рта». . |
Использование данной технологии (этих и других приемов) в организации работы с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира поможет ребятам не только овладеть техникой чтения, но и научит их «вычерпывать» из текста все заложенные в нём смыслы. Ожидаемые результаты:
Обучающийся получают возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные.
Если говорить о результатах использования данной технологии мною, то можно обратиться к результатам РККР ( 2020), которые позволяют изучить уровень сформированности следующих умений:
Для определения уровня сформированности УУД диагностировались умения: | Предметное содержание: |
| литературное чтение; русский язык; математика; окружающий мир; |
Территория | Читательская грамотность, % |
КО-Кузбасс (вся выборка) | 74,39 |
Кемеровский ГО | 76,59 |
МБОУ СОШ № 45 | 77,21 |
4А | 86,12 |
Территория | Выполнение заданий, основанных на предметном содержании, Окружающий мир,% |
КО-Кузбасс (вся выборка) | 85,35 |
Кемеровский ГО | 87,22 |
МБОУ СОШ № 45 | 88,89 |
4А | 94,8 |
Результаты выполнения РКРР свидетельствуют, что системная работа с научно-познавательными текстами по технологии продуктивного чтения дает положительные результаты.
Я предполагаю, что на выходе из начальной школы ребята научатся читать – а это значит, не только овладеют техникой чтения, но и научатся «вычерпывать» из текста все заложенные в нём смыслы.« А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество… (М. Цветаева).
Список используемой литературы
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе ж. Начальная школа до и после.
Васильевой М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. - М.: «Педагогика». - 2002. - 205 с.
Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М.: «Наука». - 1981. - 140 с.
Граник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: «Педагогика». - 2008. -78 с.
Долинин К. А. Интерпритация текста / К. А. Долинин . - М.: «Просвещение». - 2005. - 288 с.
Кудревич М.А. Учебно-методическое пособие по развитию навыков устной речи. - Минск, 1990 г. - 215 с.
13. Наволенко Г. Я. Работа с научно-популярными текстами (Формирование осознанного чтения) Г.Я. Наволенко ж. Начальная школа до и после №8 2012, с.25
15. . Ожегов С.И. Словарь русского языка «Современная энциклопедия». -М., 1972 г.