СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Работа с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как средство формирования читательской грамотности младшего школьника в условиях реализации ФГОС»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе представлен опыт использования технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской при работе с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира. 

Просмотр содержимого документа
««Работа с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как средство формирования читательской грамотности младшего школьника в условиях реализации ФГОС»»

«Работа с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира как средство формирования читательской грамотности младшего школьника в условиях реализации ФГОС»

Вопросам обучения чтению в образовании всегда придавалось большое значение. И идея формирования младшего школьника как читателя получила свое развитие в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, согласно которому «приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование необходимого уровня читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

В стандарте читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе предусматривает выполнение учащимися итоговых комплексных работ, ВПР, которые включают именно научно-познавательные тексты, на основе понимания которых ученики должны выполнить задания по литературному чтению, русскому языку, математике, окружающему миру.

Следовательно, «окружающий мир» – тот предмет, которому должна отводиться значительная роль в формировании читательской компетентности младших школьников. Ведь при изучении этого предмета ученики работают именно с научно-познавательными текстами учебника, одной из особенностей, что отличает их от художественных, является то, что в них содержатся научные понятия, сведения, факты, нет сюжета, ролей.

Как указывает профессор Л.П. Доблаев «для осмысления текста необходимо не только быть внимательным при чтении, иметь знания и уметь их применять, но и владеть определенными мыслительными приёмами».

Согласно исследованиям психологов к таким приёмам относятся выделение смысловых опорных пунктов, антиципация, реципация. Все эти приемы реализуются в технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н. Н. Светловской. Целью этой технологии является формирование типа правильной читательской деятельности, умение самостоятельно понимать текст. Но как я убедилась на собственном опыте, эту технологию продуктивного чтения можно результативно использовать и при работе с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира.

Структура технологии продуктивного чтения представляет собой трёхступенчатый процесс работы с текстом, на каждом из которых решаются определенные задачи:

  1. работа с текстом до чтения;

  2. работа с текстом во время чтения;

  3. работа с текстом после чтения.


1 этап. Работа с текстом до чтения ( подготовительный этап)

Цель: пробудить познавательный интерес ребёнка. (развитие антиципации).


Прием работы

Особенности проведения

Примеры по содержанию

Использование загадок по теме текста 

Ребятам предлагается отгадать загадки и определить тему научного текста.

1 класс. Тема: «Дикие и домашние животные»

4 класс. Тема: «Зачем нужна гигиена»

Облако понятий - 

Чтение ключевых слов.

на доску в нарисованное облако вписываются новые понятия и термины из текста, детям предлагается поделиться имеющимися знаниями, догадаться, о чём пойдёт речь в тексте.

2 класс. Тема: «Что такое погода»:

Температура воздуха, ветер, облачность, осадки.

Как ты думаешь, о чём мы сегодня узнаем на уроке?



Предварительный просмотр иллюстраций

Рассматривание иллюстраций.

Ребятам предлагается просмотреть иллюстративный материал текста, понять, о чём пойдёт речь.

3 класс. Тема: «Природное сообщество «Болото».


Составление пазлов 

Ребятам в парах раздаются разрезные картинки, чтобы догадаться, о чём они узнают из текста, нужно собрать картинку.

1 класс.

Тема: «Разнообразие грибов»


Анонс предстоящей работы

На доску выносятся наиболее интересные и провокационные вопросы по теме текста.

3 класс. Тема: «Природное сообщество «Болото»

Почему люди селились рядом с болотами? С одной стороны болото – беда, а с другой кладезь добра. Где беда, а где добро?

Проблемный вопрос

Классу задаётся проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержание научного текста

2 класс. Тема «Культурные растения».

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно?

4 класс. Тема «Тайга»,

Почему в умеренном поясе самая широкая лесная зона?


2 этап. Работа с текстом во время чтения ( основной)

Цель: достижение понимания и осмысления текста на уровне содержания.


Словарная работа

По ходу чтения текста дети отмечают непонятные им слова и научные термины, далее идёт работа со справочной литературой, подбор синонимов, построение высказываний с новым научным понятием.

2 класс. Тема: «Как построить дом».

Словарная работа необходима на каждом уроке, т.к. много непонятных для ребят слов.

Использовать работу с различными источниками информации: со словарями, справочниками, интернетом. Можно задание давать заранее: найти объяснение, подобрать синонимы, спросить у родителей и т.д.

Работа с текстом

Восстановление деформированного текста

По ходу работы со статьёй дети должны заполнить пропуски в предложенном тексте, используя прочитанную информацию. В данном случае уместна парная работа.

3 класс Тема: «Круговорот воды в природе».

(1)__ нагревает Мировой океан. (2)_ испаряется с поверхности Мирового океана, уносится в атмосферу в виде водяного пара. В высоких холодных слоях водяной пар превращается в мелкие капельки воды. Из них образуются ___(3)__.

____(4)__ несут облака и тучи в разные районы Земли. По дороге часть туч прольются над океанами, а часть – над ___(5)__.

Капельки воды могут попасть в русло речки, из речки в реку, затем в __(6)___и , наконец, в ____(7)_.


Выборочное чтение

Карта мыслей.

Ребята учатся находить в научном тексте необходимый материал по заданию учителя. Более продуктивен вариант групп повой работы. Результаты работы фиксируют в «Карте мыслей».

4 класс. Тема «Природные зоны России.Тундра»

1 группа «Географы» находит и готовят для публичного представления материал по расположению и климату данной природной зоны.

2 группа «Ботаники» готовит материал о растительном мире.

3 группа «Зоологи» готовит информацию о животном мире.

4 группа «Экологи» готовит сообщение по занятию населения и экологическим проблемам природной зоны.


Чтение текста по частям с остановками

Чтение научного текста по абзацам или по частям. По ходу чтения идет фронтальная беседа с классом по уточнению, объяснению, обсуждению научной информации

Озаглавливание частей текста


Обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, включать воображение

1 класс Тема «Рыбы»

Что мы еще не узнали о рыбах?


Поиск прямых и скрытых авторских вопросов


3 класс Тема: «Природное сообщество «Лес».

«Почему лес называют зеленым другом человека?»


Выборочное чтение

3 класс. Тема: «Торф»

Найдите в тексте и прочитайте, как образуется торф.

«Ромашка Блума»

Шесть лепестков — шесть типов вопросов

1.Простые: кто? что? где? когда?;

2. Творческие (предположе ние): Что было …?;

3. Практические:

Где используют? Как бы ты поступил?;

4.Объясняющие (причинно-следственные): Почему? Зачем?

5. Оценочные: Что хорошо? Что плохо?;

6. Уточняющие: Правильно ли я понял…?;

Простые вопросы. 

Что такое экономика?

Творческие вопросы. Что нужно делать, чтобы все относились бережно к природе?

Практические вопросы.

Как происходит образование торфа на болотах?

Интерпретационные вопросы

( объясняющие). Почему лес можно назвать «многоэтажным домом, где много квартир?»

Оценочные вопросы. Как ты относишься к курению?

Уточняющие вопросы.

Ты утверждаешь, что без знаний о природных сообществах невозможна охрана природы?

Работа с таблицами, схемами

Преобразование информации из одной формы в другую

2 класс Тема: «Что такое экономика»,


Заполнение таблиц используя материал текста.

Тема «Звёздное небо», 2 класс


Название созвездия

В какое время года видно

На что похоже

Почему так названо







3 этап – заключительный (после чтения)

Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.


Работа с пословицами 

Ребятам предлагается выбрать из предложенных подходящие по смыслу пословицу к тексту или объяснить ее смысл с позиции полученной из текста информации

4 класс Тема: «Органы дыхания. Гигиена дыхания».

Курить – здоровью вредить.

Курить много табака – поубавится ума.

Курильщики – сами себе могильщики.

Один курит, а весь дом болеет.

Игра «Плюс или минус» 

Учитель читает высказывание, а дети на листочках ставят знак + если согласны, если не согласны- знак

Тема : «Планеты и звёзды», 2 класс

Верно ли, что

1.Звёзды и планеты имеют шарообразную форму;

2. Звезды – это огромные раскалённые светящиеся шары;

3. Звезды кажутся на небе маленькими, потому что находятся на огромном расстоянии ;

4.Группы звёзд на небе называются коллекцией;

5. Полярная звезда входит в созвездие Большая Медведица;

6. Полярная звезда указывает направление на Северный полюс;

7. Солнце - самая большая звезда в космосе;

8. Солнце - ближайшая к Земле звезда;

9. Планеты на небе видны мерцающими точками.

Ярмарка вопросов

Ребята получают задание в парах составить вопросы по тексту для одноклассников, чтобы они начинались словами Что? Кто? Где? Когда? Как? Почему?

3 класс. Тема : «Природное сообщество «Луг».

Составить вопросы к тексту для одноклассников, которые начинаются словами

Что? (Что такое луг? Что дает луг человеку?)

Кто? ( Кто обитает на лугу?)

Где? ( Где располагаются луга?)

Когда? (Когда человек заготавливает сено?)

Как? ( Как животные луга проводят зиму ?)

Почему? ( Почему на лугах много мышей и кротов?)

Технология продуктивного чтения предполагает получить определенный продукт.

практическое применение полученной из текста информации

1 класс. Тема «Птицы зимующие и перелетные»

Буклет «Помоги птице зимой!»

3класс Тема: «Пожары в тайге».
Памятка «Как правильно разжигать костер»

4 класс Тема: «Органы пищеварения. Зубы и уход за ними».

Памятки

«Питание и здоровье зубов»

«Практические советы по уходу за полостью рта».

.


Использование данной технологии (этих и других приемов) в организации работы с научно-познавательными текстами на уроках окружающего мира поможет ребятам не только овладеть техникой чтения, но и научит их «вычерпывать» из текста все зало­женные в нём смыслы. Ожидаемые результаты:

Обучающийся получают возможность научиться:

  • осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;

  • обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);

  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные.

Если говорить о результатах использования данной технологии мною, то можно обратиться к результатам РККР ( 2020), которые позволяют изучить уровень сформированности следующих умений:


Для определения уровня сформированности УУД диагностировались умения:

Предметное содержание:


  • читательская грамотность;

  • познавательные УУД:

  • коммуникативная УУД;

  • регулятивные УУД;


  • литературное чтение;

  • русский язык;

  • математика;

  • окружающий мир;



Территория

Читательская грамотность, %


КО-Кузбасс (вся выборка)

74,39

Кемеровский ГО

76,59

МБОУ СОШ № 45

77,21

86,12


Территория

Выполнение заданий,
основанных на предметном содержании,

Окружающий мир,%

КО-Кузбасс (вся выборка)

85,35

Кемеровский ГО

87,22

МБОУ СОШ № 45

88,89

94,8


Результаты выполнения РКРР свидетельствуют, что системная работа с научно-познавательными текстами по технологии продуктивного чтения дает положительные результаты.


Я предполагаю, что на выходе из начальной школы ребята научатся читать – а это значит, не только овладеют техникой чтения, но и научатся «вычерпывать» из текста все зало­женные в нём смыслы.« А что есть чтение - как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками. Чтение, прежде всего сотворчество… (М. Цветаева).


Список используемой литературы

  1. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе ж. Начальная школа до и после.

  2. Васильевой М.С. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. - М.: «Педагогика». - 2002. - 205 с.

  3. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М.: «Наука». - 1981. - 140 с.

  4. Граник Г.Г. Когда книга учит / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: «Педагогика». - 2008. -78 с.

  5. Долинин К. А. Интерпритация текста / К. А. Долинин . - М.: «Просвещение». - 2005. - 288 с.

  6. Кудревич М.А. Учебно-методическое пособие по развитию навыков устной речи. - Минск, 1990 г. - 215 с.

  7. 13. Наволенко Г. Я. Работа с научно-популярными текстами (Формирование осознанного чтения) Г.Я. Наволенко ж. Начальная школа до и после №8 2012, с.25

  8. 15. . Ожегов С.И. Словарь русского языка «Современная энциклопедия». -М., 1972 г.