СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с непроверяемыми гласными и согласными на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление содержит методику работы со словарными соовами (5-9 класс)

Просмотр содержимого документа
«Работа с непроверяемыми гласными и согласными на уроках русского языка»


5 класс

А

Абзац

Абрикос

Авария

Австралия

Азия

Активный

Алеет (алый)

Аллея

Алмаз

Алмазный

Алфавит

Альбом

Америка

Ананас

Антарктида

Апельсин

Аптека

Арена

Ароматный

Артиллерия

Артист

Артистка

Атлет

Афиша

Африка

Б

Багрянец

Багряный

Балет

Балкон

Банан

Барабан

Баран

Баранка

Баскетбол

Баян

Бегемот

Безвкусица

Безвкусный

Безмятежный

Беречь

Беседовать

Билет

Бинокль

Бирюзовый

Благородный

Блеснуть

Блестеть

Блистать

Борьба

Брошюра

Будка

Будущее

Бульон

Бьёт

В

Вагон

Вверху

Вдвоём

Велогонки

Велосипед

Вестибюль

Ветеран

Витрина

Влево

Внизу

Вокзал

Вокруг

Волнение

Воображение

Вообразить

Вообще

Восклицательный

Восстание

Восторгаться

Восхищаться

Впечатление

Вправо

Вскоре

Втроём

Выражение

Выразительный

Г

Галерея

Гардероб

Гармония

Гвоздика

Героический

Гимнастика

Гитара

Гладиолус

Гореть

Горизонт

Горизонтальный

Грамматика

Грамотный

Громадный

Гуманизм

Д

Диалог

Диван

Дирижёр

Дистанция

Доброжелательный

Достижение

Ж

Желание

Жечь

Жонглёр

Жужжать

Жюри

З

Загораться

Закреплять

Замечательный

Запах

Запись

Здание

Здесь

Здоровье

Здравствуй(те)

Знакомиться

Знаменитый

И

Издалека

Изредка

Изумительный

Изумрудный

Иллюстрация

Инженер

Интересоваться

Интонация

Информация

Искусство

Исполин

Исполинский

Исчезать

К

Кабинет

Календарь

Канал

Квартира

Кипятить

Коктейль

Коллективный

Коллекция

Колхоз

Колючий

Компания (друзей, одноклассников)

Компьютер

Компьютерщик

Конфета

Корзина

Коридор

Коричневый

Космонавт

Костюм

Кочевник

Кристалл

Крыжовник

Л

Лазурный

Легенда

Лиловый

Лингвистический

М

Магнитофон

Мало-помалу

Мандарин

Маршрут

Матч

Медальон

Метафора

Мечта

Миллион

Могучий

Монолог

Н

Наверное

Налево

Направо

Напрягаться

Наслаждаться

Негодовать

Недоразумение

Недоумевать

Независимость

Ненавидеть

Необходимость

Необъятный

Необыкновенный

Необычный

Неохватный

Непреодолимый

Н (продолжение)

О

Обвинять

Оберегать

Обитатель

Облегчение

Обогащать

Обозначать

Обоняние

Образ

Общество

Объяснять

Огорчаться

Огромный

Олицетворение

Оптимизм

Ослепительный

Осторожный

Отдалённый

Отовсюду

Отражать

Отражение

Очевидец

Ошеломить

П

Павильон

Пансионат

Парашют

Паркет

Пассивный

Пастух

Пессимизм

Песчаный

Печатать

Пианино

Платформа

Племянник

По-моему

Побеждать

Повествовательный

Подоконник

Пожалуйста

Поколение

Помидор

Помощник

Поразительный

Порхать

Посвятить

Посетить

Почерк

Почтальон

Поэзия

Правильный

Предавать

Предатель

Прекрасный

Пренебрегать

Препинание

Преподавать

Препятствие

Препятствовать

Преследовать

Прибор

Привет

Приглашать

Приду

Призвание

Прийти

Приключение

Пример

Примитивный

Приобрести

Природа

Присяга

Присягать

Причина

Приятный

Продолжаться

Продолжение

Происхождение

Пропаганда

Просвещение

Профессия

Р

Равнина

Разгадать

Раздаваться

Разделить

Раздражать

Разъединять

Ракета

Рапорт

Расписание

Рассвет

Рассказ

Рассказывать

Расставаться

Расстояние

Рассчитать

Расцвет

Расчёт

Расчётливый

Расшифровать

Рекорд

Ремень

Республика

Решительный

Ромашка

Россия

Рюкзак

С

Салют

Сатира

Сбить

Сверкать

Свидетель

Сгиб

Сдать

Серебристый

Сжать

Сигнал

Слева

Соревноваться

Состязание

Состязаться

Спартакиада

Специальность

Спортсмен

Справа

Справедливый

Сражаться

Сражение

Стадион

Стеречь

Стихотворение

Стремиться

Т

Талант

Таракан

Телевидение

Телевизор

Телефон

Температура

Терраса

Территория

Тонна

Торжественный

Трамвай

Транскрипция

Тренер

Тренироваться

Троллейбус

У

Убеждение

Увлекать

Угадать

Угодить

Удивительный

Удовольствие

Украшать

Украшение

Университет

Утверждать

Ф

Фигура

Философ

Фиолетовый

Фойе

Фонтан

Фотоаппарат

Фразеологизм

Футбол

Х

Хоккей

Ч

Человечество

Чернила

Честность

Чехол

Чувствовать

Ш

Шампиньон

Шоколад

Шоссе

Шотландия

Шофёр

Э

Эгоизм

Экзамен

Экипаж

Энергия

Эскимо

Ю

Юмор

Юный

Я

Янтарный



6 класс

А

Авиадесант

Авиапромышленность

Авиасалон

Авиасъёмка

Автогараж

Автоколонна

Автопилот

Акваланг

Аквалангист

Аквамарин

Акварель

Аквариум

Акватория

Аккуратный

Альбом

Алюминиевый

Алюминий

Аморальный

Антигуманный

Антидемократичный

Антинародный

Аполитичный

Аритмичный

Арматура

Атмосфера

Б

Багроветь

Багровый

Багряный

Банан

Барабан

Баран

Баранка

Бассейн

Бахрома

Безмятежный

Бетон

Библиотека

Биография

Биология

Бирюзовый

Благодарить

Благодарность

Благодарный

Блаженство

Блаженствовать

Богатырь

Бордовый

Будка

В

В общем

Вдалеке

Вдали

Великолепие

Великолепный

Велосипед

Вестибюль

Воспалённый

Восторг

Восторгаться

Восторженный

Восхитительный

Восхищаться

Восхищение

Впечатление

Впечатлять

Впечатляющий

Выдавать

Выдавить

Г

Гараж

Гектар

Генерал

Географ

Географический

География

Геолог

Геологический

Геология

Геометрический

Геометрия

Герб

Гербовый

Гипербола

Гиперболический

Гостиная

Гостиница

Гостиный (двор)

Громоздить

Громоздкий

Д

Давать

Давить

Далёкий

Дальнейший

Двести

Девяносто

Деепричастие

Деепричастный оборот

Дезинформация

Дезинформировать

Дезорганизация

Дезорганизовать

Демобилизация

Демобилизовать

Демонтаж

Демонтировать

Дискуссионный

Дискуссировать (дискутировать)

Дискуссия

Долина

Долинный

Дощатый

Драгоценный

Ж

Жестокий

Жестокость

З

Завтра

Завтрашний

Заглавие

Зелёный

Значение

Значительный

Зоолог

Зоологический

Зоология

И

Издали

Изжелта-красный

Изображать

Изображение

Изобразительный

Иллюстрация

Иметь в виду

Интеллигент

Интеллигентный

Интерес

Интересный

Интересоваться

Исковерканный

Искусный

Искусство

Исполинский

Иссиня-черный

Исследование

Истребитель

Истребить

Истреблять

Й

Йеменцы

Йога

К

Казаться

Как будто

Калейдоскоп

Калоши

Каморка

Кампания (выборная)

Карабкаться

Карикатура

Карикатурный

Карниз

Катастрофа

Катастрофический

Квартира

Коварный

Коварство

Коверкать

Ковырять

Коктейль

Количественный

Количество

Коллекция

Колонна

Колоссальный

Колотить

Колотушка

Колхоз

Колыхать

Колышущийся

Командир

Командировка

Компания (друзей, одноклассников)

Конвейер

Конструировать

Конструктивный

Конструкция

Коридор

Корреспондент

Л

Лагуна

Ладонь

Лазоревый

Лежанка

Лейтенант

М

Магнитофон

Магнитофонный

Маляр

Медаль

Местоимение

Местоимённый

Микрофон

Миллиард

Миллион

Н

Невежа

Невежда

Несмотря на

Носорог

Носорожий

Носорожья

О

Обиход

Обращать(ся)

О (продолжение)

Обращение

Общественно полезный

Общественно-политический

Одиннадцать

Орнамент

Оскорбить

Оскорбление

Отдалённый

Отечество

Отсюда

Оттуда

Отчество

Отчизна

П

Палисадник

Паркет

Парламент

Парламентарий

Парламентский

Пародийный

Пародировать

Пародия

Патриот

Патриотизм

Патриотический

Педаль

Пейзаж

Пейзажист

Пейзажный

Передавать

Перила

Перископ

Пиджак

Пичужка

Подавлять

Поддаваться

Подзаголовок

Подражать

Подчинение

Подчинённый

Подчинить

Подчиняться

Показаться

Полемизировать

Полемика

Полемический

Политика

Политический

Поражение

Поскользнуться

Пребывать (на работе)

Превратить

Предатель

Предать

Предел

Предмет

Президент

Президентский

Президиум

Презирать

Прекословить

Прекратить

Прекращать

Прелестный

Прелесть

Премьера

Преобразовать

Преодолеть

Препятствие

Препятствовать

Пререкание

Пререкаться

Пресмыкаться

Престиж

Престижный

Престол

Претворить (мечту в жизнь)

Прибыть (на работу)

Привет

Приветливый

Привилегированный

Привилегия

Привыкать

Пригласить

Пригодиться

Приготовить

Прийти

Приказать

Приключение

Приключенческий

Прилежный

Приличие

Приличный

Применение

Применять

Пример

Примерять

Примирять

Примитивизм

Примитивный

Приобрести

Природа

Природный

Присмотреться

Приспособить

Присутствовать

Присяга

Присягать

Притворить (дверь)

Притворный

Притворство

Причина

Приятель

Приятельский

Приятно

Приятный

Прогресс

Прогрессивный

Произведение

Профессионализм

Профессиональный

Профессия

Р

Ракета

Религиозный

Религия

Репертуар

Репетировать

Репетиция

Репродукция

Реформа

Решать

Решение

Решительный

Ровесник

Румяный

С

Салат

Салфетка

Сверстник

Свиной

Сейчас

Сельдерей

Серьёзный

Симпатизировать

Симпатичный

Симпатия

Симфонический

Симфония

Синий

Сирень

Следующий

Сократить

Сокращение

Солдат

Солома

Соломенный

Состязание

Т

Так как

Так что

Талант

Таракан

Театр

Театральный

Телеграмма

Телефон

Телефонный

Терраса

Типография

Торжественный

Торжество

Торжествовать

Торопиться

Торопливый

Тревога

Тревожный

Трибуна

Триста

Троллейбус

У

Уважать

Уважение

Уважительный

Удалить

Удовольствие

Употребительный

Учреждение

Ф

Фарфор

Фасоль

Фаянс

Физиономия

Фиолетовый

Фонарь

Ц

Центнер

Ч

Четыреста

Ш

Шампунь

Шевелить

Штукатур

Штукатурить

Э

Эвкалипт

Экземпляр

Экономить

Экскаватор

Эмблема

Ю

Юный

Я

Январский


7 класс

А

Абрикос

Авария

Автор

Адмирал

Академия

Акваланг

Аквамарин

Аквариум

Аккуратно

Алеет (алый)

Аллея

Алмазный

Алфавит

Альбом

Ананас

Ансамбль

Апрель

Арена

Артистка

Архитектура

Атака

Афиша

Б

Бассейн

Безмятежный

Библиотека

Благодаря тому что

Блаженно

Блистать

Бок о бок

Бродячий

В

В насмешку

В отличие

В продолжение (какого- либо времени) (предлог)

В силу того что

В течение (какого-либо времени) (предлог)

В целом

В частности

Ввиду (предлог)

Величие

Ветеран

Видимо-невидимо

Вмиг

Внимание

Вовеки (нареч.)

Вовремя (нареч.)

Возражение

Волей-неволей

Вплотную (нареч.)

Вполовину

Впоследствии

Вразрез (нареч.)

Врассыпную (нареч.)

Вредитель

Вследствие того что

Вслепую (нареч.)

Выразительность

Выровненный

Г

Галерея

Генерал

Гимнастика

Гирлянда

Гнездиться

Горизонт

Горно-металлургический

Государство

Д

Давным-давно

Дальневосточный

Делегат

Демонстрация

Дискуссия

Дистанция

Для того чтобы

До свидания

До смерти

Довольно

Документ

Дремучий

Ж

Жасмин

Жеваный

Желанный

З

За границей

За границу (ехать за границу)

Забвение

Заграница (торговля с заграницей)

Зажжённый

Зажигать

Залив

Замечание

Зарницы

Затем

Зато (= но)

Зачем (нареч.)

Защёлкнуть

Здравствуй(те)

Знаменовать

И

Из-за

Из-под

Извините

Издавна

Издательство

Изобразить

Иметь в виду

Информация

Искусный

Искусственный

Искусство

Й

Йеменцы

Йога

К

Как будто

Калитка

Калоши

Караван

Карикатура

Карман

Катастрофа

Квитанция

Классик

Кованый

Коктейль

Коллекция

Колонна

Колхоз

Команда

Комбинат

Комбинация

Комендант

Комментировать

Конверт

Корабль-ракета

Коснуться

Кромешный

Кросс

Л

Лебеда

Лейтенант

Литература

Личинка

М

Майор

Мало-помалу

Масса

Матч

Маяк

Медленный

Минимальный

Могущество

Н

На глазок

На днях

На дом

На лету

На миг

На память

На скаку

На совесть

На ходу

Навеки (нареч.)

Наизусть

Насекомое

Не раз (= много раз)

Н (продолжение)

Неведомый

Невиданный

Недосягаемый

Нежданный

Неизменный

Неправдоподобный

Неслыханный

Нечаянный

Ни разу (= никогда)

Никак

Нимало

Нисколечко

Ничуть

О

Облокотиться

Озираться

Ориентация

Ориентироваться

Осанка

Остановиться

Отворить

Отечество

Отклонить

Отразить

Оттого что

Отчасти (нареч.)

Отчизна

Офицер

П

Пакет

Палящий

Памятник

Панцирь

Паром

Партер

Пейзаж

Период

Печальный

Печать

Плакат

Плащ-палатка

Пленительный

По двое

По окончании

По памяти

По прибытии

По совести

По трое

По-видимому (нареч.)

По-настоящему (нареч.)

По-прежнему (нареч.)

Под силу

Пожалуйста

Полярный (день)

Поминутно

Понимание

Поражение

Поразительный

Постановление

Потому что

Почтальон

Поэзия

Правитель

Предварительный

Президент

Президиум

Прекратить

Пресса

Претендовать

Претензия

Привлекать

Привольный

Присутствовать

Проворно

Прогресс

Прожорливый

Пропорциональный

Процесс

Путешественник

Р

Радио

Разворачиваться

Разгораться

Раскалённый

Рассказ

Реальный

Редакция

Резиденция

Резолюция

Рекомендация

Реформа

Роман

С

С налёту

С разбегу

С тем чтобы

Санаторий

Сатира

Сваляться

Светофор

Свирепый

Священный

Секунда

Семафор

Сессия

Сигнал

Силуэт

Симпатичный

Ситуация

Сияние

Сиять

Случай

Снаряд

Сновидение

Солдат

Спалённый

Спасибо

Спортсмен

Старательно

Студёный

Суверенный

Судостроительный

Т

Таинственный

Таракан

Телевидение

Территория

То есть

Тонна

Торопиться

Тотчас (нареч.)

Точь-в-точь

Традиция

Трасса

Тревога

Тренер

Тренироваться

Трепетать

У

Увеличить

Увенчанный

Уничтожить

Уцепиться

Участник

Ф

Фантазия

Фигурист

Х

Хоккей

Ц

Целина

Цемент

Цивилизация

Циклон

Циновка

Цитрусовый

Ч

Чемпион

Чтобы

Ш

Шевелиться

Шиповник

Широкоэкранный

Шоссе

Э

Экспресс

Эпидемия

Эфир



8 класс

А

Автобус

Автомобиль

Авторитет

Администрация

Академия

Акация

Аллегория

Алмаз

Алмазный

Амбразура

Амфитеатр

Аннотация

Ансамбль

Апофеоз

Аромат

Арсенал

Артиллерия

Архитектура

Ассортимент

Асфальт

Аттестат

Аудитория

Б

Байдарка

Батальон

Безвестный

Беллетристика

Бельэтаж

Бескорыстный

Бессмертный

Библиограф

Бизнесмен

Биограф

Благородный

Блокнот

Бок о бок

Большинство

Братство

Будущее

Бюллетень

В

Величина

Вероятно

Видеокамера

Витрина

Витязь

Внимание

Воображение

Воочию

Воплотить

Восстановить

Впечатление

Впопыхах

Впоследствии

Выразить

Г

Галерея

Гарантировать

Гарантия

Гармония

Гарнизон

Гениальный

Гипотеза

Горельеф

Гостиница

Грандиозность

Грациозный

Д

Дебаты

Дебют

Девиз

Действительный

Декларация

Декларировать

Декоративный

Декорация

Делегат

Деликатный

Демонстрация

Депутат

Диалог

Диплом

Директор

Дискуссия

Дисциплина

Достоинство

Достопримечательность

Дощатый

Е

Единомышленник

Естественный

З

Зодчество

Зодчий

И

Идеал

Идеальный

Извинить(ся)

Изобразительный

Изящество

Изящно, изящный

Иллюминация

Иллюстрация

Иллюстрированный

Импровизация

Интеллект

Интеллектуальный

Интенсивный

Интерьер

Информация

Информировать

Искусный

Искусство

Иссечённый

Истинный

Й

Йеменцы

Йога

К

Каблук

Кавалерия

Калоши

Кандидат

Канонада

Карнавал

Картотека

Квалифицировать

Классика

Классический

Колокол

Колорит

Колоссальный

Комбинация

Комиссия

Комитет

Компаньон

Композитор

Композиция

Компонент

Компьютер

Комфорт

Конгресс

Консерватория

Конференция

Концерт

Корректный

Корректор

Корреспондент

Красноречие

Кутюрье

Л

Лаборатория

Ландшафт

Лауреат

Легенда

Лучше

М

Маневрировать

Манёвр

Маршрут

Массив

Масштаб

Меньшинство

Металл

Метрополитен

Миграция

Микрофон

Микроэлемент

Мировоззрение

Митинг

Многообразие

Мобильный

Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала. Поэтому работе со словом на уроках русского языка и литературы должно уделяться особое внимание. Особенно это актуально в наше время, когда в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых трудны и непонятны. К тому же из-за слабой читаемости детей список непонятных слов с каждым годом увеличивается. Работа над словом – одна из важных составляющих на уроке

Овладеть словом – значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. А значит, словарная работа включает в себя лексическую, орфографическую, (а орфографическая работа связана с фонетичесой, морфемной, этимологической), морфологическую, синтаксическую, грамматическую, стилистическую работу над словом. Хорошо поставленная словарная работа обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей, способствует глубокому усвоению программного материала и служит средством нравственного воспитания учащихся.

В процессе изучения лексики в курсе средней школы, большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса, или малоизвестных по значению. Первоначальные сведения о них дети получают уже в первом классе. В каждом из последующих классов количество таких слов, требующих запоминания и грамотного употребления в устной и письменной речи, увеличивается. Усвоение написания трудных слов требует многократных систематических упражнений, которые связываются с изучаемым на уроке грамматико - орфографическим материалом.

Опыт школы показывает, что всего за время школьного обучения ученик должен усвоить до 3-4 тысяч слов. В 5-7 классах учащиеся знакомятся с 300-750 словами в год.

Мой интерес к этой теме обусловлен недостаточной разработанностью методики обучения непроверяемым написаниям: неупорядоченностью и традиционностью дидактического материала, его скупостью, отсутствием полных научно обусловленных рекомендаций о том, как следует обучать этим написаниям, отсутствием в учебниках определенной системы заданий и специальных упражнений.


Слово рассматриваю на уроке одновременно в четырёх аспектах:

Орфоэпическом (написанное на доске слово должно прозвучать);

Лексическом (выяснение значения слова);

Орфографическом (учимся писать это слово);

Контекстуальном (в сочетании с другими словами: в словосочетаниях, предложениях, текстах).

Слово на уроке должно прозвучать и прозвучать правильно. Поэтому провожу орфоэпические диктанты (Например, в словах ровесник, президиум, приоритет, каталог, мельком, красивее нужно расставить ударение и правильно прочитать). В игре «Выбери словечко» учащиеся выписывают правильный вариант, проставляют ударение и произносят вслух. Например, дОсуг или досУг, фОрзац или форзАц, квАртал или квартАл, звОнит или звонИт и т.д.).

Для выяснения лексического значения слова очень часто провожу различные виды диктантов, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слова, фразеологическими сочетаниями и т.д. Часто практикую творческие диктанты (даётся толкование слова, учащиеся записывают само слово). Например:

Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (Айсберг);

Человек, занимающийся спортом. (Спортсмен);

Коллективная спортивная игра на льду с шайбой. (Хоккей);

Объявление о спектакле, концерте, вывешиваемое в публичных местах. (Афиша)

Для формирования навыков орфографии, в частности, слов с непроверяемыми написаниями использую следующие методы и приёмы:

1) Метод языкового анализа - приемы звуко-буквенного анализа, фонетического разбора, орфографического комментирования, устного проговаривания: орфоэпического и орфографического.

2) Зрительное запоминание: приемы зрительного диктанта, списывания с различными заданиями, проверки слов по словарю, использование плакатов, таблиц, выделение орфограмм ярким цветом, подчеркивания в тетрадях, повторное письмо слов. Часто провожу зрительный диктант. Такой вид диктанта (3-7 предложений) особенно полезен при работе с непроверяемыми написаниями, способствует запоминанию нужных орфограмм и выработке навыка грамотной письменной речи:

В лесу под щебет, звон и свист

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд – приятель!»

И ставит подпись: дятел.

3) Хорошему усвоению правильного написания слова способствует привлечение мнемонических приемов. К мнемотехнике можно отнести стихи, рассказы, рисунки, ребусы, группировки слов, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить трудное слово. Эти приемы особенно полезны в тех случаях, когда не может помочь этимологическая справка.

5 кл

Правильное написание сложного словарного слова "велосипед" с сомнительными буквами: велосипед

Следует запомнить, что словарное слово "велосипед" пишется с буквами "е", "о" и "и".

Слова-образы для запоминания:

ехать - велосипед

дорога – велосипед

спица – велосипед

В словах-образах буква, которая является сомнительной в словарном слове "велосипед", находится под ударением. Поэтому, чтобы правильно написать словарное слово "велосипед", необходимо вспомнить слово-образ "ехать" и другие подобные слова-образы.

Предложение с другими словарными словами:

Для велогонок подготовили десять велосипедов.

Объединение словарного слова в словосочетания с другими словарными словами, у которых сомнительной является та же буква, позволяет запомнить написание сразу нескольких слов.

Фразеологизмы со словарным словом для запоминания:

Когда я вижу взрослого человека на велосипеде, я спокоен за человечество! (Афоризм, автор: Герберт Уэллс)

Фразеологизмы со словом "велосипед" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Стихотворения со словарным словом для запоминания:

Очень доволен мишка-сосед,

Мишке купили велосипед

Теперь он гордый и вредный,

Парень «велосипедный».

Стихотворение И.Гуриной.

Чтение стихотворений с использованием сложного словарного слова – увлекательный способ запоминать правописание слова. Правильное написание сложного словарного слова "троллейбус" с сомнительными буквами:

6 кл

троллейбус

Следует запомнить, что словарное слово "троллейбус" пишется с буквами "о" и "лл".

Слова-образы для запоминания:

остановка - троллейбус

дорога - троллейбус

талон - троллейбус

Предложения с другими словарными словами:

Троллейбус ехал вдоль аллеи.

По нашей планете наверняка ездит не меньше миллиона троллейбусов.

Интеллигентный человек уступил место в троллейбусе.

Фразеологизмы со словарным словом для запоминания:

Жизнь не троллейбус: по кольцу не ходит. (Афоризм, автор: Марк Меламед)

Фразеологизмы со словом "троллейбус" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Стихотворения со словарным словом для запоминания:

Шёл троллейбус к остановке,

В провода вцепившись ловко.

Он проделал долгий путь,

Едет в парк передохнуть.

Стихотворение О.Золочевской.

7 класс

Правильное написание сложного словарного слова "светофор" с сомнительными буквами:

светофор

Следует запомнить, что словарное слово "светофор" пишется с буквами "е" и "о".

Слова-образы для запоминания:

свет - светофор

переход - светофор

Предложение с другими словарными словами:

Светофор и семафор - устройства для регулировки движения транспорта.

Фразеологизмы со словарным словом для запоминания:

Люди как светофоры. Одни идут, отгородившись ото всех красным огнем. Другие — открытые, душа нараспашку: зеленый. Третьи — настороженные. Кто их знает, чем встретят? Желтый. (Афоризм, автор: Л.А. Обухова)

Фразеологизмы со словом "светофор" помогают запомнить написание словарного слова в интересном выражении.

Стихотворения со словарным словом для запоминания:

Помогает с давних пор

Детям, друг наш, светофор

Объяснит без напряженья

Детям правила движенья.

Стихотворение А.Рахимова.

Также для усвоения правописания таких слов я использую их послоговые орфографические проговаривания. Даю образец проговаривания. Затем эту процедуру исполняем два-три раза коллективно, контролируя произношение, глядя на соответствующую запись на доске. Далее учащимся предлагаю про себя произнести по слогам это слово два-три раза; в завершение его записываем три–пять раз. Затем подбираем, если они есть, однокоренные слова и записываем в тетради. Дома учащимся рекомендуется двух-трехкратное послоговое орфографическое проговаривание изученного слова, запись его вместе с однокоренными словами. Еще в 40-е годы 20 века видный нейропсихолог А.Р. Лурия установил, что письмо регулируется работой речедвигательного аппарата. Записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, не осознавая этого. При этом образ слова должен быть представлен не по произносительным, а по графическим нормам, что и достигается особым «орфографическим прочтением».

Повторение за учителем вслух имеет решающее значение, так как он учится преодолевать артикуляционные препятствия. Повторение за учителем не только небесполезно, но имеет значение при написании слова. Когда ребенок научится беспрепятственно повторять за учителем, он легко начнет и читать. Я сделала так. Все слова, которые нельзя проверить (словарные слова) я разбила на группы по 10 слов и начала давать их прочитывать на каждом уроке для повторения, читая орфографически. Процедура повторялась 3-4 раза (в течение 3-5 минут). За два дня повторений каждый ученик мог повторить на слух эту группу слов без ошибок. Это был первый шаг к письму без ошибок. Затем составляли словосочетания и предложения с этими словами. В конце недели давала мини- диктанты из предложений с изученными словами и словосочетаниями. Таким образом, были изучены словарные слова (их разные формы). Значения многих слов приходилось искать в словарях. Применяя их в составлении предложений, находя их в текстах для чтения, дети применяли их и в своей речи. Как можно работать с ребёнком или группой, применяя метод орфографического чтения? Во-первых, орфографически можно просто читать любые тексты, например, из художественных произведений или сборников диктантов, а лучше – специально подобранные. Во-вторых, после орфографического прочтения, специально подобранный текст можно продиктовать и дать по нему задания. Порядок работы с этими текстами помогает в формировании орфографической зоркости учащихся. Они просто вынуждены будут сосредоточиться на правописании и собственных ошибках. А порядок такой:

А. Прочитать текст хором орфографически. Б. Выписать из него слова, наиболее трудные для написания (каждый выписывает свои слова), объяснить правописание некоторых слов на правила. В. Отвлечься от текста на другое задание (например, можно провести устный опрос по пройденным правилам). Г. Написать текст под орфоэпическую диктовку (не подглядывать в тексты и в список выписанных слов). Д. Проверить диктанты самостоятельно. Е. Закрыть тетради с диктантом, открыть тексты и посмотреть правописание слов, насчет которых возникли сомнения. Не сверять с тетрадью! Ж. Закрыть тексты, открыть тетради и исправить ошибки. З. Работа проверяется преподавателями.

В-третьих, отдельные слова, в которых дети сделали ошибки можно постоянно проговаривать хором и орфографически. В-четвёртых, целесообразно предлагать учащимся самостоятельно составлять тексты для орфографического чтения, предлагать на следующий день для прочтения

Но чтобы орфографическое написание слов у ребенка действительно дошло до автоматизма, и чтобы запас этих слов был как можно богаче, первое важнейшее упражнение - списывание. Важно сознавать, что необходимо проговаривать орфографически списываемый текст как до начала письма, так и во время записи текста. Это первое и наиважнейшее требование, предъявляемое к списыванию. Научив детей правильно списывать заданный текст, я завела для каждого “тетрадь для списывания”, в которую дети дома в течение 5-8 минут ежедневно списывали отрывок текста из книжки, которую читали в данный момент.

Таким образом, алгоритм списывания выглядит так: (П.С. Жедек)

-Внимательно прочитай предложение.

-Повтори его, не заглядывая в текст.

-Подчеркни в предложении все орфограммы.

-Прочитай предложение орфографически.

-Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

-Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

-Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.


4) Слово, увиденное в контексте помогает понять многозначность, выразительность, точность словоупотребления. С этой целью провожу следующие виды работ:

- Составляем словосочетания (синтез) с трудными словами, выработка словесных ассоциаций:

пальто - осеннее пальто, надел пальто, пальто велико;

металл - холодный металл, блестящий металл, металлический блеск.

- Составляем предложения с трудными словами,

- Использую в изложениях и сочинениях, сочиняем устные рассказы, др. формы естественной речи.

- Вызывают интерес, используемые в практике занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы; составление стихотворений с этими словами, загадок и т.д.

8). И последняя рубрика «Когда так говорят?»

Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их лучшему запоминанию.

Работа над словами с трудными написаниями не ограничивается уроками русского языка. Она постоянно присутствует на уроках литературы. Опыт показывает, что планомерное применение приемов и методов работы над словами с непроверяемыми написаниями повышает эффективность обучения.