Просмотр содержимого документа
«Работа с неуспевающим учащимся: как вести дорожную карту сопровождения»
Работа с неуспевающим учащимся: как вести дорожную карту сопровождения
Для того чтобы работа с неуспевающим по итогам четверти учеником была систематичной, прозрачной и результативной, воспользуйтесь дорожной картой. Ведите ее в течение следующего учебного периода, например, четверти.
План мероприятий по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащегося включает минимум пять направлений:
– работу с учеником на уроке,
– работу с учеником во внеурочной деятельности;
– работу с родителями ученика;
– взаимодействие с классным руководителем, администрацией;
– работу с документацией: журналом, дневником.
1. Карта наблюдений за работой ученика на уроках. Необходима для предотвращения отставания ученика, своевременного усвоения предмета. В таблице 1 смотрите, как может быть представлена карта наблюдений.
Таблица 1. Как может выглядеть карта наблюдений за работой ученика на уроках
2. Работа с учеником во внеурочной деятельности. Такая работа направлена на предупреждение неуспеваемости, ликвидацию выявленных пробелов в знаниях, формирование мотивации, интереса к учебе. В таблице 2 смотрите, как можно оформить план внеурочной работы с учеником.
Таблица 2. Фрагмент плана работы с учеником во внеурочной деятельности
№ | Наименование мероприятия | Сроки | Отметка о выполнении, результативность (заполняется в конце периода) |
1 | Индивидуально-групповые занятия с учащимся | По четвергам, 7 урок | Занятия ученик посещал не регулярно, на занятиях отрабатывались основные умения и навыки по темам, по которым ученик имел пробелы на уроках («Морфологический разбор наречия», « Запятые при деепричастном обороте», « Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречиях»…), наблюдается позитивная динамика учебных достижений по русскому языку. |
2 | Занятия с психологом школы | По средам, 8 урок, 1 раз в 2 недели | С учащимся проводились индивидуальные беседы, тренинги, направленные на развитие внимания, памяти, наблюдательности, мышления. Ученик стал запоминать больший объем словарных слов. Снизилась тревожность по показателю «Страх проверки знаний». |
3 | Посещение занятий курса вреурочной деятельности «Мой род – мой народ» | По понедельникам, с 15-00 до 16-00 | Занятия ученик посещал не регулярно. Для повышения мотивация учащемуся было предложено принять участие в сборе краеведческого материала для школьного музея, подготовке школьной стенгазеты, посвященной творчеству местного поэта Н. Полунина. Принимал пассивное участие в составе группы более активных учащихся |
3. Работа с родителями ученика. Требуется, если у учащегося есть отставание в учебе, пропуски занятий, невыполнение домашних заданий, несоответствующая обстановка в классе или семье. В таких случаях работа с родителями ведется регулярно. Она направлена на оказание профессионально-педагогической помощи родителям, установление единых требований. В таблице 3 смотрите, каким может быть план работы с родителями отстающего ученика.
Таблица 3. Фрагмент плана работы с родителями неуспевающего ученика
Мероприятие | Дата | Результативность |
Беседа | 12.11 | До родителей доведены результаты текущей успеваемости учащегося, обозначены основные проблемы (не всегда готов к уроку, не всегда имеет учебные принадлежности, не активен…). Родители повысили контроль за подготовкой учащегося к уроку, появились тетрадь и дневник. Но домашнее задание ученик выполняет не полностью, списывает с ГДЗ |
Индивидуальная консультация | 20.11 | Родители повысили контроль за подготовкой учащегося к уроку, оказывают помощь в подготовке домашнего задания, прослеживается незначительная положительная динамика качества подготовки ДЗ, но не в системе |
Комиссия по недопущению неуспеваемости и отсева | 19.12 | До родителей доведены предварительные итоги успеваемости учащегося по результатам 2 четверти. Усилен контроль за посещаемостью учащимся учебных занятий со стороны родителей и администрации |
4. Взаимодействие с классным руководителем, администрацией. Задача администрации – контролировать деятельность всех звеньев учебного процесса по работе с неуспевающими учащимися. Классный руководитель обязан выявлять причины неуспеваемости учащегося через индивидуальные беседы, при необходимости обращаясь к психологу. В таблице 4 смотрите, какую работу с неуспевающими учащимися проводят классные руководители и администрация ОО.
Мероприятие | Дата | Результативность |
Беседа с классным руководителем | 11.11 | До классного руководителя доведены результаты текущей успеваемости учащегося, обозначены основные проблемы (не всегда готов к уроку, не всегда имеет учебные принадлежности, не активен…). Классный руководитель контролирует посещение учеником дополнительных занятий, пригласил родителей ученика для беседы. |
Посещение урока заместителем директора по УВР | 02.12 | Обсуждался урок с позиций организации работы со слабоуспевающими учащимися. Рекомендовано шире использовать задания дифференцированного характера. |
Беседа с классным руководителем | 16.12 | До классного руководителя доведены результаты текущей успеваемости учащегося, обозначены основные проблемы (имеет пропуски отдельных занятий без уважительной причины, опаздывает, нарушает дисциплину). Классный руководитель контролирует посещение учеником уроков, пригласил родителей ученика для беседы на комиссии. |
Комиссия по недопущению неуспеваемости и отсева | 19.12. | Совместно с классным руководителем и администрацией проведена беседа с родителями учащегося в присутствии учащегося. Уроки и внеурочные занятия стал посещать, исправил «2» за словарный диктант, сдал домашнее сочинение. |
Основной задачей школы должна стать четко выстроенная коррекционная работа. Это позволит по ходу педагогического процесса исключать все сложности, которые возникают у детей в процессе обучения. На практике же многие педагоги допускают ошибки, которые отрицательно сказываются на успеваемости и качестве обучения. Выделим три типичные ошибки учителей при ведении дорожной карты:
– работа ведется формально;
– карта заполняется в конце периода, а не ежедневно;
– мероприятия не планируются, а проводятся спонтанно.
При таком подходе использование карты не даст результата.