СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с неуспевающими

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с неуспевающими

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Работа с неуспевающими»

                    « ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НЕУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ»

« ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НЕУСПЕВАЮЩИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Успеваемость-  Это качественная характеристика результатов  освоения учебной программы и если уровень  усвоения школьной программы низок, то возникает проблема школьной неуспеваемости. При решении проблемы низкой успеваемости в школе очень важно учитывать не только то, что именно дается ученику с трудом, но и какова первопричина этих затруднений.

Успеваемость-

Это качественная характеристика результатов

освоения учебной программы и если уровень

усвоения школьной программы низок, то возникает проблема школьной неуспеваемости. При решении проблемы низкой успеваемости в школе очень важно учитывать не только то, что именно дается ученику с трудом, но и какова первопричина этих затруднений.

Причины Педагогические:  -связанные с поведением педагогов и родителей;  -вызванные поведением самих учащихся. Психологические Нейрофизиологические

Причины

  • Педагогические:

-связанные с поведением педагогов и родителей;

-вызванные поведением самих учащихся.

  • Психологические
  • Нейрофизиологические
Группы неуспевающих Педагогически или социально запущенные дети Ослабленные дети Дети с несформированными умственными навыками, операциями, недостатками в развитии высших психических функций

Группы неуспевающих

  • Педагогически или социально запущенные дети
  • Ослабленные дети
  • Дети с несформированными умственными навыками, операциями, недостатками в развитии высших психических функций
Психологические причины Не сформированность познавательной активности Обучаемость Самооценка Мотивация

Психологические причины

  • Не сформированность познавательной активности
  • Обучаемость
  • Самооценка
  • Мотивация
Мотивация  Мотив (Божович) – материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность, смысл которой состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта   Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы

Мотивация

Мотив (Божович) – материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность, смысл которой состоит в том, что с помощью мотива удовлетворяются определенные потребности субъекта

Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению, осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы

Возможные признаки сниженной мотивации у школьников Плохая успеваемость, или успеваемость ниже учебных возможностей школьников  Заниженная самооценка, робость, нерешительность  Пассивность, безынициативность

Возможные признаки сниженной мотивации у школьников

  • Плохая успеваемость, или успеваемость ниже учебных возможностей школьников

  • Заниженная самооценка, робость, нерешительность

  • Пассивность, безынициативность
Возможные признаки сниженной мотивации у школьников Интерес к результату решения учебных задач, оценке, а не к процессу Отсутствие, или недостаточность навыков произвольного поведения (умения поставить цель, преодолевать трудности, действовать по инструкции взрослого) Отсутствие способности к поиску разнообразных способов решения учебной задачи и т.д.

Возможные признаки сниженной мотивации у школьников

  • Интерес к результату решения учебных задач, оценке, а не к процессу
  • Отсутствие, или недостаточность навыков произвольного поведения (умения поставить цель, преодолевать трудности, действовать по инструкции взрослого)
  • Отсутствие способности к поиску разнообразных способов решения учебной задачи и т.д.

    Физическая и биологическая  неготовность к обучению в школе     Уровень физического здоровья Уровень биологического развития Состояние здоровья   Ребенок считается готовым к школе, когда по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Физическая и биологическая неготовность к обучению в школе

  • Уровень физического здоровья
  • Уровень биологического развития
  • Состояние здоровья

Ребенок считается готовым к школе, когда по физическому и биологическому развитию он соответствует формальному возрасту или опережает его и не имеет медицинских противопоказаний.

Коммуникативные навыки  Не считаются с чужим мнением и желанием   Не умеют слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную (мимику, позы и жесты) Не развиты навыки рефлексии и саморефлексии Не умеют взаимодействовать с другими Не умеют управлять своим поведением Не соблюдают социальные нормы поведения Часто агрессивное поведение. Цель – привлечение внимания

Коммуникативные навыки

  • Не считаются с чужим мнением и желанием  
  • Не умеют слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную (мимику, позы и жесты)
  • Не развиты навыки рефлексии и саморефлексии
  • Не умеют взаимодействовать с другими
  • Не умеют управлять своим поведением
  • Не соблюдают социальные нормы поведения
  • Часто агрессивное поведение. Цель – привлечение внимания
 Навыки произвольного поведения   Не сформировано осознанное и произвольное поведение  Не сформирован навык управления своей деятельностью Не простраивает свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями и решениями Не подчиняется определенным правилам и социальным нормам

Навыки произвольного поведения

  • Не сформировано осознанное и произвольное поведение 
  • Не сформирован навык управления своей деятельностью
  • Не простраивает свою деятельность в соответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями и решениями
  • Не подчиняется определенным правилам и социальным нормам
СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ  Сила – слабость, Подвижность – инертность, Уравновешенность (возбуждение – торможение)

СВОЙСТВА НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

  • Сила – слабость,
  • Подвижность – инертность,
  • Уравновешенность

(возбуждение – торможение)

ТЕМПЕРАМЕНТ Сильная н.с. уравновешенная неуравновешенная подвижная холерик инертная сангвиник флегматик

ТЕМПЕРАМЕНТ

Сильная н.с.

уравновешенная

неуравновешенная

подвижная

холерик

инертная

сангвиник

флегматик

ТЕМПЕРАМЕНТ Слабая н.с. меланхолик

ТЕМПЕРАМЕНТ

Слабая н.с.

меланхолик

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ, НАБЛЮДАЮЩИЕСЯ В МЛАДЕНЧЕСТВЕ:

  • активность, или пассивность – степень наследственной моторной активности;
  • ритмичность (регулярность или нерегулярность) – предсказуемость таких функций, как голод, тип питания, выделений, ритм цикла сон – бодрствование;
  • приближение или удаление – естественная реакция ребенка на новые стимулы( незнакомая еда, игрушка или человек).
  • приспособляемость– скорость и легкость в ответ на изменение окружающей среды.
  • интенсивность – количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроений.
  • порог реактивности – уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы проявилась нужная реакция.
  • качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному): веселый, приятный, радостный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.
  • способность отвлекаться;
  • интервал внимания и настойчивость – продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА  «ТРУДНЫХ» ДЕТЕЙ ребенок с высокой степенью реактивности («спичка»); ребенок, склонный замыкаться при изменении ситуации («улитка»); ребенок, с трудом приспосабливающийся к новым ситуациям («черепаха»); ребенок, у которого обычно плохое настроение («нытик»).  Попытка «полной переделки» подобных свойств – это путь к неврозу

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРА «ТРУДНЫХ» ДЕТЕЙ

  • ребенок с высокой степенью реактивности («спичка»);
  • ребенок, склонный замыкаться при изменении ситуации («улитка»);
  • ребенок, с трудом приспосабливающийся к новым ситуациям («черепаха»);
  • ребенок, у которого обычно плохое настроение («нытик»).

Попытка «полной переделки» подобных свойств – это путь к неврозу

 ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ Чрезмерно подвижным и/или возбудимым (которых мы обычно характеризуем как сангвиников или холериков) - воспитание, при котором «нет ограничений, режима, дисциплины, понятия “нельзя”. В результате у ребенка возникают и усиливаются неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность; быстрота и подвижность могут трансформироваться в суетливость, возбудимость – в эмоциональную расторможенность. Если таких детей не научить к тому же считаться с чужими интересами – они могут стать агрессивными, упрямыми, «настырно требовательными». А в подростковом возрасте к их «необузданной» подвижности могут с удивительной легкостью «прилипнуть» любые виды отклонений в поведении.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

  • Чрезмерно подвижным и/или возбудимым (которых мы обычно характеризуем как сангвиников или холериков) - воспитание, при котором «нет ограничений, режима, дисциплины, понятия “нельзя”. В результате у ребенка возникают и усиливаются неусидчивость, отвлекаемость, недисциплинированность; быстрота и подвижность могут трансформироваться в суетливость, возбудимость – в эмоциональную расторможенность. Если таких детей не научить к тому же считаться с чужими интересами – они могут стать агрессивными, упрямыми, «настырно требовательными». А в подростковом возрасте к их «необузданной» подвижности могут с удивительной легкостью «прилипнуть» любые виды отклонений в поведении.

 ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ У детей со слабой нервной системой и, соответственно, высокой чувствительностью (по темпераменту это меланхолики) обычно проявляется устойчивость в отношении нарушений поведения. Зато на них (а также, порой, и на детей с инертной н.с. – по темпераменту флегматиков) чрезвычайно плохо влияет излишне жесткое воспитание с системой постоянных запретов, мелочного контроля, бдительного наблюдения и подавления инициативы: оно вызывает и усиливает несамостоятельность, нерешительность, неуверенность в себе и неумение постоять за себя. В результате такие дети (подростки) становятся слишком застенчивыми, ранимыми, обидчивыми, робкими, тревожными.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

  • У детей со слабой нервной системой и, соответственно, высокой чувствительностью (по темпераменту это меланхолики) обычно проявляется устойчивость в отношении нарушений поведения. Зато на них (а также, порой, и на детей с инертной н.с. – по темпераменту флегматиков) чрезвычайно плохо влияет излишне жесткое воспитание с системой постоянных запретов, мелочного контроля, бдительного наблюдения и подавления инициативы: оно вызывает и усиливает несамостоятельность, нерешительность, неуверенность в себе и неумение постоять за себя. В результате такие дети (подростки) становятся слишком застенчивыми, ранимыми, обидчивыми, робкими, тревожными.
 ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ Из-за быстрой истощаемости и утомляемости астеник действует малоэффективно. Малая успешность его деятельности на фоне повышенной чувствительности тяжело им переживается. Это приводит к формированию чувства неполноценности, робости, застенчивости, депрессивности и в то же время обостряет самолюбие. В результате процесс развивается дальше.  Сочетание низкой оценки себя и болезненного самолюбия порождают напряженность и подозрительность: человеку начинает казаться, что окружающие следят за ним, смеются над ним. Иногда в порядке компенсации он даже начинает вести себя развязно и заносчиво.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ И НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

  • Из-за быстрой истощаемости и утомляемости астеник действует малоэффективно. Малая успешность его деятельности на фоне повышенной чувствительности тяжело им переживается. Это приводит к формированию чувства неполноценности, робости, застенчивости, депрессивности и в то же время обостряет самолюбие. В результате процесс развивается дальше.

Сочетание низкой оценки себя и болезненного самолюбия порождают напряженность и подозрительность: человеку начинает казаться, что окружающие следят за ним, смеются над ним. Иногда в порядке компенсации он даже начинает вести себя развязно и заносчиво.

   Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащемуся найти наиболее подходящий для него индивидуальный стиль деятельности, а не пытаться стандартизировать приемы и способы работы всех учеников, как если бы они все были «на одно лицо».

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь учащемуся найти наиболее подходящий для него индивидуальный стиль деятельности, а не пытаться стандартизировать приемы и способы работы всех учеников, как если бы они все были «на одно лицо».

                        ВЫЯВЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ СО СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ   длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее, усваивает материал; ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время; ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа; работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще, следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного; работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.

ВЫЯВЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ СО СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

  • длительная напряженная работа (как домашняя, так и на уроке); слабый быстро устает, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее, усваивает материал;
  • ответственная, требующая эмоционального, нервно-психического напряжения самостоятельная, контрольная или экзаменационная работа, в особенности если на нее отводится ограниченное время;
  • ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа;
  • работа в условиях, когда учитель задает неожиданный вопрос и требует на него устного ответа; вообще, следует отметить, что для слабого по своим нейродинамическим особенностям учащегося благоприятнее ситуация письменного ответа, а не устного;
  • работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно.
                        ВЫЯВЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ СО СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ   работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося); работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал — карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.); работа в шумной неспокойной обстановке; работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.; работа у вспыльчивого, несдержанного педагога; ситуация, когда требуется на уроке усвоить объемный и разнообразный по содержанию материал.

ВЫЯВЛЕНИЕ УЧЕНИКОВ СО СЛАБОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

  • работа в ситуации, требующей отвлечения (на реплики учителя, ответ или вопрос другого учащегося);
  • работа в ситуации, требующей распределения внимания или его переключения с одного вида работы на другой (например, когда во время объяснения учитель одновременно ведет опрос учащихся по прошлому материалу, привлекает разнообразный дидактический материал — карты, слайды, учебник, заставляет делать записи в тетради, отмечать на карте, следить по учебнику и т.д.);
  • работа в шумной неспокойной обстановке;
  • работа после резкого замечания, сделанного учителем, после ссоры с товарищем и т.д.;
  • работа у вспыльчивого, несдержанного педагога;
  • ситуация, когда требуется на уроке усвоить объемный и разнообразный по содержанию материал.

«РЕСУРСЫ УЧИТЕЛЯ» В РАБОТЕ СО «СЛАБЫМИ» Правила, для учителя Не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа; Ответ ученика в письменной форме; Не давать в ограниченный промежуток сложный материал; Не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал; Формировать уверенность в своих силах и знаниях; Осторожно оценивать неудачи ученика; Дать время для проверки и исправления написанного во время подготовки ответа Отвлекать ученика в минимальной степени, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную обстановку.

«РЕСУРСЫ УЧИТЕЛЯ» В РАБОТЕ СО «СЛАБЫМИ»

Правила, для учителя

Не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа;

Ответ ученика в письменной форме;

Не давать в ограниченный промежуток сложный материал;

Не заставлять отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал;

Формировать уверенность в своих силах и знаниях;

Осторожно оценивать неудачи ученика;

Дать время для проверки и исправления написанного во время подготовки ответа

Отвлекать ученика в минимальной степени, стараться не переключать его внимания, создавать спокойную обстановку.

 РЕСУРСЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Преимущества учащихся со сл.н.с. и учебные ситуации, где они обнаруживаются Успешнее в ситуациях, требующих монотонной работы ; Легче действуют по шаблону, по схеме; Любят работать обстоятельно, для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы; Выполняют всё в строгой последовательности; Склонны планировать предстоящую деятельность; Успешнее в видах деятельности требующих предварительной подготовки; Глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал ; Склонны к систематизации знаний; Склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий

РЕСУРСЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Преимущества учащихся со сл.н.с. и учебные ситуации, где они обнаруживаются

Успешнее в ситуациях, требующих монотонной работы ;

Легче действуют по шаблону, по схеме;

Любят работать обстоятельно, для них благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работы;

Выполняют всё в строгой последовательности;

Склонны планировать предстоящую деятельность;

Успешнее в видах деятельности требующих предварительной подготовки;

Глубже и обстоятельнее усваивают учебный материал ;

Склонны к систематизации знаний;

Склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий

                        УЧЕБНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ У ОБ УЧАЮЩИХСЯ С ИНЕРТНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ   когда учитель предлагает задания, разнообразные по содержанию и по способам решения; учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу; время работы ограничено, и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой; требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответили вопрос другого учащегося); учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа; необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работ на другой; оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания; требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.

УЧЕБНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ У ОБ УЧАЮЩИХСЯ С ИНЕРТНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

  • когда учитель предлагает задания, разнообразные по содержанию и по способам решения;
  • учитель подает материал в достаточно высоком темпе и не ясна последовательность вопросов, обращенных к классу;
  • время работы ограничено, и невыполнение в срок грозит отрицательной оценкой;
  • требуется частое отвлечение (на реплики учителя, ответили вопрос другого учащегося);
  • учитель задает неожиданный вопрос и требует быстрого ответа;
  • необходимо быстрое переключение внимания с одного вида работ на другой;
  • оценивается продуктивность усвоения материала на первых порах его заучивания;
  • требуется выполнять задания на сообразительность при высоком темпе работы.
«РЕСУРСЫ УЧИТЕЛЯ» В РАБОТЕ С «ИНЕРТНЫМИ» Правила, для учителя Не требовать от них немедленного включения в работу; Не требовать высокой активности в выполнении разнообразных заданий; Не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа; Не следует проводить их опрос в начале урока;  Нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос; Нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал.

«РЕСУРСЫ УЧИТЕЛЯ» В РАБОТЕ С «ИНЕРТНЫМИ»

Правила, для учителя

Не требовать от них немедленного включения в работу;

Не требовать высокой активности в выполнении разнообразных заданий;

Не нужно требовать от инертного ученика быстрого изменения неудачных формулировок, ему необходимо время на обдумывание нового ответа;

Не следует проводить их опрос в начале урока;

Нужно избегать ситуаций, когда от инертного требуется быстрый устный ответ на неожиданный вопрос;

Нежелательно заставлять инертного ученика отвечать новый, только что пройденный материал.

РЕСУРСЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ Преимущества учащихся с и..н.с. и учебные ситуации, где они обнаруживаются Способность долго работать, не отвлекаясь ; Высокая степень самостоятельности в выполнении заданий; Медленное нарастание активности, но долгое ее сохранение; Склонность к однообразной работе; Инертные ученики без труда способны полностью выслушать объяснение учителя и только после этого выполнять задание; Всегда активны в работе по пройденному материалу;  Достигают высокой скорости работы за счет специальной организации деятельности ; Самостоятельная работа, в отличие от фронтальной. легче для инертных учащихся; склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов.

РЕСУРСЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Преимущества учащихся с и..н.с. и учебные ситуации, где они обнаруживаются

Способность долго работать, не отвлекаясь ;

Высокая степень самостоятельности в выполнении заданий;

Медленное нарастание активности, но долгое ее сохранение;

Склонность к однообразной работе;

Инертные ученики без труда способны полностью выслушать объяснение учителя и только после этого выполнять задание;

Всегда активны в работе по пройденному материалу;

Достигают высокой скорости работы за счет специальной организации деятельности ;

Самостоятельная работа, в отличие от фронтальной. легче для инертных учащихся;

склонны к тщательному контролю за выполнением учебных заданий и проверке полученных результатов.

                        УЧЕБНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ У ОБ УЧАЮЩИХСЯ С ЛАБИЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ    дети долго не могут собраться и приняться за дело (иногда – особенно в начальной школе – их как бы «пугает» объем предстоящей работы); быстрое угасание активности, утрата интереса к заданиям, требующим однообразной, монотонной работы; частые отвлечения от работы, из-за чего они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя.

УЧЕБНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ У ОБ УЧАЮЩИХСЯ С ЛАБИЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

  • дети долго не могут собраться и приняться за дело (иногда – особенно в начальной школе – их как бы «пугает» объем предстоящей работы);
  • быстрое угасание активности, утрата интереса к заданиям, требующим однообразной, монотонной работы;
  • частые отвлечения от работы, из-за чего они в большей степени, чем инертные, нуждаются в постоянном руководстве и контроле со стороны учителя.

ТАКТИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ЛАБИЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ

  • объем работы (особенно в начальной школе) увеличивать по частям (такое постепенное увеличение объема предлагаемой ребенку работы – вплоть до привычки выполнять все задание – обычно занимает несколько дней или неделю;
  • -разнообразить содержание заданий, обеспечивая частые переходы от одного их вида к другому (для этого – иметь «стратегический запас»); в то же время, не вредно организовать «самообслуживание»: направлять самих учащихся (особенно подростков) на поиск различных форм разнобразия – например, на анализ других путей решения задач;
  • специально обучать таких детей умению выслушивать до конца указания учителя; вырабатывать внимательность на уроках терпеливым напоминанием, многократным повторением требований («…без упреков и раздражения»);
  • опрашивать их первыми, так как они не любят ждать (вариант, «чтобы все были довольны»: предупредили заранее слабого или инертного ученика и, пока тот морально готовится, спросили подвижного);
  • давайте подвижному ребенку «как можно больше поручений, связанных с физической активностью и передвижением в пространстве. Такой ученик сделает всё это охотно.
  •  
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С УЧИТЕЛЕМ – ПРЕДМЕТНИКОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ : с учениками разного возраста и разного уровня подготовки; с «трудными» учениками; с одарёнными детьми; с родителями и семьями учащихся; в адаптационный период с вновь прибывшими учениками  (в том числе с учениками 1, 5-ых классов); в адаптационный период с вновь прибывшими педагогами  (в том числе с молодыми специалистами); в ходе подготовки к экзаменам и ЦТ с учениками выпускных классов; в ходе профориентации; в ходе аттестации педагогов; в ситуации конфликта и т.д.

СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С УЧИТЕЛЕМ – ПРЕДМЕТНИКОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ :

  • с учениками разного возраста и разного уровня подготовки;
  • с «трудными» учениками;
  • с одарёнными детьми;
  • с родителями и семьями учащихся;
  • в адаптационный период с вновь прибывшими учениками

(в том числе с учениками 1, 5-ых классов);

  • в адаптационный период с вновь прибывшими педагогами

(в том числе с молодыми специалистами);

  • в ходе подготовки к экзаменам и ЦТ с учениками выпускных классов;
  • в ходе профориентации;
  • в ходе аттестации педагогов;
  • в ситуации конфликта и т.д.

Основные направления деятельности педагога-психолога :   психолого-педагогическая диагностика; коррекционно - развивающая работа; психолого-педагогическое консультирование; психологическая профилактика и просвещение; социально-психологическое обеспечение учебного процесса ; методическая работа; здоровьесберегающая деятельность . здоровьесберегающая деятельность .

Основные направления деятельности

педагога-психолога :

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • коррекционно - развивающая работа;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • психологическая профилактика и просвещение;
  • социально-психологическое обеспечение учебного процесса ;
  • методическая работа;
  • здоровьесберегающая деятельность .
  • здоровьесберегающая деятельность .
 ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА : педагогические диагностики; групповые и индивидуальные занятия; практикумы; тренинги; консультации; разработка рекомендаций; проведение «круглых столов»; семинары; деловые игры; психолого-педагогические консилиумы; участие педагога-психолога в заседаниях предметных МО, работе МС, ПС; посещение уроков с последующим психолого-педагогическим анализом и др.

ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА :

  • педагогические диагностики;
  • групповые и индивидуальные занятия;
  • практикумы;
  • тренинги;
  • консультации;
  • разработка рекомендаций;
  • проведение «круглых столов»;
  • семинары;
  • деловые игры;
  • психолого-педагогические консилиумы;
  • участие педагога-психолога в заседаниях предметных МО, работе МС, ПС;
  • посещение уроков с последующим психолого-педагогическим анализом и др.
ФИКСИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЯМИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИХ ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ Действия учителя Реакция учащихся Если учитель пользуется авторитетом Просьба Совет При нейтральном отношении к учителю Проявление радости Обязательность выполнения При отрицательном отношении к учителю Согласие выполнить без обязательности Требование Согласие без выполнения Выполнение при наличии своих интересов Качественное, добросовестное выполнение Угроза Игнорирование Чувство вины перед учителем Формальное выполнение Уход от выполнения требований Самооправдание поведения Пренебрежение к угрозе

ФИКСИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЯМИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИХ ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ

Действия учителя

Реакция учащихся

Если учитель пользуется авторитетом

Просьба

Совет

При нейтральном отношении к учителю

Проявление радости

Обязательность выполнения

При отрицательном отношении к учителю

Согласие выполнить без обязательности

Требование

Согласие без выполнения

Выполнение при наличии своих интересов

Качественное, добросовестное выполнение

Угроза

Игнорирование

Чувство вины перед учителем

Формальное выполнение

Уход от выполнения требований

Самооправдание поведения

Пренебрежение к угрозе

ФИКСИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЯМИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИХ ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ Действия учителя Реакция учащихся Если учитель пользуется авторитетом Наказание Поощрение При нейтральном отношении к учителю Исправление Повышение ответственности и требовательности к себе При отрицательном отношении к учителю Приспособленчество Обещание Озлобление Самодовольство Помощь учителю в выполнении обещанного им Ошибки Презрение к учителю Помощь учителю в его работе  Сомнение, скептицизм к обещанному Принижение значения выполненного обещания и злорадство по поводу его невыполнения Повышение критичности к учителю Усиление негативного отношения к учителю

ФИКСИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЯМИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИХ ОТНОШЕНИЙ С УЧИТЕЛЯМИ

Действия учителя

Реакция учащихся

Если учитель пользуется авторитетом

Наказание

Поощрение

При нейтральном отношении к учителю

Исправление

Повышение ответственности и требовательности к себе

При отрицательном отношении к учителю

Приспособленчество

Обещание

Озлобление

Самодовольство

Помощь учителю в выполнении обещанного им

Ошибки

Презрение к учителю

Помощь учителю в его работе

Сомнение, скептицизм к обещанному

Принижение значения выполненного обещания и злорадство по поводу его невыполнения

Повышение критичности к учителю

Усиление негативного отношения к учителю

 Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!