СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»

Особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы.

Одаренные дети – не только достояние, но и будущее любой страны. Поэтому одним из приоритетных направлений современного образования, согласно ФГОС, является не только выявление способных детей, но и индивидуальная работа с учетом всех сторон личности: от физической до психологической.

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности. Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности. В некоторых случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т. п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Таким образом, одаренность у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Одаренные дети

отличаются широтой восприятия, они остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее. К тому же одаренные дети обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении. У них с детства отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации, что помогает такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её. Немаловажно, что одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова. Это большой плюс во внеурочной деятельности по русскому языку и литературе. Но надо учитывать еще и тот факт

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

Необходимо учитывать то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми.

Цель:

создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся через оптимальную структуру школьного и дополнительного образования

Задачи:

использование на уроке русского языка дифференциации на основе индивидуальных особенностей обучающихся;

отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности, а также научно-исследовательских навыков, творчества в урочной и внеурочной деятельности;

организация разнообразной внеурочной деятельности по предмету;

развитие у одарённых детей качественно высокого уровня знаний русского языка.

Обоснование необходимости работы с одаренными детьми:

Реформы, произошедшие в системе образования, изменили отношение к учащимся, проявляющим неординарные способности. В нашем сознании начинает формироваться понимание того, что переход в век наукоемких технологий невозможен без сохранения и умножения интеллектуального потенциала общества.

Функции учителя:

1.Выявление одарённых детей.

2.Корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными

детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого,

научно-исследовательского уровней.

3.Организация индивидуальной работы с одарёнными детьми.

4.Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям школьного и городского уровня.

5.Создание в учебных кабинетах картотеки материалов повышенного уровня

сложности.

6.Консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития

способностей их детей.

7.Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми;

Принципы работы с одаренными детьми

1. Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников;

2. Акцент на решающую роль теории;

3. Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности;

4. Обучение рациональным приемам познавательной деятельности;

5. Поддержание интереса, любознательности;

6. Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т. д.

Методы работы:

Проблемные, исследовательские, поисковые, практические.

Основные направления работы:

1. Разработка учебных и дополнительных образовательных программ, контрольного, тестового материала для одаренных учащихся;

2. Диагностика – неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало;

3. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей;

4. Развитие творческих способностей учащихся;

5. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:

а) организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность;

б) знакомство учащихся с новинками литературы;

в) помощь ученикам в подборе литературы.





































































































Ожидаемые результаты:







- удовлетворение спроса на дополнительные образовательные услуги высокого



творческого, интеллектуального уровня;



- формирование банка технологий и программ для работы с одаренными детьми;



- количественные показатели успешности учащихся



(олимпиады, поступление в вузы, качество знаний).







Формы работы с одаренными учащимися







- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;











- конкурсы и конференции;



- участие в олимпиадах;



- работа по индивидуальным планам;





При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:







- видом одарённости;



- возрастом ребёнка;



- социальным статусом семьи ребёнка;



- уровнем одарённости;



- активностью самого ребёнка;



- профессиональной подготовкой педагога



сентябрь



2.



1. Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы .



Стили речи. Характеристика функциональных стилей.



Что такое текст? Типы речи: описание, повествование и рассуждение.



2. Дистанционная олимпиада «Инфоурок» по русскому языку.



3.Развитие речи. Написание сочинения «Мой любимый предмет», «Мой класс», «Для чего нужен язык?».



3. Интеллектуальный марафон «Ақ бота».



4. Участие в конкурсе чтецов и внеклассных мероприятиях



5. Участие в дистанционном конкурсе «Грамотей-ка»



6. Участие одаренных детей в Творческой мастерской «Художественное слово» (курс по выбору)



октябрь



2.



1. Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы .



Правописание проверяемых и непроверяемых ударением



гласных и парных согласных в корне слова.



2. Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех



3. Интеллектуальный марафон «Ақ бота».



4. Участие в дистанционном конкурсе «Грамотей-ка»



5. Участие одаренных детей в Творческой мастерской «Художественное слово» (курс по выбору)







ноябрь



3.



1. Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы .



Изложение с грамматическим заданием



2. Участие в конкурсе стихотворений собственного сочинения, посвященном Независимости РК



3. Участие в интернет-олимпиаде КИО по русскому языку и литературе



4. Онлайн-тестирование



5. Участие одаренных детей в Творческой мастерской «Художественное слово» (курс по выбору)







декабрь



4.



1. Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы .



Практическая работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи».



2. Участие в конкурсе сочинений «Моя будущая профессия»



3. Выразительные средства синтаксиса и пунктуации.



Способы выражения грамматической связи в словосочетании и предложении.



4. Онлайн-тестирование



5. Организация работы в Интернете по поиску и использованию информации, подготовка к урокам



6. Участие одаренных детей в Творческой мастерской «Художественное слово» (курс по выбору)







январь







1. Подготовка к школьной олимпиаде по русскому языку и литературе



2.Стихотворение собственного сочинения и презентация. Сочинения, тестирование, анализ произведений, чтение наизусть.



3. Участие в международной дистанционной олимпиаде по русскому языку и русской литературе проекта «Инфоурок»



4. Неделя русского языка и литературы. Участие в открытых уроках и внеклассных мероприятиях



5. Индивидуальная и групповая работа по предмету с одноклассниками



6. Участие одаренных детей в Творческой мастерской «Художественное слово» (курс по выбору)



7. Республиканская олимпиада «Золотое руно»







февраль







1. Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы .



Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах предложения







2. Творческие задания, доклады, проекты, индивидуальные задания.



3. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте.Эпитет в тексте. Работа метафоры в тексте. Роль олицетворения в тексте. Метонимия в тексте.



4. Участие одаренных детей в Творческой мастерской «Художественное слово» (курс по выбору)



5. Публикация стихотворений, сказок, рассказов на интернет-сайтах



март







1.Подбор заданий повышенного уровня сложности .Карточки, тесты, творческие работы .



Правописание чередующихся гласных в корне слова(раст-ращ-рос,лаг-лож).



2.Использование сравнения в тексте. Работа литоты и гиперболы в тексте. Работа аллегории в тексте. Работа оксюморона в тексте. Аллитерация и ассонанс в тексте. Стилистически окрашенная лексика в тексте.



3. Участие в конкурсе чтецов « Никто не забыт и ничто не забыто».



Индивидуальное участие



4. Создание портфолио учащихся « Творческие работы по русскому языку и литературе»



5. Участие одаренных детей в Творческой мастерской «Художественное слово» (курс по выбору)



апрель







1. Конкурс авторских стихотворений и сочинений, посвященных 72-летию Великой Победы



2. Выставка творческих работ учащихся. Буклеты,сборники стихотворений , сказок, рассказов.



3. Публикация стихотворений, сказок, рассказов на интернет-сайтах