СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы и темы для работы с музыкально одаренными детьми

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми»

Работа с музыкально одаренными детьми


Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

  • выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

  • подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

  • актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Что же такое музыкальность и музыкальные способности? Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой. Основным признаком музыкальности крупнейший отечественный исследователь проблемы музыкальных способностей Б. М. Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, т.е. способность ее переживания. Наряду с этой способностью, по мнению ученого, признаком музыкальности становится способность дифференцированного восприятия музыкальной ткани, позволяющая определить ее предметно и содержательно, т. е. музыкальный слух (ладовое чувство и способность к слуховому представлению мелодии) и чувство ритма.

Итак, Теплов выявляет три основные музыкальные способности:

1. ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;

2. способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;

3. музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Планирование и учет работы по музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов). Эмоциональная отзывчивость на музыку (центр музыкальности) в наибольшей степени проявляется в первой и третьей способностях. Исходя из этой структуры музыкальности важно определить показатели развитости каждой музыкальной способности в соответствии с возрастными возможностями детей.

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;

2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

3. Предмет наблюдения (единицы наблюдения):

· Выраженное стремление к музыкальной деятельности

1. Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

2. Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

3. В произвольной игре, в свободной деятельности использует элементы музыкального творчества

· Доминирующие характеристики учебной и игровой деятельности:

1. инициативность - безынициативность;

2. креативность, эвристичность - репродуктивность;

3. образность, эмоциональность - рациональность, понятийность;

4. спонтанность - аккуратизм;

5. воля, упорство- мягкотелость, нерешительность

· Характер общения и поведения на музыкальных занятиях

1. заинтересованность

2. инициативность

3. активность

4. творческость

· Уровень развития творческих способностей (показатели психологической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий

· Уровень развития музыкальных способностей (показатели педагогической диагностики)

1. Высокий

2. Средний

3. Низкий


Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Так педагог знает, кто из детей больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается. Знает он и детей с недостаточным развитием тех или иных способностей, но и для них подбирает задания, роли, чтобы ребенок мог ощутить радость от музыкального творчества или просто от соприкосновения с музыкой. Учитывая выше сказанное, без специально организованных процедур педагогической диагностики музыкальный руководитель все же не может обойтись.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах.

Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности мы организовали дополнительную кружковую работу, которая предполагает в дальнейшем:

  • участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном, муниципальном уровнях;

  • подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику, проводимых в детском саду.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей. Большой мотивационной силой является новизна – музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание кружковой работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям. Педагог, работая с одаренными детьми всегда должен оставлять место импровизации, творчеству. Коллектив таких детей вряд ли назовешь дисциплинированным, поэтому работа в нем требует от педагога колоссального личностного и профессионального потенциала. Очень важно, чтобы музыкальный руководитель, приступая к работе с одаренными детьми, сам обладал креативным мышлением, чтобы испытывал потребность в творческой деятельности. Ведь только при таком условии педагог сможет понять потребности одаренных детей, их тревоги и даже страхи, сможет вдохновить и поддержать, аккуратно направить силу и энергию их личности.

В нашем ДОУ организована работа с музыкально одаренными детьми в пении и разработана программа по данному направлению.

Цель: Приобщать дошкольников к миру вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, музицирования, способствовать развитию творческих проявлений.

Задачи:

  1. Расширять диапазоны голосов детей дошкольного возраста и формировать их естественное звучание;

  2. Организовать деятельность голосового аппарата, укреплять голосовые связки;

  3. Совершенствовать певческие способности детей дошкольного возраста, формировать правильное дыхание, дикцию, артикуляцию в пении;

  4. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;

  5. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Музыкальный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

Темы занятий с детьми 6-7 лет


Месяц

занятия

Темы занятий

сентябрь

1

2

3

4


«Дядюшка Ау»

«Сергеюшкино»

«Медведь и хвост»

Магазин «Природа»

октябрь

5

6

7

8

«Сивка – Бурка»

«Как заяц и дрозд урожай растили»

«Вершки и корешки»

«Петушок –золотой гребешок и чудо-меленка»

ноябрь

9

10

11

12

«Лягушка – путешественница»

«Новый каравай»

«Четыре желания»

«Разноцветная книга»

декабрь

13

14

15

16

«Проказы зимы»

«Заяц, косач, медведь и Дед Мороз»

«Почтовая история»

«Как ворона снегурочкой стала»

январь

17

18

19

20

«Двенадцать месяцев»

«Серебряное копытце»

«Зима – пекариха»

«Госпожа метелица»

февраль

21

22

23

24

«Каша из топора»

«Стойкий оловянный солдатик»

«Сказка об Иване…»

«Звездный мальчик»

март

25

26

27

28

«Заколдованный холм»

«Два клена»

«Как поп работницу нанимал»

«Снегурочка»

апрель

29

30

31

32

«Звездный бал»

«Космонавтом быть хочу»

«Робот»

«Беляночка и Розочка»

май

33

34

35

36

«Баллада о юном барабанщике»

«В гостях у лесных гном»

«Подарки гномов»

«Приключения Буратино»



Для определения направлений и форм работы с детьми используются некоторые виды контроля как одного из способов отслеживания динамики творческого роста воспитанников.

Предварительный контроль проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявление исходного уровня подготовки воспитанников.

Формы контроля:

- собеседование – выявляются интересы и творческий уровень детей;

- прослушивание – выявляются музыкальные данные ребенка: музыкальная память, музыкальный слух, ритм; вокальные данные ребенка – тембр, диапазон, четкость произношения.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми музыкального материала, эмоционально-оценочное отношение к произведениям, уровень подготовленности воспитанников к занятиям, их заинтересованность в усвоении материала.

Форма контроля:

- творческая результативность в течение года, вокальный репертуар, краткая характеристика воспитанников на конец года и рекомендации на следующий год.

Итоговый контроль проводится с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации воспитанников на дальнейшее обучение.

Форма контроля:

- отчетный концерт в конце учебного года, который способствует развитию музыкальных способностей детей, демонстрирует творческий рост, является видом поощрения и стимулирования воспитанников.

Самоконтроль воспитанника выражается в самодисциплине, четкой организации выполнения домашнего задания, ответственности перед выступлением.

Используемые формы, методы, приемы организации музыкально-эстетической деятельности позволят создать благоприятные условия для развития эстетического вкуса, эстетической культуры воспитанников, обогатить процесс эстетического воспитания в целом.

Планируемый результат.

  • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в концертах);

  • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;

  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении

  • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;

  • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;

  • умение исполнять длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм);

  • умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение владеть своим голосом и дыханием.


Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала.

Для развития и реализации творческого потенциала детей с выраженной музыкальностью необходимо создать следующие педагогические условия:

  • разработать метод выявления детей с выраженной музыкальностью

  • осуществлять дифференцированный подход в процессе музыкального воспитания;

  • организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью;

  • способствовать обогащению предметно развивающей среды, в которой протекает процесс музыкального воспитания детей;

  • организовать работу с родителями детей с выраженной музыкальностью, вовлечь их в процесс музыкального развития и воспитания детей, в качестве активных участников и партнеров.