Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №12»
РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ
В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Подготовила:
учитель химии, биологии и географии
Куликова В.Н.
х. Тамбовский, 2023г.
Современный мир предъявляет высокие требования к личности. Это должен быть конкурентоспособный человек, другими словами, личность с богатыми внутренними ресурсами.
Одарённые дети – дети особые. Природа наградила их пытливым умом, желанием познать, что–то новое, постичь неизведанное. Задача педагога – выявить одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности.
В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета – изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.
В современной России интенсивно растет запрос на работу с талантами в сфере «Наука и техника». В рамках реализации государственной национальной политики по данному направлению ведется активная деятельность крупнейших российских корпораций (Росатом, Россети, Ренова), ведущих университетов, таких как МФТИ, УрФУ, ТюмГУ, кружкового движения, проектов в рамках Национальной технологический инициативы. Набирает обороты движение Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Хочется отметить деятельность Образовательного центра «Сириус», созданного Образовательным фондом «Талант и успех» по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина. В Республике Адыгея создан образовательный центр «Полярис».
Одной из первоочередных задач является выявление одаренных детей. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
Работа по выявлению и развитию таких детей начитается с начальной школы. Я, как учитель-предметник среднего и старшего звена, постоянно взаимодействую со своими коллегами, работающими с младшими школьниками. Проводя предметные недели естественных наук, различные эколого-биологические мероприятия, включенные в школьную циклограмму, я отмечаю талантливых и одарённых детей, их интеллектуальные и творческие способности. Так же наблюдаю за ребятами в период летних каникул, когда они посещают детский оздоровительный лагерь при нашей школе. Здесь проводится очень много интересных и познавательных мероприятий, коллективно-творческих дел, где каждый ребёнок может раскрыть свои способности и таланты, проявить активность, инициативность, творчество и креативность.
Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучаемости. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но в то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности.
В этом плане проектная и исследовательская деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Работа с одарёнными детьми состоит как из урочной, так и внеурочной деятельности.
«Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, ребята развивают самостоятельность при работе со специальной и научной литературой. При выполнении наблюдений и опытов учащиеся развивают абстрактное мышление, способности формировать свое мнение и умение его отстаивать, умения общаться с аудиторией, выступать на конференциях, в кружках, формируют чувство ответственности за порученное дело, повышают уверенность в себе, осознают значимость выполненной работы».
Что требуется от преподавателя при освоении метода проектов?
умение увидеть и отработать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
владением всем арсеналом исследовательских, поисковых, творческих методов, умение организовать исследовательскую, проектную, творческую работу обучаемых;
переориентация всей учебной работы на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности обучаемых, которые развивают свои потенциальные способности, работая на конечный результат;
владение искусством коммуникации, которые предусматривает умение организовать или вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направлять обучающихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
владение необходимым компьютерным инструментарием (редактором гипертекста, Интернет – технологией, пользованием базой данных, сканерам, принтером);
умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
Обучающимся для участия в проектах требуется:
знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информаций, сбор и обработка данных, научное обоснование полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методы их решения);
владение компьютером на уровне пользователя;
знание основ того предмета, по которому разрабатывается проект.
Требования к участникам совместного проекта достаточно высоки:
доброжелательность при всех обстоятельствах;
обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;
взаимопомощь в работе;
тщательность и добросовестность в выполнении работы;
полное равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.
Проекты могут быть:
исследовательские (экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов);
творческие (такие проекты не имеют детально проработанной структуры);
приключенческие, игровые (в таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта);
информационные проекты (исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;
инвестиционные (бизнес – проекты) – эти проекты отличает четко – получение прибыли.
По характеру контактов проекты бывают:
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
индивидуальные;
групповые.
По продолжительности проведения проекты могут быть:
краткосрочные (одном – двух занятиях);
средней продолжительности (от недели до месяца);
долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
Структура проекта:
название проекта;
сведения об авторах проекта;
цели и задачи проекта;
аннотация проекта;
учебный предмет;
учебные дисциплины, близкие к изучаемому вопросы;
участники проекта и их возраст;
вопросы, на которые должны ответить участники проекта или суть участия в проекте;
выходы, результаты деятельности участников проекта;
сроки реализация проекта;
этапы реализации проекта.
На уроках биологии, химии и географии я уделяю большое внимание самостоятельной познавательной деятельности учащихся. По ходу урока им предлагаются различные проблемные задания, развивающие функциональную грамотность. Мне важно, чтобы дети были не только слушателями и исполнителями, но и творцами, чтобы могли самостоятельно находить информацию, перерабатывать её и использовать в разных повседневных и нестандартных ситуациях.
Преподавание биологии и химии, в силу особенностей самих предметов, представляют собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий (ИКТ). Не секрет, что современным детям интереснее выполнять задания, связанные с использованием ИКТ. Используя данную технологию, учащиеся создают мультимедийные презентации, видеоролики, буклеты, памятки, интерактивные и анимационные модели, образовательные игры, плакаты. Это не только делает увлекательным и наглядным учебный процесс, повышает качество обучения, но и формирует интерес обучающихся к естественно-научным предметам, мотивирует их к дальнейшей интеллектуальной и творческой деятельности, поиску новых нестандартных решений, развитию абстрактного и креативного мышления.
Организуя работу, направленную на развитие творческого мышления, я включаю в учебную деятельность различные виды развивающих заданий. Например,
задания на нахождение закономерностей (например, «золотое сечение» в живой природе, популяционные волны в естественных условиях);
задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками объектов и т. д.;
задания на нахождение аналогий (например, бионика – синтез биологии и техники, что человек увидел у животных и растений, а потом использовал при сооружении различных технических конструкций);
задания на классификацию (например, нахождение сходств и различий при изучении царств живой природы, плодов растений);
задания на связь с другими науками (например, биология + математика = числовые последовательности в живом мире; биология + химия = химический состав клетки).
задания творческого характера (составить синквейн, ребус, кроссворд, шараду по изученной теме урока);
задания на моделирование/конструирование (например, из пластилина или солёного теста сконструировать модель прокариотической или эукариотической клетки; из цветной бумаги сделать аппликацию «Строение цветка»);
задания, направленные на развитие речи и воображения (например, написать сказку или рассказ «Интервью у птицы», «Разговор деревьев», составить жалобу экологам от имени какого-нибудь животного или растения).
Развитию познавательных и творческих способностей обучающихся способствует и внеурочная деятельность.
Организуя внеурочную деятельность по биологии и химии, я ставлю следующие задачи:
привитие интереса к естественно-научным предметам – биологии и химии;
развитие и совершенствование навыков биологического и химического эксперимента;
развитие творческой активности обучающихся.
Обязательным условием развития одарённости является разнообразие занятий и интересов, формирование у учащихся чувства успешности. Для этого я систематически организую участие обучающихся в различных мероприятиях: школьных и районных олимпиадах, в предметных неделях, в интеллектуальных конкурсах, викторинах и квестах (очно, дистанционно и онлайн), провожу экскурсии.
Особым видом внеклассных занятий являются элективные курсы и практикумы. Цель таких занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической и химической науки, значительно превышающие объем школьной программы. Благодаря тому, что работа осуществляется в малых группах, я максимально реализую индивидуальный подход и дифференциацию обучения, применяя различные методы работы.
Список литературы:
1. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157.
2. Дранишникова Л.И. Об организации проектной деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996 –р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».
4.Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Академия, 2004.
5.Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание? - М., 2003.
6.Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
7.Эфенмсон В.П. Загадка гениальности - М., 2002.