СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми через вовлечение их в проектную деятельность

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одаренные дети- особые дети. Задача педагога- выявить таких детей, поддержать их стремление к познанию, помочь им наиболее полно раскрыть свои способности. 

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми через вовлечение их в проектную деятельность»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гиагинского района «Средняя общеобразовательная школа №12»







РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

ЧЕРЕЗ ВОВЛЕЧЕНИЕ ИХ

В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ





Подготовила:

учитель химии, биологии и географии

Куликова В.Н.















х. Тамбовский, 2023г.

Современный мир предъявляет высокие требования к личности. Это должен быть конкурентоспособный человек, другими словами, личность с богатыми внутренними ресурсами.

Одарённые дети – дети особые. Природа наградила их пытливым умом, желанием познать, что–то новое, постичь неизведанное. Задача педагога – выявить одарённых детей, поддержать их стремление к познанию, вывести на дорогу поиска, помочь им наиболее полно раскрыть способности.

В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета – изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.

В современной России интенсивно растет запрос на работу с талантами в сфере «Наука и техника». В рамках реализации государственной национальной политики по данному направлению ведется активная деятельность крупнейших российских корпораций (Росатом, Россети, Ренова), ведущих университетов, таких как МФТИ, УрФУ, ТюмГУ, кружкового движения, проектов в рамках Национальной технологический инициативы. Набирает обороты движение Союза «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia)». Хочется отметить деятельность Образовательного центра «Сириус», созданного Образовательным фондом «Талант и успех» по инициативе Президента Российской Федерации В. В. Путина. В Республике Адыгея создан образовательный центр «Полярис».

Одной из первоочередных задач является выявление одаренных детей. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.

Работа по выявлению и развитию таких детей начитается с начальной школы. Я, как учитель-предметник среднего и старшего звена, постоянно взаимодействую со своими коллегами, работающими с младшими школьниками. Проводя предметные недели естественных наук, различные эколого-биологические мероприятия, включенные в школьную циклограмму, я отмечаю талантливых и одарённых детей, их интеллектуальные и творческие способности. Так же наблюдаю за ребятами в период летних каникул, когда они посещают детский оздоровительный лагерь при нашей школе. Здесь проводится очень много интересных и познавательных мероприятий, коллективно-творческих дел, где каждый ребёнок может раскрыть свои способности и таланты, проявить активность, инициативность, творчество и креативность.

Понятие одарённости признается всеми как наличие потенциально высоких способностей у человека. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучаемости. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но в то, же время одаренные дети могут быстро утратить интерес к ежедневным занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Задача школы – поддержать ребенка и развить его способности.

В этом плане проектная и исследовательская деятельность учащихся, является особенно актуальной, а главное результативной. Конечно, это не научные открытия учащихся, а развитие у них соответствующих личностных качеств, приобретение навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Работа с одарёнными детьми состоит как из урочной, так и внеурочной деятельности.

«Занимаясь проектной и исследовательской деятельностью, ребята развивают самостоятельность при работе со специальной и научной литературой. При выполнении наблюдений и опытов учащиеся развивают абстрактное мышление, способности формировать свое мнение и умение его отстаивать, умения общаться с аудиторией, выступать на конференциях, в кружках, формируют чувство ответственности за порученное дело, повышают уверенность в себе, осознают значимость выполненной работы».

Что требуется от преподавателя при освоении метода проектов?

  • умение увидеть и отработать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

  • владением всем арсеналом исследовательских, поисковых, творческих методов, умение организовать исследовательскую, проектную, творческую работу обучаемых;

  • переориентация всей учебной работы на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности обучаемых, которые развивают свои потенциальные способности, работая на конечный результат;

  • владение искусством коммуникации, которые предусматривает умение организовать или вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом; способность генерировать новые идеи, направлять обучающихся на поиск путей решения поставленных проблем; умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;

  • владение необходимым компьютерным инструментарием (редактором гипертекста, Интернет – технологией, пользованием базой данных, сканерам, принтером);

  • умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

Обучающимся для участия в проектах требуется:

  • знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информаций, сбор и обработка данных, научное обоснование полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методы их решения);

  • владение компьютером на уровне пользователя;

  • знание основ того предмета, по которому разрабатывается проект.

Требования к участникам совместного проекта достаточно высоки:

  1. доброжелательность при всех обстоятельствах;

  2. обязательность в выполнении всех заданий в оговоренные сроки;

  3. взаимопомощь в работе;

  4. тщательность и добросовестность в выполнении работы;

  5. полное равноправие и свобода в выражении мыслей, идей.

Проекты могут быть:

  • исследовательские (экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов);

  • творческие (такие проекты не имеют детально проработанной структуры);

  • приключенческие, игровые (в таких проектах структура только намечается и остается открытой до окончания проекта);

  • информационные проекты (исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом;

  • инвестиционные (бизнес – проекты) – эти проекты отличает четко – получение прибыли.

По характеру контактов проекты бывают:

  • внутренними или региональными;

  • международными.

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

  • индивидуальные;

  • групповые.

По продолжительности проведения проекты могут быть:

  • краткосрочные (одном – двух занятиях);

  • средней продолжительности (от недели до месяца);

  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).

Структура проекта:

  1. название проекта;

  2. сведения об авторах проекта;

  3. цели и задачи проекта;

  4. аннотация проекта;

  5. учебный предмет;

  6. учебные дисциплины, близкие к изучаемому вопросы;

  7. участники проекта и их возраст;

  8. вопросы, на которые должны ответить участники проекта или суть участия в проекте;

  9. выходы, результаты деятельности участников проекта;

  10. сроки реализация проекта;

  11. этапы реализации проекта.

На уроках биологии, химии и географии я уделяю большое внимание самостоятельной познавательной деятельности учащихся. По ходу урока им предлагаются различные проблемные задания, развивающие функциональную грамотность. Мне важно, чтобы дети были не только слушателями и исполнителями, но и творцами, чтобы могли самостоятельно находить информацию, перерабатывать её и использовать в разных повседневных и нестандартных ситуациях.

Преподавание биологии и химии, в силу особенностей самих предметов, представляют собой благоприятную сферу для применения современных информационных технологий (ИКТ). Не секрет, что современным детям интереснее выполнять задания, связанные с использованием ИКТ. Используя данную технологию, учащиеся создают мультимедийные презентации, видеоролики, буклеты, памятки, интерактивные и анимационные модели, образовательные игры, плакаты. Это не только делает увлекательным и наглядным учебный процесс, повышает качество обучения, но и формирует интерес обучающихся к естественно-научным предметам, мотивирует их к дальнейшей интеллектуальной и творческой деятельности, поиску новых нестандартных решений, развитию абстрактного и креативного мышления.

Организуя работу, направленную на развитие творческого мышления, я включаю в учебную деятельность различные виды развивающих заданий. Например,

  • задания на нахождение закономерностей (например, «золотое сечение» в живой природе, популяционные волны в естественных условиях);

  • задания на нахождения соответствий и ассоциаций между понятиями, явлениями, признаками объектов и т. д.;

  • задания на нахождение аналогий (например, бионика – синтез биологии и техники, что человек увидел у животных и растений, а потом использовал при сооружении различных технических конструкций);

  • задания на классификацию (например, нахождение сходств и различий при изучении царств живой природы, плодов растений);

  • задания на связь с другими науками (например, биология + математика = числовые последовательности в живом мире; биология + химия = химический состав клетки).

  • задания творческого характера (составить синквейн, ребус, кроссворд, шараду по изученной теме урока);

  • задания на моделирование/конструирование (например, из пластилина или солёного теста сконструировать модель прокариотической или эукариотической клетки; из цветной бумаги сделать аппликацию «Строение цветка»);

  • задания, направленные на развитие речи и воображения (например, написать сказку или рассказ «Интервью у птицы», «Разговор деревьев», составить жалобу экологам от имени какого-нибудь животного или растения).

Развитию познавательных и творческих способностей обучающихся способствует и внеурочная деятельность.

Организуя внеурочную деятельность по биологии и химии, я ставлю следующие задачи:

  • привитие интереса к естественно-научным предметам – биологии и химии;

  • развитие и совершенствование навыков биологического и химического эксперимента;

  • развитие творческой активности обучающихся.

Обязательным условием развития одарённости является разнообразие занятий и интересов, формирование у учащихся чувства успешности. Для этого я систематически организую участие обучающихся в различных мероприятиях: школьных и районных олимпиадах, в предметных неделях, в интеллектуальных конкурсах, викторинах и квестах (очно, дистанционно и онлайн), провожу экскурсии.

Особым видом внеклассных занятий являются элективные курсы и практикумы. Цель таких занятий – дать учащимся более глубокие знания по отдельным темам биологической и химической науки, значительно превышающие объем школьной программы. Благодаря тому, что работа осуществляется в малых группах, я максимально реализую индивидуальный подход и дифференциацию обучения, применяя различные методы работы.









Список литературы:

1. Битуова Д.Р. Одаренные дети: проблемы и перспективы. // Исследовательская деятельность школьников. - №3. – 2005. - с. 157.

2. Дранишникова Л.И. Об организации проектной деятельности одаренных детей. // Химия в школе. - №4. – 2008. – с. 2.

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 №996 –р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года».

4.Савенков А.И. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Академия, 2004.

5.Чудновский В.Э., Юркевич B.C. Одаренность: дар или испытание? - М., 2003.

6.Шумакова Н.Б. Одарённый ребёнок. Особенности обучения. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

7.Эфенмсон В.П. Загадка гениальности - М., 2002.