СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми (методическая статья)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми (методическая статья)»

Для создания и реализации программы по работе с одаренными детьми нужны идеальные условия работы для учителя. Я же хочу представить программу с одаренными детьми, которую можно реализовать в реальных условиях большинства школ России.

Она включает в себя элементы на уроках, которые помогут развиваться одаренным детям, и будут полезны для остальных учеников.

Я преподаю русский язык и литературу в средней школе, и на примере своих уроков хочу показать, как можно эти приемы применить на практике.

Урок нового материала по русскому языку.

Как правило, одаренные дети при объяснении нового материала всегда задают вопросы, так как их мышление устроено таким образом, что они начинают анализировать и сопоставлять полученный материал со своими знаниями. Эти вопросы, иногда сложные, иногда не к месту, иногда не ко времени для остального класса, нельзя оставлять без внимания. Обязательно нужно ответить после объяснения. Для ребенка этот момент очень важен тем, что восполняет пробелы в его знаниях, позволяет ему систематизировать уже полученную им информацию. И моральный аспект тоже имеет значение. Учитель не отмахнулся от него, так как он не вписывается со своими знаниями в остальной класс, а уделил внимание. Это дает ему понимание, что задавать вопросы можно.

Урок закрепления материала по русскому языку.

Индивидуальные задания повышенной сложности. Их всегда можно найти в учебнике. Если они недостаточно интересны или не отвечают целям развития одаренного ребенка, то учитель может взять материал из дополнительной дидактической или методической литературы. Оценивание такой работы целесообразно проводить двумя способами: учителем или самим учеником, но обязательно с объяснением.

Ролевой подход. Дать роль проверяющего. Учеником задание выполняется на доске, а одаренный ребенок затем проверяет выполненное задание. Находит ошибки, объясняет их. К этой работе в дальнейшем можно подключить и сильных учеников класса, а позже и все дети втянутся в процесс. Это развивает внимание и заставляет учить материал, так как надо не просто найти ошибку, но еще и объяснить ее.

Шефство. Не все дети понимают материал с первого раза, особенно сложный. На последующих уроках, после объяснения нового материала, можно формировать пары-тройки, в которых для одаренного ребенка будет задание объяснить новый материал тем, кто не понял или не усвоил его до конца. Такой подход будет формировать умение не только объяснять понятное тебе тем, кто не понял, но и терпение и понимание.

Уроки литературы.

На уроках литературы при обсуждении произведений и проблемных вопросов давать высказывать свое мнение при фронтальном опросе. Но следить, чтобы не было доминирования, и остальные дети имели возможность отвечать и не ждали ответа только от одного ребенка, который всегда будет высказываться.

Если на таких уроках одаренный ребенок доминирует часто, то учитель, предусматривая ситуацию, дав высказаться разово ребенку, дает ему задание записать свое мнение. Письменная речь формирует устную речь, отсеивая в ней все ненужное. На это можно обратить внимание, указав на анализ различия того, что ребенок хотел сказать, и что он записал в результате.

При групповых заданиях одаренных детей (если их несколько) и способных, сильных детей лучше всего объединять вместе, где они смогут реализовать свои лидерские качества и применить знания. Такой группе целесообразно давать сложные, заковыристые вопросы, которые требуют философских размышлений, нетривиального подхода, аналитики, развития чувств. Например, дать ученикам задание при изучении произведения И.С. Тургенева «Бежин луг» ответить на вопрос: почему в конце произведения звучит колокол? Результат, как правило, бывает очень интересным.

Для реализации междисциплинарного подхода при изучении предмета его нужно интегрировать в другие предметы. Или показать практически тесное взаимодействие предметов, наук или направлений искусств. Например, литература тесно взаимодействует с историей, психологией, изобразительным искусством, кинематографом. Дать задание на уроке при изучении произведения А.С. Пушкина «Борис Годунов» сравнить его с историческими фактами. Поразмышлять на основе исторических документов и произведения о тайне смерти царевича Димитрия. Здесь хорошо практиковать групповую работу.

Проектно-исследовательская деятельность с самостоятельно выбранными заданиями из предложенных. Это дает возможность ребенку здраво оценить свои силы и попробовать себя в других ролях, которые одаренному ребенку будет интересно исследовать. Например, дать проект по анализу стихотворения М.Ю. Лермонтова с ролями: чтец, художник, литературовед, сочинитель. Ребенок сам выберет себе роль, которую он на себя примерит. Это даст ему возможность выбрать в первый раз для себя комфортную роль, проявить себя по максимуму. А в другой раз при аналогичном задании он попробует себя в другой роли. Это даст ему возможность оценить себя, более точно понять направление, в котором стоит двигаться.

Эвристический метод хорошо использовать во время предоставления новой информации, которую ребенок анализирует и итог озвучивает на уроке. Например, при прохождении на уроках темы «Безличные глаголов» в 6 классе, одаренный ребенок заметит, что безличные глаголы не все одинаковы. И обязательно задаст вопрос. Нужно дать ему возможность самому найти ответ на вопрос, чем различаются безличные глаголы и дать предположение. А затем учителю сделать вывод.

Во внеурочной деятельности учителю лучше всего вести предметный кружок, в котором может быть реализовано несколько задач: углубленное изучение предмета; демонстрация предмета с интересной стороны (например, по русскому языку решение лингвистических задач); подготовка к олимпиадам.

Интересно использовать исследовательский метод на уроках внеурочной деятельности при изучении тем, которые практически не затрагиваются в школьной программе: этимология и орфоэпия. Здесь одаренный ребенок сможет анализировать принципы, исследовать закономерности.

Предметные конкурсы хорошо выявляют одаренных детей. Например, орфографический конкурс по русскому языку или конкурс на знание содержаний произведений по литературе.

Использование ИКТ не всегда возможно в школе и дома в силу разных обстоятельств. Поэтому, ИКТ возможна только как дополнительная возможность для выполнения индивидуальных проектов или домашних заданий при знании условий жизни ребенка.

Включая все вышеперечисленные методы в уроки, учитель может развивать одаренного ребенка (одаренных детей) при любой оснащенности учебного процесса и максимальной заполненности класса.