СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании  обучающихся и решает конкретные задачи.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства»







Работа с одаренными детьми на уроках изобразительного  искусства и во внеурочной деятельности


«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Э. Хаббарт

Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании обучающихся и решает конкретные задачи: содействовать идейному воспитанию обучающихся; дать знания элементарных основ реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства; развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства, понимание прекрасного; воспитывать интерес и любовь к искусству.

Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. Обучающиеся осваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Изобразительное искусство помогает развить и сформировать зрительное восприятие, пространственное представление, память, чувства и другие психические процессы.

Знания, умения, навыки находят применение на других уроках и трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения учащийся удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытание радости, наслаждения, встречи с прекрасным способствует воспитанию доброты, сопереживания, сочувствия окружающим. "Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка", - писал В. А.  Сухомлинский.

Глобальные социально-экономические преобразования выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.    

 Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому задача и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.



Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое      определяет    возможность     достижения

человеком более высоких    результатов    в    одном    или    нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок -  это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

В работе с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства я ставлю     своей    целью    создание необходимых   условий   для   развития интеллектуальных, творчески   и физических      способностей      детей и     подростков     в     условиях общеобразовательной школы.

Важные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип      максимального      разнообразия      предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;        

- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при

минимальном участии учителя;        

- принцип       свободы     выбора     обучающимся     дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития. Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы обучающийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно, как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

В связи с этим я использую вариативные возможности в обучении школьников: провожу беседы «В мире прекрасного» (изобразительная деятельность), знакомлю с различными художественными техниками, побуждаю учащихся принимать участие в творческих конкурсах рисунков, применяю технологии проектного обучения.

В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад, рисунок, творческая работа и т.д.







Важно, что проектное обучение, по своей сути, является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении.

Учитель для одаренного ребенка является личностью, продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть не директивным. В то же время учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Формы работы с одаренными обучающимися:

  • творческие мастерские;

  • факультативы;

  • кружки по интересам;

-   конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • участие в олимпиадах;

  • спецкурсы;

  • работа по индивидуальным планам;

  • занятия в профильных классах.

По отношению к изобразительному искусству наиболее приемлема работа в творческой мастерской (оформление традиционных праздников, экспозиций и демонстрационных стендов и др.) и участие в конкурсах.

Активное участие в конкурсах принимают ученики 4-Б класса: Пашкова В., Дейнега А., Олейникова В., Черникин А., Чеботарёва А., Яблочкова А. и занимают призовые места как на районном уровне, так и на республиканском. Соболь М. посещает художественную школу.

При    всех   существующих  трудностях  в   системе   общего   среднего
образования   сегодня    открываются    новые   возможности   для  развития
личности   учащегося,   и   одаренной   личности   в   частности.   Работа   с
одаренными        учащимися        предусматривает целенаправленную деятельность,    начиная    с    начальной   школы    и    до осознанного выбора жизненного пути.