Работа с одаренными детьми на уроках математики и русского языка в начальной школе.
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Таких детей называют одаренные. Под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией.
Методы выявления одаренных детей :
Наблюдение;
Общение с родителями;
Работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
Проблемы работы с одаренными учащимися - одна из современных задач модернизации образования, но она всегда присутствовала и решалась в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Я считаю, что учитель должен создать условия, в которых ученик мог бы проявить себя и показать путь для самореализации. Мои учебные предметы – русский язык и математика обладают огромным потенциалом для всестороннего развития личности, а значит и для выявления одаренных детей, так как здесь реализуются межпредметные связи.
Школа- это образовательный центр, где учат жить, любить, творить, закладывают фундамент, а каждый прожитый день впечатляет и радует каким-нибудь новым открытием или исследованием. Мир вечного детства и взрослеющей юности строят вместе и дети, и педагоги; это наше красивое, прочное и светлое будущее, всегда востребованное в жизни.
Наша школа реализует программу работы с одаренными детьми, и каждый педагог нашей школы использует те или иные методы и приемы работы с одаренными детьми. Вот почему целью своей работы считаю – деление опытом работы с одаренными детьми на уроках математики и русского языка. Чтобы достичь своей цели мне нужно решить следующие задачи: дать определение понятия одаренности ребенка, показать отдельно формы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка (первая часть работы), на уроках математики (вторая часть работы), а так же во внеурочной деятельности (третья часть работы) и проанализировать полученные результаты.
Формы работы, которые применяю в своей работе.
- классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;
- консультирование по возникшей проблеме с родителями;
- психологическое сопровождение родителей одаренного ребенка;
- совместная практическая деятельность одаренного ребенка и родителей;
- поддержка и поощрение родителей одаренных детей;
- родительские собрания;
- научные кружки, дискуссии;
- театрализованные праздники.
Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей. Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована СИСТЕМА работы с этой категорией учащихся в начальной школе.
Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках русского языка.
Одаренным считается ребенок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других детей специальными способностями ( музыкальными, художественными, спортивными и т.д.)
Большинству одаренных детей присущи особые черты, отличающие их от сверстников: отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Уже в раннем возрасте они способны прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко использовать накопленные знания. Чаще всего привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Основной формой организации учебного процесса является урок. Формы и приемы в рамках отдельного урока должны отличаться значительным разнообразием и направленностью на дифференциацию и индивидуализацию. Должны получить широкое распространение следующие формы и методы работы:
- групповые формы работы,
- самостоятельная познавательная деятельность учащегося,
- дискуссии, диалоги,
- творческие задания,
- семинары, практикумы.
Так как русский язык – это наука изучающая, информационные процессы, то материал насыщен разного рода схемами, схемами передачи и получения информации, блок-схемами, семантическими сетями и графами, с которыми можно работать по-разному.
Среднему ученику можно предложить сделать доклад по схеме, одаренному же ребенку, наоборот, можно предложить по тексту составить схему. Любую научную, да и жизненную ситуацию, в обработки информации, круговорот воды в природе) – одаренный ребенок ее составляет, обычный ученик – читает.
Логические задачи – неотъемлемая часть русского языка. Именно они помогают выявить детей с развитым логическим мышлением. Одаренный ребенок сразу же выстроит логическую цепочку и выдаст ответ, остальные же получат ответ только после того, как несколько раз перечитают правила и пояснения к упражнениям. Так как одаренный ребенок многому учится самостоятельно, то мастер-классы на уроках - это еще один прием работы с одаренными детьми. Школьная программа по русскому языку затрагивает изучение не всех возможностей словарей и др. литературы, а вот одаренные дети эти возможности изучают и на мастер-классе показывают то, чему научились самостоятельно, тем самым вызывая интерес одноклассников и к предмету и чему-то неизведанному.
Ни для кого не будет новостью то, что исследовательская и проектная деятельность – это так же формы работы с одаренными детьми. На уроках русского языка, я стараюсь включить всех детей в проектную деятельность – объединяю в группу одного одаренного ребенка и несколько менее успевающих. Здесь одаренный ребенок выступает в виде тьютора, то есть направляет работу группы, ну и выполняет сложную часть проекта.
На практических заданиях я заготавливаю карточки для нескольких вариантов, которые состоят из нескольких заданий. Под текстом задания даю разъяснения – сколькими баллами оценивается то или иное задание. Как правило последнее задание – это задание для сильного ребенка. (подобное использую и в тестировании). Часто на уроках даю олимпиадные задания, но справляются с этими заданиями только сильные.
Формы, приемы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики.
Самый верный способ помочь ребенку раскрыть себя – научить учиться. В этом помогает самостоятельный поиск. Именно этот прием в работе с одаренными детьми я использую на уроках математики. Ведь талантливому ребенку не нужно до конца все «разжевывать». Иногда при объяснении нового материала, рассказав суть, и не вникая в подробности, предлагаю дальше некоторым ребятам из класса продолжить работу самостоятельно, отыскав свой путь решения задачи. Главное, чтобы на этом этапе у детей были сформированы умения самостоятельно добывать знания из различных источников, анализировать факты, делать выводы и обобщения, аргументировать свой ответ.
При выполнении контрольных и самостоятельных работ, для одаренных детей стараюсь делать отдельный вариант с более сложными заданиями или с заданиями на смекалку.
В среднем звене одаренного ребенка можно попросить выполнить частично роль учителя, то есть, после выполнения обязательных заданий, проверить эти же задания у отстающих учеников, постараться разъяснить им непонятные моменты.
На уроках использую творческие работы. Творческие работы школьников могут быть представлены в следующих формах: информационно – реферативные, проблемно – реферативные, экспериментальные, описательные, исследовательские.
И так как математика является обязательным предметом итоговой аттестации, то на уроках часто даю задания из ВПР, которые уже подразделяются на базовые и углубленные. Группа детей посещает занятия в ГЦИР –Эрудит. Там проводят занятия по углубленной математике. Также проводят олимпиады. Консультации по математике стараюсь проводить отдельно с сильными и слабыми учащимися, чтобы не терялся интерес. Так же сильным учащимся предлагаю проходить он-лайн тестирование, участвовать в конкурсах, работать в онлайн – уроках. . Почти 50% из класса участвуют в Онлайн олимпиадах, занимаются на школьных платформах « Учи ру», «ЯКласс», «Фоксфорд»и т.д.
Чем хороша площадка:
Интернет-кружки для школьников по олимпиадным программам по математике, , по русскому языку. окружающему миру, шахматам и программированию.
Онлайн-курсы по школьной программе.
индивидуальная траектория обучения для каждого ученика.
Бесплатные интернет-олимпиады и конкурсы по различным предметам, в которых принимают участие русскоговорящие школьники из различных стран.
Заключение.
Современное общество ставит перед школой задачу подготовки самостоятельных, способных к самообучению, ответственных, обладающих коммуникативными навыками граждан. Школа не может дать знания на всю жизнь, а вот научить, выработать стремление к постоянному самосовершенствованию – её главная задача. Во всех документах от школьного до федерального уровня поддержка "талантливого ребенка" провозглашается приоритетной задачей.
Вот почему целью моей работы было стремление показать формы, методы и приемы работы с одаренными детьми. Так как русский язык на прямую связана с правилами, Интернетом, различными словарями здесь важно не упустить одаренных детей, так как интерес к русскому языку может затеряться в социальных сетях и компьютерных играх.
Что же касается математики, то эта наука всегда будет важной и всегда будет важно уметь считать, кем бы ты ни стал в будущем.
В целом хорошая работа с одаренными детьми позволит:
создать возможности для проявления одарённости и таланта;
обеспечить условия для профессиональной ориентации, творчества и образования повышенного уровня школьникам;
внедрить методические разработки и информационные технологии в систему работы учителей-предметников;
с успехом пройти аттестацию и поступить в престижное ВУЗ.
Национальная инициатива "Наша новая школа" предполагает организацию работы по развитию детской одаренности в трех направлениях:
1) выявление детских талантов и талантливых детей;
2) поддержка развития талантов;
3) повышение квалификации педагогов в области работы с высоко способными детьми.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего Отечества.
«В КАЖДОМ ЧЕЛОВЕКЕ - СОЛНЦЕ. ТОЛЬКО ДАЙТЕ ЕМУ СВЕТИТЬ».
Литература:
Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н. К. Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. — 2008.
Интернет-материалы.
Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников. // Начальная школа №10/2006