Каждый ребенок способен созидать и творить.
"Ребенок - это факел, который нужно зажечь,
а не сосуд, который нужно наполнить"
Добрый день уважаемые коллеги!
Действительно, каждый из вас сидящих в этом зале, с уверенностью можем сказать, что каждый ребенок способен созидать и творить, дарить нам взрослым минуты счастья.
Любая школа призвана выполнять социальный заказ, поэтому она должна своевременно и гибко реагировать на то, что условия общественной жизни быстро изменяются. Эти изменения требуют от людей таких качеств, как умение принимать самостоятельные и нестандартные решения, способность гибко реагировать на жизненные ситуации, - то есть, все те характеристики, которые, с одной стороны, являются составляющими одаренности, а с другой стороны – помогают человеку адаптироваться в любых социальных условиях.
Одарённые дети – это дети, обладающие врождёнными высокими интеллектуальными, физическими, художественными, творческими способностями. Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.
Начальная школа, является фундаментом для дальнейшего обучения и развития ребенка, остается вне сферы влияние образования, ориентированного на повышение интеллектуальных и творческих возможностей ребенка. Все дети нуждаются в развивающем обучении, в заботе о творческом развитии личности. Все это актуально и справедливо.
Формы работы с одаренными учащимися могут быть разнообразными ЭТО:
- творческие мастерские;
- групповые занятия по параллелям классов
с сильными учащимися;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальный марафон;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- научно-исследовательские конференции.
Так, как я сегодня затронула вопрос ОДАРЕННОСТИ, мне хотелось бы поделиться своим опытом работы с детьми во внеурочное время.
Представляю 2 свои разработанные программы по дополнительному образованию это «Одаренный ребенок» и «Берестяная мозаика»
Программа «одаренные ребенок» построена таким образом, что младшие школьники испытывают значительную потребность в дополнительном материале. Через тестирование, совместно с психологом, были выявлены учащиеся с учебной, художественной, физической деятельностью. Основные знания и навыки по математике и русскому языку младшие школьники получают на уроках – в рамках действующих учебных программ. А на занятиях по дополнительному образованию я стремилась дополнить материал интересными сведениями, занимательными задачами, загадками, ребусами, кроссвордами, заданиями повышенной трудности.
Эта еженедельная кропотливая, систематическая работа, привели к ожидаемым результатам.
На протяжении нескольких лет учащиеся занимали и занимают призовые места в городских и районных интеллектуально - творческих олимпийских играх.
В начальном периоде обучения детям присуща повышенная любознательность. И это качество ребенка надо всеми силами поддержать, направлять и развивать. В кружке «БЕРЕСТЯНАЯ МОЗАИКА», любознательность является тем началом, которое помогает приобщить растущего маленького человека к познанию окружающего мира, научному пониманию процессов, происходящих в нем.
Знакомство с народной культурой развивает познавательные интересы детей, их мировоззрение, их речь, обогащает их активный словарь. В процессе работы ребенок размышляет и творит.
Ведь береста - это чудо-материал: красивая, пластичная, прочная, легкая, а главное, обладает необыкновенной энергетикой. На душе становится радостно, когда видишь огоньки в глазах детей при виде произведений народных мастеров и желание сделать подобное своими руками.
При изготовлении конкретной поделки дети учатся планировать и контролировать свою деятельность, а также анализировать и адекватно оценивать ее результаты. Таким образом, формируется целенаправленная деятельность учащихся.
Ученики принимают участие во всех выставках районного и городского значения, где ребята становятся победителями и лауреатами этих конкурсов на протяжении уже 5 лет.
Большую роль в работе с детьми во внеурочное время играет классный руководитель. Я, как классный руководитель, помогаю своим ребятам самоопределиться, найти себя в различных мероприятиях. Только лишь безусловная вера в добрые начала, заложенные в каждом ребенке, может дать положительные результаты. Это и есть момент истины, смысл педагогической деятельности, мера профессионального удовлетворения.
Перед вами "модуль" человека. Ученые считают, что ТВОРЧЕСКАЯ личность должна обладать следующими характерными качествами.
- Готовая жить и трудиться в современных условиях;
- Готовая применять полученные знания;
- Должна быть индивидуальностью;
- Обладающая культурным потенциалом.
Но, увы, все люди индивидуальны и стандартов быть просто не может, но стремиться к воспитанию именно такой личности мы должны, при этом учитывать, что каждый ребенок индивидуален - это свеча, зажженная на Земле, давайте постараемся сделать так, чтобы она в наших руках не погасла.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовется.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верным путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться….
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!
Спасибо за внимание!
5