Работа с одаренными детьми и развитие читательской компетенции учащихся.
(Выступление на республиканском семинаре заместителей директоров по учебной работе).
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одаренных детей. Раскрытие, развитие и реализация их способностей и талантов важны не только для отдельной личности, но и для общества в целом. Одаренные, талантливые дети и молодежь - это потенциал любой страны, позволяющий ей эффективно развиваться и конструктивно решать современные экономические и социальные задачи. В этой связи работа с одаренными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.
Школьные предметы русский язык и литература дают огромный простор для развития умственной деятельности учащихся. Литература – это та учебная дисциплина, которая расширяет кругозор учащихся, социализирует личность и формирует мировоззрение. Школьный курс литературы помогает выявлению одаренных детей, дает возможность раскрыть в учащихся способности в самых различных областях деятельности.
Что помогает добиваться определенных успехов в работе по моему предмету? С чего я начинаю учебный год? С анкетирования и устного опроса. Тем самым выявляю читательскую подготовку, провожу диффереренциацию и определяю последующие пути и методы работы в отдельно взятом классе, исходя из количественно – качественного состава читателей в нем.
Во главу угла на протяжении всей моей учительской деятельности я ставлю следующее: ученик должен приходить на урок с радостью и ожиданием новых чудесных открытий. Только в этом случае можно вырастить настоящего читателя. Развитие читательской компетенции как одной из составляющих реализации ФГОС подразумевает, в первую очередь, использование на уроках литературы традиционных методов и приемов в сочетании, содружестве с информационно – коммуникативными технологиями. Использование ИКТ стало важным подспорьем, позволяющим осуществить различные подходы к изучению текста. Обогащение восприятия текста происходит и путем привлечения других видов искусства : живопись, музыка, просмотр экранизаций и драматических постановок различных художественных текстов стали частым явлением на уроке.
Чтобы воспитать грамотного читателя, сформировать его читательскую компетенцию, необходимо научить его технике кропотливого комплексного анализа художественного произведения, а также стимулировать развитие образного мышления и воображения. Вот некоторые способы, которые помогают достижению этой цели.
Эмоциональное восприятие текста. Это первый и самый важный этап при работе с текстом. Необходимо зафиксировать первичное восприятие, чтобы впоследствии соотнести его с новым пониманием произведения, которое, несомненно, появится после его анализа.
Структурно – содержательный анализ текста.
Художественное произведение – многослойная система, и сам текст есть только первый знаковый уровень, порождающий, в свою очередь, последующие : виртуально – предметный, миромоделирующий, мифологический и многие другие.
Таким образом, анализ текста возможен только при овладении «инструментами анализа», т. е. теоретико – литературоведческими понятиями, которые работают на постижение замысла писателя.
Тема и идея, сюжет и композиция, характеры и система образов.
Художественная речь как способ выражения замысла писателя.
Жанровое и видовое своеобразие произведения (например, отличие романа от романа – эпопеи, психологического романа).
Категория автора – повествователя и рассказчика (например, Н. В. Гоголь и Рудый Панько. А. С. Пушкин и И. П. Белкин)Эстетическая позиция писателя.
Проблемные вопросы.
Эта группа вопросов выходит за рамки анализа содержания и связана с личным опытом школьника, затрагивает его мировоззрение. При постановке таких вопросов нельзя ожидать однозначных ответов, а потому выработать единственно верную точку зрения часто бывает невозможно.
Чтение – это труд и творчество, поэьому я стараюсь знания по тексту не давать в готовой форме. Только при этом условии чтение работает на развитие личности, на формирование читательской культуры.
Важным элементом уроков и мероприятий считаю ролевые игры (я читатель, я критик, я библиотекарь, я архитектор, я экскурсовод…)
Работают на формирование читательских компетенций и различные формы уроков: урок – проблемный анализ, путешествие, проект, литературно – музыкальная композиция, пресс – конференция, дискуссия, литературная игра; бинарный урок…
Для работы со способными детьми также есть ряд традиционных форм : индивидуальная работа, кружки, элективные курсы, предметные недели.
С целью обогащения субъектного опыта учащихся и их заинтересованности в работе с текстом использую и такие приемы работы:
- рассказ от имени героя;
- письмо главному герою произведения;
- работа с иллюстрациями;,
- театрализация;
- составление плана текста, статьи;
- выявление и графическое оформление системы образов произведения;
- составление кроссвордов по тексту;
- проведение викторин и конкурсов;
- цветовая интерпретация образов или событий;
- составление стихотворений (синквейн, диаманта, хайку);
- создание постеров, буклетов, стенгазет, литературных альманахов.
Но только на положительном эмоциональном отношении строить учебную деятельность нельзя. В средних и старших классах учащиеся уже знают, что они должны усвоить пройденный материал максимально. Поэтому воспринимают работу над изучением произведений как целостную систему.
В силу возрастных особенностей учащихся и большого объема текстов в старших классах использую наряду с традиционными уроками уроки – лекции, уроки – семинары, уроки – зачеты в конце изучения темы, отчеты по несданным темам, творческие отчеты. При этом данные формы уроков используются не от случая к случаю, а в системе.
Впервые с уроками – семинарами учащиеся знакомятся в 9 классе в ходе изучения творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя. В начале изучения творчества данных авторов учащимся предлагаются темы и вопросы для подготовки, распределяются задания. В конце темы, после изучения биографии и менее масштабных произведений, проводится итоговый урок – семинар, на котором с опорой на ранее изученное учащиеся говорят о самых значительных и сложных произведениях писателей – классиков. Такая форма предполагает дифференциацию: наиболее подготовленные учащиеся, идущие учиться в 10 – 11 классы, читают текст в полном объеме и готовят свои выступления по той или иной теме, остальные читают отдельные главы и составляют целостное представление о тексте благодаря выступлениям одноклассников.
В 10 -11 классах уроки – семинары играют несколько иную роль и служат для рассмотрения наиболее сложных проблем в изучаемых произведениях. Прежним остается только их место- в конце темы – и предварительная подготовка, начинающаяся заранее.
Помимо уроков – семинаров в роли итогового зачета могут выступать индивидуальные собеседования, творческие отчеты, различного рода диаграммы и схемы, компьютерные презентации и проекты. Работы, проверяющие знание текста, образец которых приводился выше, также могут быть использованы для итогового зачета.
В других случаях они используются на первых вводных уроках по тексту, а если произведения имеют внушительный объем, возможны и две разных работы, проверяющие первичное знакомство с текстом и итоговое его усвоение.
Самое главное, что должны усвоить старшеклассники, заключается в следующем: ни одна тема не останется для каждого из них «проходной», по каждому произведению он должен будет отчитаться. Для этого в начале каждой темы я составляю таблицу, в которой указаны все виды отчетности по данной теме, а затем знакомлю с ней учащихся, против каждой фамилии ставлю оценки или другие отметки (+ или - ). Таким образом стараюсь контролировать каждого в рамках каждой темы, в конце ставлю итоговую оценку. Обобщенные результаты за полугодие и за год получаются таким образом наглядными и объективными, что немаловажно для старшеклассников. Самое главное заключается в том, что такая форма отчетности воспитывает в учащихся серьезное и ответственное отношение к предмету.
Проблема развития читательской компетенции сегодня очень актуальна. Формирование ее – процесс длительный, но увлекательный, и цель достигнутатогда, когда чтение становится процессом сотворчества, когда читатель владеет навыками анализа художественного текста, обладает самостоятельностью суждений, может дать аргументированную оценку произведению, способен «узнавать» автора по нескольким цитатам, хорошо ориентируется в современной литературной ситуации и всегда может дать добрый совет что почитать…