СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми. Числовые головоломки или занимательные квадраты

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с одарёнными детьми. Числовые головоломки или занимательные квадраты Цель: учить строить магические квадраты. Тренировочные задания

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми. Числовые головоломки или занимательные квадраты»

Числовые головоломки или занимательные квадраты

Цель: учить строить магические квадраты.

Тренировочные задания:

В клетках квадрата были записаны натуральные числа так, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и на каждой диагонали были одинаковыми. Некоторые числа стёрли. Остались 24 в нижнем правом углу, 15 в центре и 9 правее15. Восстановите стёртые числа.

Р е ш е н и е : обозначим через а число в правом верхнем углу.



?


15

9



24

Так как суммы цифр во всех столбцах, строках и диагоналях одинаковы, то каждая из них равна а + 33. Значит, в левом нижнем углу стоит число 18. Поставим b левее числа 15:



?

b

15

9

18


24

Так как сумма в левом столбике равна сумме во второй строке, то есть равна 24 + b, то в верхнем левом углу стоит число 6.

6


а

b

15

9

18


24

У нас заполнилась диагональ, по которой можно найти сумму чисел в каждой строке, в каждом столбце и каждой диагонали. Эта сумма равна 6 + 15 + 24 = 45.Теперь можно заполнить и все остальные клетки.

О т в е т :

6

27

12

21

15

9

18

3

24

Пример 8.

В каждой из 9 клеток квадрата поставить одно из чисел 1, 2, 3 так, чтобы сумма чисел, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном и по любой диагонали равнялась 6.










Р е ш е н и е : Например, расставим данные числа по диагонали квадрата. В верхней горизонтали рядом с 3 произвольно ставим 1.

3

1



3

1

2


2



2




1



1


Производим расчёты по верхней горизонтали: 3 + 1 = 4, 6 – 4 = 2, то есть в дописываем в горизонтали 2. Теперь решим правый вертикальный столбик.

2 + 1 = 3, 6 – 3 = 3 и т. д.

О т в е т :

2

1

3


3

1

2


3

1

2

3

2

1

1

2

3

1

2

3

1

3

2

2

3

1

2

3

1


Для разнообразия головоломки можно составлять не только в виде квадратов, но и фигур иной формы: круга, треугольника, звезды.