Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми. Числовые головоломки или занимательные квадраты»
Числовые головоломки или занимательные квадраты
Цель: учить строить магические квадраты.
Тренировочные задания:
В клетках квадрата были записаны натуральные числа так, что суммы чисел в каждой строке, в каждом столбце и на каждой диагонали были одинаковыми. Некоторые числа стёрли. Остались 24 в нижнем правом углу, 15 в центре и 9 правее15. Восстановите стёртые числа.
Р е ш е н и е : обозначим через а число в правом верхнем углу.
Так как суммы цифр во всех столбцах, строках и диагоналях одинаковы, то каждая из них равна а + 33. Значит, в левом нижнем углу стоит число 18. Поставим b левее числа 15:
Так как сумма в левом столбике равна сумме во второй строке, то есть равна 24 + b, то в верхнем левом углу стоит число 6.
У нас заполнилась диагональ, по которой можно найти сумму чисел в каждой строке, в каждом столбце и каждой диагонали. Эта сумма равна 6 + 15 + 24 = 45.Теперь можно заполнить и все остальные клетки.
О т в е т :
Пример 8.
В каждой из 9 клеток квадрата поставить одно из чисел 1, 2, 3 так, чтобы сумма чисел, стоящих в каждом вертикальном ряду, в каждом горизонтальном и по любой диагонали равнялась 6.
Р е ш е н и е : Например, расставим данные числа по диагонали квадрата. В верхней горизонтали рядом с 3 произвольно ставим 1.
Производим расчёты по верхней горизонтали: 3 + 1 = 4, 6 – 4 = 2, то есть в дописываем в горизонтали 2. Теперь решим правый вертикальный столбик.
2 + 1 = 3, 6 – 3 = 3 и т. д.
О т в е т :
2 | 1 | 3 | | 3 | 1 | 2 | | 3 | 1 | 2 |
3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
1 | 3 | 2 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 |
Для разнообразия головоломки можно составлять не только в виде квадратов, но и фигур иной формы: круга, треугольника, звезды.