СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важным является осуществление мониторинга развития личности школьника.

Цель диагностики - составить базу данных об учащемся.

 Основная задача учителя заключается в таком построении учебно-воспитательного процесса, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли незамеченными, реализовались.

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными детьми в начальной школе»

Алтапова Елена Сергеевна, учитель начальных классов


«Работа с одаренными детьми в начальной школе»


В любое время педагогов привлекает тема развития детской одаренности.

Одаренные дети:

– дети с более высоким (в сравнении со сверстниками) уровнем общего умственного развития, включающего интеллектуальные и творческие способности, чьи особые потребности в учении связаны с их повышенной любознательностью, исследовательской активностью и стремлением к самостоятельному учению;

- дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.).

Одаренных детей можно отнести к разным категориям. Первая - «сверходаренные» дети с чрезвычайно ускоренным умственным развитием, подлежат обучению в специальных школах и интернатах. Вторая – дети с очень высоким специализированным уровнем способностей (художественных, математических или музыкальных). И третья группа - многочисленные дети, обучающиеся вместе с другими в массовой школе, но отличающиеся от остальных особой предрасположенностью к овладению определённой образовательной областью. Важным в работе с одаренными детьми является не только своевременная диагностика и отбор, но и обеспечение дальнейшего развития.

Важная составляющая системы - осуществление мониторинга развития личности школьника. Цели работы в данном направлении следует связывать с обеспечением условий для раскрытия, развития и реализации их способностей. До начала занятий с учащимися необходимо провести комплексную диагностику, в которой, кроме самих учащихся, принимают участие их родители и учителя.  Цель данной диагностики – составить базу данных об учащемся. Для этого используются тесты по определению личностных особенностей учащихся, уровня мотивации учения, развития познавательной сферы, творческих способностей; анкеты для родителей и другие формы. В связи с этим проводится диагностика выявления склонностей учащегося. Она включает в себя 35 вопросов для детей и столько же вопросов для родителей, которые охватывают разные сферы деятельности, многообразие творческих интересов. (Приложение 1)

   Полученные результаты ответов на вопросы и учеников и родителей дадут первичную информацию о направленности интересов учащихся 1 класса.

На основе полученных результатов происходит комплектация учащихся в творческие мастерские, в основном, могут быть выявлены 4 типа одаренности это:

- Академический

- Интеллектуальный

- Художественный

- Спортивный

Основная задача учителя заключается в таком построении учебно-воспитательного процесса, чтобы любые индивидуальные особенности детей не прошли незамеченными, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.

«Каждое дитя до известной степени гений», - писал Шопенгауэр. Преподавателю важно помнить, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, особенное. У одного это способность быстро и без ошибок решать математические задачи, у другого - способность к рисованию, у третьего - спортивные наклонности… Поэтому наше внимание к одаренным детям должно быть постоянным, но незаметным и естественным. Происходить это должно как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

На уроках такой подход к учащимся можно осуществить, используя различные инновационные технологии, в том числе и деятельностный подход.

Основным в деятельностном подходе является создание проблемной ситуации, которая:

  • должна вызывать интерес своим содержанием и потребностью ученика в ее решении;

  • должна иметь достаточно высокий уровень трудности, но доступный для разрешения учеником;

  • должна способствовать «открытию» учеником новых знаний, продвижению вперед в учебной деятельности.

Данная технология является результативной и здоровьесберегающей, так как способствует развитию интеллекта и творческих способностей, помогает в воспитании активной личности.

Сложность заключается в специфике работы с одаренными детьми. Вот некоторые проблемные моменты, требующие пристального внимания:

  1. Ослабленность научно-методической поддержки педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

  2. Неподготовленность учителей к индивидуализации обучения.

  3. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей. 

  4. Нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одарённых детей. 

  5. Требует совершенствования сотрудничество педагогов и родителей в создании условий для развития природных задатков школьников.

  6. Не отлажен механизм межведомственного взаимодействия, способствующий развитию одарённых детей, росту их творческого и интеллектуального потенциала.

Во внеурочной деятельности учащиеся могут проявлять свои способности, посещая занятия кружка «Мыслитель». Его занятия направлены на развитие интеллекта детей и вариативности мышления. Особое внимание обращается на подготовку учащихся к встрече с принципиально новыми задачами, сталкиваться с которыми прежде им не приходилось.
          С удовольствием дети принимают участия в различных творческих интеллектуальных конкурсах, учебных олимпиадах, викторинах и т. п.

- Очные олимпиады республиканского олимпиадного центра г. Казань

- Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех».

- Всероссийский игровой конкурс «Человек и природа».

- Международный математический конкурс – игра «Кенгуру».

- Всероссийский проект «Учи.ру»

- Республиканские очные олимпиады СОМИК

Все вышесказанное – это всего лишь краткое описание методов и приемов работы с одаренными детьми.

Целенаправленная, кропотливая работа педагога с учащимися помогает достичь хороших результатов. Призёрами республиканского этапа всероссийской предметной олимпиады школьников являются мои ученицы: по русскому языку - Батухтина Ангелина (2016 год) и Кузнецова Анастасия (2020 год); по основам безопасности жизнедеятельности – Кузнецова Анастасия и Мельникова Ульяна (2022 год).

В заключении хотелось бы еще раз напомнить, что одаренность многообразна, проявляется на разных уровнях, во всех сферах жизнедеятельности, и рассматривать ее нужно не только как достижения, но и как возможность достижений.














Приложение 1

(Детям: если то, о чем говорится, вам не нравится - ставьте знак минус (–), если нравится – плюс (+), если очень нравится – два плюса (+ +). Родителям: для того чтобы дать вам правильный совет и конкретные рекомендации для развития способностей вашего ребенка, нам нужно знать его склонности. Вам предлагается 35 вопросов, подумайте и ответьте на каждый из них, стараясь не завышать и не занижать возможности ребенка. Если то, о чем говорится в вопросе, не нравится (с вашей точки зрения) ребенку, ставьте в клетке минус (–), если нравится – плюс (+), если очень нравится – два плюса (++). Если по какой – либо причине вы затрудняетесь ответить, оставьте данную клетку незаполненной.

  Лист вопросов

• Решать логические задачи и задачи на сообразительность.

• Слушать или читать самостоятельности сказки, рассказы и др.

• Петь, музицировать.• Заниматься физкультурой.
• Вместе с другими детьми выполнять различные поручения взрослых.
• Слушать или читать рассказы о природе.
• Делать что-нибудь на кухне (мыть посуду, помогать готовит пищу).
• Играть с техническим конструктором.
• Изучать язык, интересоваться и пользоваться новыми незнакомыми словами.
• Самостоятельно рисовать.
• Играть в спортивные, подвижные игры.
• Руководить играми детей.
• Ходить в лес, на поле, наблюдать за растениями, животными, насекомыми.
• Ходить в магазин за продуктами.
• Слушать или читать книги о технике (машинах, космических кораблях).
• Играть в игры с отгадыванием слов (названий городов, животных).
• Самостоятельно сочинять истории, сказки, рассказы.
• Соблюдать режим дня, делать зарядку по утрам.
• Разговаривать с новыми, незнакомыми людьми.
• Ухаживать за домашним аквариумом, содержать птиц, животных (кошки, собаки и др.).
• Убирать за собой книги, тетради, игрушки.
• Конструировать, рисовать проекты самолетов, кораблей и др.
• Знакомиться с историей, посещать исторические музеи.
• Самостоятельно, без побуждения взрослых, заниматься различными видами художественного творчества.
• Читать книги о спорте, смотреть спортивные телепередачи.
• Играть со сверстниками в различные коллективные игры.
• Ухаживать за домашними животными и растениями, помогать им, лечить их.

Обработка результатов Вопросы составлены в соответствии с условным делением склонностей ребенка на семь сфер: 

• математика и техника; 

• гуманитарная сфера; 

• художественная деятельность; 

• физкультура и спорт;

• коммуникативные интересы;

• природа и естествознание; 

• домашние обязанности, труд по самообслуживанию.

  Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). 
  Как оценивать. Для оценки воспользуемся «методом полярных баллов». Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале. Но будьте внимательны! Оцениваем не так, как в школе: 5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения; 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко; 3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены не четко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности противоположное оцениваемому; 1 – четко выражено и четко проявляется свойство личности противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности; 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).