СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными детьми на уроках математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Работа с одарёнными детьми как средство формирования общих компетенций во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.

 

Современный учитель общеобразовательной школы должен научить ребенка учиться, самостоятельно добывать новые знания и трансформировать их в компетенции, позволяющие выстраивать собственный образовательный маршрут.

            Общеобразовательная школа как состав­ная часть системы непрерывно­го образования призвана заложить потенциал развития личности школьника.

В результате образования у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных ви­дах деятельности; математическая грамотность.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения, а важным условием повышения качественного обучения является внедрение компетентностного подхода.

Согласно программе внедрения компетентностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс мы выделяем следующие ключевые компетентности:

- социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей;

- коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым;

- предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры;

- автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;

- математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией;

- продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;

- информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;

- нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Совершенно невозможно представить, что успешное формирование ключевых компетентностей возможно без внеурочной деятельности обучающихся.

 

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

     Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Во внеурочной деятельности создается своеобразная эмоционально наполненная среда увлеченных детей и педагогов.

         В качестве форм, в которых реализуется  внеурочная деятельность, закреплены такие формы как кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

        Коллектив школы  должен стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.

Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.

      Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только что-либо узнаёт, но учиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Реализация внеурочной деятельности позволяет решить ряд очень важных задач:

  • обеспечить преемственность на этапе начала обучения в среднем звене школы;
  • снизить учебную нагрузку обучающихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Формы внеурочной деятельности в основной  школе должны способствовать формированию:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • способности использования математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
  • уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

 

 

 

 

 

Одной из форм реализации внеурочной деятельности моей практики  является работа с одарёнными детьми.

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. В современную эпоху, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированными детьми является крайне необходимой. Это привело к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одаренных детей.  Их решение должна обеспечить Программа, связанная с реализацией потенциальных возможностей обучающихся.  Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактном мышлении. Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу. Одаренные дети:  - имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; - имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;  - испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. В сфере психосоциального развития одаренным и талантливым детям свойственны следующие черты: • Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. • Хорошо развито чувство юмора. Талантливые люди обожают несооб­разности, игру слов, «подковырки», часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают. Юмор может быть спасительной благодатью и здоровым щитом для тонкой психики, нуждающейся в защите от болезненных ударов, наносимых менее восприимчивыми людьми. • Одаренные дети постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока «не по зубам». С точки зрения их развития такие попытки полезны.  

Цель:   

Создать условия для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечения их личностной   самореализации. 

Задачи:

  1. Создать систему целенаправленного выявления и отбора одаренных детей.
  2. Стимулировать творческую деятельность одаренных детей.
  3. Создать условия одаренным детям для реализации их личных творческих способностей в процессе научно – исследовательской и поисковой деятельности.
  4. - создать привлекательную среду для обучения на уроках;
  5. - вовлечь способных учащихся во внеклассную работу по предметам;
  6. - развить творческие способности детей;
  7. - добиться высоких результатов учащихся в учебе и творчестве.

 

С развития творческих способностей детей система должна включать следующие виды деятельности:

  1. Организация индивидуально-групповых занятий для «сильных» учащихся в школе.
  2. Максимальная реализация интеллектуальных и творческих способностей одаренных учащихся в проведении школьных и районных олимпиад учащихся по математике: 

- Подготовка и  участие во Всероссийской олимпиаде "Кенгуру"  

- Подготовка и  участие в олимпиадах и конкурсах, проводимых ВУЗами.                                                                        

- Подготовка и  участие   во Всероссийской олимпиаде (муниципальный уровень).

 

- Организация участия учеников в проведении предметной недели по математике, внеклассных мероприятий по предмету.