Работа с одарёнными обучающимися на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы ОБОУ ЦДО «Новые технологии» Татаренкова О.Н.
В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.
А. Бебель
Одаренность -
генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.
Л.С.Выготский
Главным показателем одаренной (всесторонне развитой) личности, по мнению психологов, является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями
Среди современных концепций одаренности
самой популярной может быть названа теория
известного американского специалиста
в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли.
По его мнению, одаренность — это сложный итог
наложения друг на друга 3-х факторов:
способности выше средних,
креативность,
включенность в задачу.
Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима.
Важно! постепенное, выявление одаренных детей и сопровождение их в процессе образования и воспитания
Принципы выявления и сопровождения одаренных детей на уроках русского языка и литературы
В рамках урочных занятий — работа над заданиями разной степени сложности, самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня) развитие интереса к предмету.
В рамках внеурочной деятельности — проведение исследовательской работы, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня, в дистанционных конкурсах через сети Интернет .
Работа с одаренным обучающимся (в том числе и на уроках русского языка и литературы) предполагает:
индивидуальный подход к способностям ученика,
демократичность, открытость, диалогичность ,
организацию учебной деятельности, предполагающей сотрудничество ,
- проблемно-поисковый подход в обучении — создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик осваивает способ познания и механизм
обретения новых знаний о действительности.
При работе с одаренными детьми важно :
- давать обучающимся возможность самостоятельного поиска,
- постепенно усложнять задания
- привлекать материал других предметов (история, география
и т.д.).
- не торопить детей и не подсказывать решение, а если ошибся,
не акцентировать внимание на неудаче.
Вопросы желательно ставить в обобщённой форме:
что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века?
Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок учится оценивать себя.
Одарённость в отношении русского языка и литературы – это совокупность многих факторов: дара грамотно писать, знания всех правил, начитанности, особого врождённого стилистического чутья, способности к стихосложению, желания получать знания, тяга к саморазвитию и т.д.
На уроках литературы , например, можно и нужно задавать интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению.
Обязательно анализировать речевые обороты :
какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи.
Вести работу над лексикой, стилистикой :
во время чтения работ ребенок думает: что можно убрать,
дополнить, нет ли неудачных выражений?
В работе с одаренными детьми используются разнообразные
формы и методы работы , а так же приемы ораторского
мастерства . Для практических занятий подбирается
материал повышенного уровня сложности и
эвристического характера , способствующий
развитию интеллектуальных и творческих способностей
учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя.
Например, приёмы, используемые на уроках литературы , могут быть следующими:
обнаружение своих личностных характеристик в персонаже,
выбор нравственной, научной, эстетической позиции;
придумывание заданий, вопросов, тем;
выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка);
ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, автор, критик, руководитель).
Формы и приёмы работы с одарёнными детьми.
1. Самостоятельный подбор обучающимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника.
Например, в упражнении в данных пословицах изменить лицо глагола.
2. Задания, ориентирующие обучающихся на установление внутрипредметных связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической значимости полученных знаний.
Например, в упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Обучающиеся должны доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.
3. Задания, ориентирующие обучающихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания.
Например: сгруппировать слова, предложить несколько вариантов группировки слов, указать, что лежит в основе группировки.
4. Задания на сравнение, сопоставление явлений.
Например, поставить глаголы в форме настоящего времени. Можно усложнить: определить вид глагола и установить, какая
закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.
5. Задания исследовательского характера.
Например, подбор доказательств к данному умозаключению или формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала.
6. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний.
Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями.
7. Творческие задания.
Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы
по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений- миниатюр по образцу.
Возможны творческие задания,
которые ориентируют учащихся
на самостоятельное высказывание;
его форма, содержание и отбор
языковых средств определяются
темой
(например, работа по картине)
Важно!
Развивать у обучающихся стремление к творческой самостоятельной деятельности
Для этого можно проводить уроки:
творчества, изобретательства, урок "удивительное рядом", "урок выставка";
уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое, урок-экспедиция;
уроки с игровой состязательной основой: урок-деловая игра, урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Где? Когда?";
уроки с изменёнными способами организации: урок - лекция, защита идей, урок — встреча.
Важно учитывать, что кому-то из обучающихся дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Поэтому важен индивидуальный подход к каждому ребенку,
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости.
Примеры заданий повышенной сложности, предлагаемых на уроках русского языка в 6 классе
Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:
[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.
[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.
[а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.
[с] Через поле и лесок подаётся голосок.
Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные? Из какого языка они заимствованы?
Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.
Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки:
Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит .
Образуй множественное число от данных имён существительных: профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.
Найдите и подчеркните главные члены предложения.
Для подлежащего укажите способ выражения.
А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.
6) Как воспеть ли радости кующие руки,
Если в мире единственные они?
в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».
Литература:
1. «Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей» (А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина, 2008 г.)
2. «Система работы с одарёнными детьми» (О.В. Касперская, 2011 г.)
3. «Развитие одарённых детей» (Н.В. Алексеева, 2011 г.)