СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с одарёнными обучающимися на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщение опыта по теме: "Работа с одарёнными обучающимися на уроках русского языка и литературы" (теория и примеры практических заданий)

Просмотр содержимого документа
«Работа с одарёнными обучающимися на уроках русского языка и литературы»

Работа с одарёнными обучающимися на уроках  русского языка и литературы     учитель русского языка и литературы  ОБОУ ЦДО «Новые технологии»  Татаренкова О.Н.

Работа с одарёнными обучающимися на уроках русского языка и литературы учитель русского языка и литературы ОБОУ ЦДО «Новые технологии» Татаренкова О.Н.

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.  А. Бебель

В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком.

А. Бебель

Одаренность -  генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.  Л.С.Выготский

Одаренность -

генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии.

Л.С.Выготский

 Главным показателем одаренной (всесторонне  развитой) личности, по мнению психологов, является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями

Главным показателем одаренной (всесторонне развитой) личности, по мнению психологов, является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями

Среди современных концепций одаренности самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность — это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов: способности выше средних, креативность, включенность в задачу.

Среди современных концепций одаренности

самой популярной может быть названа теория

известного американского специалиста

в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли.

По его мнению, одаренность — это сложный итог

наложения друг на друга 3-х факторов:

способности выше средних,

креативность,

включенность в задачу.

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима. Важно!  постепенное, выявление одаренных детей и сопровождение их в процессе образования и воспитания

Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.

Эффективная диагностика одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования (по уровню интеллекта, памяти и т.д.) просто неосуществима.

Важно! постепенное, выявление одаренных детей и сопровождение их в процессе образования и воспитания

Принципы выявления и сопровождения одаренных детей на уроках русского языка и литературы В рамках урочных занятий — работа над заданиями разной степени сложности, самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня) развитие интереса к предмету. В рамках внеурочной деятельности — проведение исследовательской работы, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня, в дистанционных конкурсах через сети Интернет .

Принципы выявления и сопровождения одаренных детей на уроках русского языка и литературы

В рамках урочных занятий — работа над заданиями разной степени сложности, самостоятельная работа (с учебником, справочным материалом, выполнение заданий на опережение и заданий расширенного уровня) развитие интереса к предмету.

В рамках внеурочной деятельности — проведение исследовательской работы, участие в конкурсах, фестивалях и олимпиадах разного уровня, в дистанционных конкурсах через сети Интернет .

Работа с одаренным обучающимся (в том числе и на уроках русского языка и литературы) предполагает: индивидуальный подход к способностям ученика, демократичность, открытость, диалогичность , организацию учебной деятельности, предполагающей сотрудничество , - проблемно-поисковый подход в обучении — создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о действительности.

Работа с одаренным обучающимся (в том числе и на уроках русского языка и литературы) предполагает:

индивидуальный подход к способностям ученика,

демократичность, открытость, диалогичность ,

организацию учебной деятельности, предполагающей сотрудничество ,

- проблемно-поисковый подход в обучении — создание особого пространства учебной деятельности, в котором ученик осваивает способ познания и механизм

обретения новых знаний о действительности.

При работе с одаренными детьми важно : - давать обучающимся возможность самостоятельного поиска, - постепенно усложнять задания - привлекать материал других предметов (история, география  и т.д.). - не торопить детей и не подсказывать решение, а если ошибся,  не акцентировать внимание на неудаче. Вопросы желательно ставить в обобщённой форме: что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века?  Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок учится оценивать себя.

При работе с одаренными детьми важно :

- давать обучающимся возможность самостоятельного поиска,

- постепенно усложнять задания

- привлекать материал других предметов (история, география

и т.д.).

- не торопить детей и не подсказывать решение, а если ошибся,

не акцентировать внимание на неудаче.

Вопросы желательно ставить в обобщённой форме:

что нового об имени существительном вы узнали сегодня на уроке? Какой предстаёт русская природа в стихотворениях поэтов XIX века?

Обязателен поиск, обсуждение лучшего варианта выполнения задания. При этом ребёнок учится оценивать себя.

Одарённость в отношении русского языка и литературы – это совокупность многих факторов: дара грамотно писать, знания всех правил, начитанности, особого врождённого стилистического чутья, способности к стихосложению, желания получать знания, тяга к саморазвитию и т.д. На уроках литературы , например, можно и нужно задавать интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению. Обязательно анализировать речевые обороты : какая фраза автора подтолкнула к этой мысли?  Докажи.  Вести работу над лексикой, стилистикой : во время чтения работ ребенок думает: что можно убрать, дополнить, нет ли неудачных выражений?

Одарённость в отношении русского языка и литературы – это совокупность многих факторов: дара грамотно писать, знания всех правил, начитанности, особого врождённого стилистического чутья, способности к стихосложению, желания получать знания, тяга к саморазвитию и т.д.

На уроках литературы , например, можно и нужно задавать интересные и актуальные для данного возраста вопросы, увеличивая количество проблем от произведения к произведению.

Обязательно анализировать речевые обороты :

какая фраза автора подтолкнула к этой мысли? Докажи.

Вести работу над лексикой, стилистикой :

во время чтения работ ребенок думает: что можно убрать,

дополнить, нет ли неудачных выражений?

В работе с одаренными детьми используются разнообразные формы и методы работы , а так же приемы ораторского мастерства . Для практических занятий подбирается материал повышенного уровня сложности и эвристического характера , способствующий развитию интеллектуальных и творческих способностей  учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя.

В работе с одаренными детьми используются разнообразные

формы и методы работы , а так же приемы ораторского

мастерства . Для практических занятий подбирается

материал повышенного уровня сложности и

эвристического характера , способствующий

развитию интеллектуальных и творческих способностей

учеников. Слушание- чтение – говорение – письмо – все четыре вида деятельности в арсенале учителя.

Например, приёмы, используемые на уроках литературы , могут быть следующими: обнаружение своих личностных характеристик в персонаже, выбор нравственной, научной, эстетической позиции; придумывание заданий, вопросов, тем; выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка); ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, автор, критик, руководитель).

Например, приёмы, используемые на уроках литературы , могут быть следующими:

обнаружение своих личностных характеристик в персонаже,

выбор нравственной, научной, эстетической позиции;

придумывание заданий, вопросов, тем;

выбор различных жанров заданий (научный отчет, иллюстрации, инсценировка);

ролевые игры и задания, дающие возможность проявить себя (оппонент, автор, критик, руководитель).

Формы и приёмы работы с одарёнными детьми. 1.  Самостоятельный подбор обучающимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника. Например, в упражнении в данных пословицах изменить лицо глагола.  2. Задания, ориентирующие обучающихся на установление внутрипредметных  связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической  значимости полученных знаний. Например, в упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Обучающиеся должны доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.  3. Задания, ориентирующие обучающихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания. Например: сгруппировать слова, предложить несколько вариантов группировки слов, указать, что лежит в основе группировки.

Формы и приёмы работы с одарёнными детьми.

1. Самостоятельный подбор обучающимися дидактического материала, аналогичного упражнению учебника.

Например, в упражнении в данных пословицах изменить лицо глагола.

2. Задания, ориентирующие обучающихся на установление внутрипредметных  связей между лингвистическими явлениями, на осмысление практической  значимости полученных знаний.

Например, в упражнении задание: вставить гласные Е-И в окончаниях глаголов. Обучающиеся должны доказать, что выбор орфограмм невозможен без знания грамматики.

3. Задания, ориентирующие обучающихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания.

Например: сгруппировать слова, предложить несколько вариантов группировки слов, указать, что лежит в основе группировки.

4.  Задания на сравнение, сопоставление явлений. Например, поставить глаголы в форме настоящего времени. Можно усложнить: определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.  5. Задания исследовательского характера. Например, подбор доказательств к данному умозаключению или формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. 6. Задания, содействующие  формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний. Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями.

4. Задания на сравнение, сопоставление явлений.

Например, поставить глаголы в форме настоящего времени. Можно усложнить: определить вид глагола и установить, какая

закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола.

5. Задания исследовательского характера.

Например, подбор доказательств к данному умозаключению или формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала.

6. Задания, содействующие  формированию навыка самостоятельного добывания учащимся знаний.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и навыков самоконтроля имеет работа со словарями.

7. Творческие задания. Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений- миниатюр  по образцу. Возможны творческие задания, которые ориентируют учащихся  на самостоятельное высказывание; его форма, содержание и отбор языковых средств определяются  темой (например, работа по картине) Важно!  Развивать у обучающихся стремление к творческой самостоятельной деятельности

7. Творческие задания.

Репродуктивно- творческие задания предполагают выполнение работы

по аналогии, по образцу. Начальным этапом может быть составление предложений по аналогии. Следующий этап – создание сочинений- миниатюр  по образцу.

Возможны творческие задания,

которые ориентируют учащихся

на самостоятельное высказывание;

его форма, содержание и отбор

языковых средств определяются

темой

(например, работа по картине)

Важно!

Развивать у обучающихся стремление к творческой самостоятельной деятельности

Для этого можно проводить уроки: творчества, изобретательства, урок

Для этого можно проводить уроки:

творчества, изобретательства, урок "удивительное рядом", "урок выставка";

уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, заочная экскурсия, гостиная, путешествие в прошлое, урок-экспедиция;

уроки с игровой состязательной основой: урок-деловая игра, урок-диспут, игра-обобщение, урок "Что? Где? Когда?";

уроки с изменёнными способами организации: урок - лекция, защита идей, урок — встреча.

Важно учитывать, что кому-то из обучающихся дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Поэтому важен индивидуальный подход к каждому ребенку,

Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости.

Примеры заданий повышенной сложности, предлагаемых на уроках русского языка в 6 классе Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях: [т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики. [а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал. [а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает. [с] Через поле и лесок подаётся голосок. Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные?   Из какого языка они заимствованы? Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.

Примеры заданий повышенной сложности, предлагаемых на уроках русского языка в 6 классе

Определите, сколько раз встречается звук в следующих предложениях:

[т] Директор предприятия подписал документ и отдал его представителю подшефной фабрики.

[а] Кота Потап по лапе хлопал, и от Потапа кот утопал.

[а] Над соленой волной, над высокой волной холодное солнце встает.

[с] Через поле и лесок подаётся голосок.

Какие признаки указывают на то, что данные ниже слова заимствованные?   Из какого языка они заимствованы?

Штаб, шахта, синтаксис, олимпиада, дезинфекция, энциклопедия, этикет, цирк.

Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки: Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит . Образуй множественное число от данных имён существительных:  профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце. Найдите и подчеркните главные члены предложения.  Для подлежащего укажите способ выражения. А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни. 6) Как воспеть ли радости кующие руки, Если в мире единственные они?   в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».

Сравните по смыслу глаголы в каждой строке, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки:

Глядит – смотрит, молчит – говорит, дремлет – спит, начинает – заканчивает, сверкает – блестит, спасает – выручает, открывает – закрывает, завязывает – развязывает, зовёт – окликает, думает – соображает, теряет – находит .

Образуй множественное число от данных имён существительных:  профессор, доктор, пастбище, сторож, инженер, трактор, слесарь, шофёр, стакан, полотенце.

Найдите и подчеркните главные члены предложения.

Для подлежащего укажите способ выражения.

А) Жить железной была дорогой. Версты-годы, а шпалы - дни.

6) Как воспеть ли радости кующие руки,

Если в мире единственные они?

  в) Всего опасней - полузнанья. Они с историей на «ты».

Литература: 1. «Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей» (А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина, 2008 г.) 2. «Система работы с одарёнными детьми» (О.В. Касперская, 2011 г.) 3. «Развитие одарённых детей» (Н.В. Алексеева, 2011 г.)

Литература:

1. «Что такое одарённость: выявление и развитие одарённых детей» (А.М. Матюшкина, А.А. Матюшкина, 2008 г.)

2. «Система работы с одарёнными детьми» (О.В. Касперская, 2011 г.)

3. «Развитие одарённых детей» (Н.В. Алексеева, 2011 г.)