работа с портфолио учащихся начальной школы
учитель : Москвина Е.Н.
Смысл портфолио – «показать все, на что ты способен», «каждодневный учебный и творческий процесс ученика должен быть зафиксирован»
Помочь ученику раскрыть себя, учителю заметить в каждом индивидуальные особенности, способности и таланты может портфолио. Создание личного портфолио наиболее актуально для учеников старшей школы, но в начальной школе присутствует атмосфера, которая даёт возможность ребёнку развиваться в разных направлениях, активизирует его интеллектуальные, эмоциональные, физические и социальные ресурсы. Динамику развития ученика начальной школы необходимо отслеживать, и это возможно только при условии постоянного учёта достижений и успехов ребёнка. Значит, портфолио ученика начальной школы необходимо.
Портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащегося. В ходе выполнения работы над портфолио неизбежно происходит осмысление учеником своих достижений, формирования личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
В начальной школе такая форма оценивания, как портфолио, носит, прежде всего, обучающий характер, является инструментом формирования контрольно– оценочной деятельности младших школьников.
Портфолио, то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений , индивидуальная папка ученика, в которой накапливаются, фиксируются и оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности за определённый период времени все контрольно-проверочные и диагностические работы (стартовая, итоговая, диагностическая, тематическая проверочная работы) и их оценочные листы; продукты учебно-познавательной деятельности школьника (доклады, презентаций и т.п.); результаты районных, областных олимпиад, самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов.
Портфолио показывает рост ученика, его особенности и возможности, отражает самооценку, перспективы его дальнейшего развития.
Цель создания портфолио в начальной школе – выявление и развитие индивидуальных способностей ребёнка.
Основными задачами ведения портфолио в начальных классах являются:
1. Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях.
2. Максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях учебной и внеурочной деятельности.
3. Развитие познавательных интересов учащихся.
4. Формирование установки на творческую деятельность, развитие стремления к дальнейшему творческому росту.
5. Формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями.
Что портфолио даёт ученику?
у школьника формируются навыки самооценки и самоконтроля, а также он получает возможность видеть своё продвижение и развитие.
поддерживается высокая учебная мотивация обучающихся.
поощряется их активность и самостоятельность, расширяются возможности обучения и самообучения.
формируется умение учиться — ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Что портфолио даёт учителю?
- учитель наглядно видит процесс формирования предметных знаний.
- обеспечивает своевременную помощь и коррекцию.
- направляет деятельность ученика на формирование и развитие у него индивидуальных способностей.
Портфолио выполняет несколько функций:
- диагностическую – фиксируется рост знаний ученика
- содержательную – показываются все виды выполняемых учеником работ
- развивающую – обеспечивается непрерывность процесса обучения и развития
- мотивационную – поощряются результаты деятельности учащихся
- рейтинговую – показывается уровень достижений учащегося по сравнению с другими учащимися класса
Как выглядит портфолио?
Как правило, для создания портфолио требуется папка, которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам.
Содержание портфеля достижений
Официальных документов и рекомендаций по ведению портфолио ученика начальной школы нет. Поэтому в портфель достижений учеников начальных классов, который используется для оценки достижения планируемых результатов начального общего образования, включаются выборки детских работ — формальных и творческих, систематизированные материалы наблюдений, материалы, характеризующие достижения обучающихся во внеурочной и досуговой деятельности.
Выборка детских работ может быть представлена работами, выполненными в ходе обязательных учебных занятий по всем предметам, а также в ходе занятий в рамках системы внеурочной деятельности. Обязательной составляющей являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы подбираются так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода работ могут быть:
по русскому языку и литературному чтению – диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, «дневники чтения», иллюстрированные «авторские» работы детей. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
по математике – математические диктанты, оформленные результаты мини-исследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
по окружающему миру – дневники наблюдений, оформленные результаты мини-исследований и мини-проектов, творческие работы. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
по предметам эстетического цикла – иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
по технологии – фото- и видео-изображения продуктов исполнительской деятельности, , продукты собственного творчества. Результаты учебной деятельности и различных предметных конкурсов.
по физкультуре – самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений. Результаты соревнований, как школьных, так и внешкольных.
Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т. п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя-предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.
Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения учеников.
Материалы раздела «О себе» (личные данные учащегося: моё имя, моя семья, мой город, моя школа, мой класс, мои друзья и т. д.) способствуют формированию УУД:
Личностные УУД:
- формирование основ идентичности личности
- осознание этнической принадлежности
- формирование чувства сопричастности к своему народу, родине, истории
- развитие толерантности
- формирование самооценки
- развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству и дружбе
Коммуникативные УУД:
- развитие потребности в общении со взрослыми
- коммуникация как взаимодействие и как сотрудничество
Материалы раздела «Моя учёба» (различные работы по всем предметам) способствуют формированию УУД:
Личностные УУД:
- формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности
Регулятивные УУД:
- умение контролировать процесс обучения и результаты своей деятельности
- умение оценивать свою деятельности и воспринимать оценку со стороны
- умение планировать свою деятельность
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
- готовность к преодолению трудностей
Познавательные УУД:
- развитие общеучебных универсальных действий
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие и как сотрудничество
Материалы раздела «Мои достижения» (сертифицированные достижения учащегося в различных видах деятельности, общественная работа) способствуют формированию УУД:
Личностные УУД:
- формирование самооценки
Регулятивные УУД:
- умение контролировать процесс обучения и результаты своей деятельности
- умение оценивать свою деятельности и воспринимать оценку со стороны
- формирование основ оптимистического восприятия мира
Материалы раздела «Моё творчество» (проектные и исследовательские работы учащегося, фотографии, чертежи, рисунки и т. д.) способствуют формированию УУД:
Личностные УУД:
- формирование ценностных ориентиров и смысла учебной деятельности
Регулятивные УУД:
- умение контролировать процесс обучения и результаты своей деятельности
- умение оценивать свою деятельности и воспринимать оценку со стороны
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности
Познавательные УУД:
- развитие общеучебных универсальных действий
Коммуникативные УУД:
- коммуникация как взаимодействие и как сотрудничество.
Работа с портфолио обучающихся ведется при участии родителей, классного руководителя, педагогов дополнительного образования. При формировании портфолио обязанности между участниками образовательного процесса распределяются следующим образом:
Учащиеся:
Классный руководитель:
является консультантом и помощником, выстаивающим взаимодействие с обучающимся на основе принципов сотрудничества, поэтапного обучения основам ведения портфолио;
координирует деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации, информирует обучающихся о конкурсах и олимпиадах различного уровня;
способствует вовлечению обучающихся в различные виды деятельности;
проводит информационную работу с родителями учащихся по формированию портфолио;
подтверждает достоверность образовательных достижений обучающихся;
осуществляет посредническую функцию между обучающимися, педагогами дополнительного образования, представителями социума в целях пополнения портфолио.
Родители:
помогают в заполнении порфолио, в структурировании материалов;
принимают участие в подготовке и проведении презентации портфолио;
участвуют в анализе и оценивании портфолио.
В самом начале, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле оформления портфолио. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации по оформлению и заполнению страничек портфолио. Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Работая над составлением портфолио, родители и ребёнок не только поддерживают постоянный интерес к учебно – познавательной деятельности, но и приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, пригодится в старшей школе.
Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки учителя: часто она бывает заниженной, завышенной или критичной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей. С этой целью с родителями проводятся беседы, индивидуальные разговоры.
Работа с портфолио достижений состоит из нескольких этапов:
1. Подготовительный
2. Диагностический
3. Аналитический
4. Заключительный
Подготовительный этап работы с портфолио достижений учащегося начальной школы начинается в первых числах сентября в первом классе и продолжается по сентябрь – октябрь (1 четверть первого класса). В этот период учитель информирует учащихся и родителей о значимости портфолио и необходимости его ведения. Для учащихся проводится классный час, а для родителей – индивидуальная разъяснительная работа, а также уделяется время во время первого родительского собрания в первом классе. Классный руководитель демонстрирует образец портфолио ученика начальной школы, знакомит со структурой портфолио, даёт чёткий инструктаж по оформлению.
В подготовительный период учащиеся совместно с родителями и классным руководителем должны подготовить рабочие материалы, составить план портфолио и оформить папку. Учитель рекомендует ученикам определённый (одинаковый для всего класса) вид портфолио, но ученики могут выбрать по своему усмотрению вид портфолио и его оформление. Родители получают краткие памятки, как оформить рабочие материалы и сам электронный вариант портфолио на электронном носителе.
Диагностический и аналитический этапы работы с портфолио достижений учащихся начальной школы являются сквозными и длятся все четыре года обучения. Данные этапы не отделяются друг от друга. Диагностика и анализ результатов тесно связаны между собой.
Диагностический этап подразумевает работу по развитию навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся. А также формирование умения ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность. Все диагностические работы хранятся в портфолио в разделе «Моя учёба». Учитель ведёт учёт всех достижений учащихся как в учебной, так и во внеурочной деятельности. Предметные результаты фиксируются в пятибалльной системе оценки полученных результатов, метапредметные результаты – в баллах, достижения во внеурочной, проектной и исследовательской деятельности – в количественном и качественном показателях (количество грамот, сертификатов, наград и какие призовые места занял ученик). Может выстраиваться рейтинг достижений ученика как в сравнении с самим собой, так и с другими учащимися класса за определённый период времени, например, по четвертям, полугодиям или учебным годам.
Завершается работа с портфолио на заключительном этапе в апреле – мае четвёртого класса. Анализируются результаты работы. Подводятся итоги.
Промежуточное подведение итогов проводится в конце каждого учебного года. Качественная работа с портфолио достижений как с накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы возможна только при условии соблюдения всех этапов работы с портфолио, хорошая предварительная работа учителя с учащимися и родителями.
Работа с портфолио достижений как накопительной системой оценки достижений учащихся начальной школы позволяет объединить количественную и качественную оценку способностей учащихся на основе анализа разнообразных видов учебно – познавательной деятельности.
Эта работа способствует развитию навыков взаимодействия и сотрудничества ученика с учителем и родителями, поощряет активность и самостоятельность учащихся, поддерживает высокую мотивацию, развивает навыки рефлексивной и оценочной деятельности школьников, тем самым повышает интерес к учёбе и качество обученности.