Работа с пословицами и поговорками в начальной школе
Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся, прививает любовь к русскому языку, повышает культуру речи, способствует лучшему усвоению грамматики и более глубокому изучению литературы, обогащает учащихся народной мудростью. Вот почему пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, русского языка и во внеклассной работе.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию». Считаю, именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.
В 1-4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Кроме того, учитель должен научить детей раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.
Мой многолетний опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже с 1 класса. Лучше всего это сделать, когда ученики изучают алфавит, т. е. овладевают письмом. Так, знакомя учащихся с буквой ь, я обращаю их внимание на поговорку «Красна птица опереньем, человек уменьем» (Букварь, часть II, стр.10) и предлагаю найти слово с буквой, написание которой они только что усвоили. Ученики читают поговорку, раскрывают её смысл, находят слово с нужной буквой.
На следующий день на уроке письма учащиеся вспоминают поговорку, которую накануне заучили. Я спрашиваю, какие ещё пословицы и поговорки о зиме они знают. Если никто не знает, то учитель сам приводит поговорку «Красна птица опереньем, а человек уменьем», в которой есть буква ь. В таком плане работа продолжается и дальше. Важно только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, встречающиеся в учебниках, умело использовал их в своей речи.
На уроках чтения учащиеся начальной школы не только овладевают навыком беглого чтения, но и учатся понимать прочитанное, разбираться в художественных особенностях литературных произведений. Кроме того, при знакомстве с народным творчеством и произведениями мастеров слова, большое внимание уделяется эстетическому воспитанию и развитию культуры речи учащихся. Умелое использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки чтения богаче по содержанию и интереснее по форме.
1. Одним из видов моей работы является подбор пословиц по темам. Начиная с 1 класса, на уроках чтения стараюсь приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве с отдельными стихотворениями, рассказами, при изучении какой-либо темы, при обобщении изученного материала. Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам даётся задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме.
Выполняя такое задание, учащиеся, особенно вначале, допускают часто ошибки, так как они не всегда понимают переносный смысл пословиц, поэтому приводят пословицы в отдельных случаях, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Чтобы научить детей правильно отбирать пословицы, объединенные одной темой, следует использовать тематические группы пословиц. Учащиеся, знакомясь с этими пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет. Например, поговорки и пословицы о труде: Маленькое дело лучше большого безделья; Кто любит трудиться, тому без дела не сидится; Слезами делу не поможешь; Не спеши языком, торопись делом; Всякий человек на деле познаётся.
Пословицы и поговорки о календарных месяцах, временах года: Ноябрь с гвоздём, декабрь с мостом; Март с водой, апрель с травой; Май холодный – год плодородный; Июль – пора сенокоса; Весна красна цветами, осень хлебами, а зима снегами.
Учащиеся, ознакомившись с данными пословицами, должны определить их общую тематику и подобрать к каждой группе ещё две-три пословицы.
В отдельных случаях при чтении рассказов, стихотворений учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.
Анализируя с учащимися самоотверженный поступок Тёмы из рассказа «Тёма и Жучка», предлагаю пословицы о смелости, трусости:
Где смелость, там и победа; На смелого собака только лает, а труса кусает; После драки много храбрых; Храбер трус за печкою; На трусливого все собаки лают; Трус и тени своей боится. Затем учащиеся выбирают из приведённых пословиц такую, которая бы отвечала на вопрос учебника: «Что помогло Теме благополучно выбраться из колодца?»
Большое воспитательное значение имеют пословицы и поговорки о здоровье. Считаю, что с некоторыми из них следует ознакомить учащихся. Например: Здоровье дороже золота; Здоровье сгубишь, новое не купишь; Захворать - один день, а поправляться семь недель; Хворь не сорочка- с плеч не скинешь.
2.Другим видом работы является подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы раскрывала содержание данного произведения. Прежде чем проводить такой вид работы, знакомлю детей с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является пословица. Это делаю на уроках чтения, обращая внимание учащихся на то, что меткие и образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Учащиеся анализируют заглавие-пословицу, доказывают её органическую связь с содержанием произведения. После этого предлагает учащимся подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая может быть его заглавием.
Анализ пословиц-заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.
3.Особым видом работы с пословицами считаю нахождение пословиц в тексе художественных произведений и выяснение их назначения.
Используя материал изучаемых художественных произведений в 3-4 классах, я стараюсь показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая народные изречения в авторский текст или речь героев, придает языку своих произведений особую меткость, образность, народность. Это в речи Руслана из поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (Хоть лоб широк, да мозгу мало), И.А. Крылова в басне «Любопытный» (Куда на выдумки природа таровата!).
Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И. А.Крылова. Недостаточно, на мой взгляд, только найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками. Учащимся вполне доступно раскрыть глубокий смысл этих изречений, понять их название в басне и объяснить, почему они вошли в богатейший фонд народной фразеологии.
4.Использование пословиц при работе над сочинением. В данном случае следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.
Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа.
Сам вид работы, т.е. сочинение по картинке, не является новым, в начальной школе этому уделяется большое внимание. Однако сочинение по картинке с пословицей несколько усложняет этот вид работы.
Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учащимися к одной и той же пословице, позволяет по-разному раскрыть её содержание, предоставляется большая свобода воображению детей.
Методика проведения уроков по составлению устных рассказов по пословице должна быть разнообразной и постепенно усложняться. Так, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причем следует сразу приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картины. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав ее смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.
Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Здесь требуется большая предварительная подготовка. Разберём на конкретном примере. В 3 классе планируется сочинение по теме «Зима» с включением соответствующих пословиц. Учитель даёт задание детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, учащиеся приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание, обращают внимание на меткость и образность пословиц. Затем учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану составляют коллективно примерный рассказ, включая отдельные пословицы.
На следующем уроке ученики пишут сочинение.
Приведу для примера сочинение ученицы 3 класса МБОУ СОШ №6 Валерии Потапенко.
Зима.
Декабрь год кончает, зиму начинает. Кончилось осеннее ненастье. Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали пруды, речки, озёра. Деревья стоят в белых шапках. Солнце встаёт поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.
Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа таровата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге лапу сосёт. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц под ёлкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.
Много снегу во дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть. Мороз не велик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки, лепят снеговика. Школьники катаются на коньках и на лыжах.
Старики смотрят в окно и говорят: «Снегу много - хлеба много». Хорошо зимой!
Рекомендую следующие темы, при написании которых используются пословицы и поговорки: «Наша школа» (пословицы о школе, книге, учении); «Моя мама» (пословицы о маме); « Времена года» (пословицы о лете, зиме, осени, весне, о календарных месяцах); «Москва – столица» (пословицы о Москве); «Наша Родина» (пословицы о Родине); «Мои друзья» (пословицы о дружбе).
Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь. Однако, чтобы добиться в этом известного успеха, одного названного вида работы недостаточно. Следует использовать материал и задания, которые имеются в учебниках.
Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое дает учащимся. Они учатся сбирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц, понимать их обобщающий характер. Изучение мудрых, образных народных афоризмов обогащает речь учащихся, повышает их грамотность, способствует воспитанию эстетического вкуса. Разнообразная и интересная работа с пословицами не только прививает учащимся любовь к устному народному творчеству, не только учит внимательно относиться к метким, образным выражениям, интересоваться народной мудростью. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у подрастающего поколения чувство патриотизма, уважение к народу, создающему эти сокровища, и гордость за него. На мой взгляд, данная работа имеет новые цели, т.к. ФГОС нового поколения требуют формирование личностных и коммуникативных УУД, а именно: формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Заметьте, коллеги, пословицы и поговорки как нельзя лучше способствуют решению вышеназванных задач.
2