РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ РУЧНОГО ТРУДА ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Занятия с природным материалом создают условия для развития наблюдательности и воображения детей с ограниченными возможностями здоровья, умения ориентироваться в пространстве при выполнении плоских и объёмных изделий, дают возможность воспитывать любовь к родной природе, развивать художественный вкус, прививать интерес к труду.
Природные материалы отличаются от других поделочных материалов тем, что они естественного происхождения, имеют особенности сбора и хранения. К ним относятся растения, глина, песок, камешки ракушки и т.д.
Для поделок из растительного природного материала используются различные части растений: ветки, стебли, листья, корни, кора, плоды, корнеплоды и семена, соцветия, скорлупа орехов.
Природные материалы бывают плоские (листья, чешуя сосновой коры, береста) и объёмные (шишки, орехи, соцветия репейника и др.)
Каждый экземпляр может отличаться от другого по ряду признаков: величине, форме, цвету, контурам, особенностям поверхности, прочности, доступности для обработки. Эти свойства материала естественны т стабильны, резкое изменение их приводит к разрушению и искажению его отличительных черт.
Вариативность материала заключается не только в разнообразии свойств, но и в том, что один и тот же экземпляр материала по разным признакам (одному или сразу нескольким) может одновременно иметь сходство с группой предметов или их частями. Например, кукурузная кочерыжка похожа по форме, цвету и особенностям поверхности на туловище или длинную шею жирафа. Жёлуди по форме и размерам могут быть туловищем, головой, ногами или руками «человека», туловищем «мышки»; оболочка каштана по особенностям поверхности напоминает спинку ежа, покрытую иголками и т. д. Подобная многозначность природного материала даёт толчок воображению.
Благодаря тому, что каждый экземпляр природного материала в своем естественном виде имеет сходство с частями различных предметов, а резкое изменение его свойств нежелательно, он выступает в будущих поделках в качестве готовых деталей. В ходе работы только подчёркиваются, вычленяются отдельные признаки материала, придающие изделиям более точную образную характеристику, но в основном он остаётся в первоначальном виде.
Особенности поверхности природного материала, различная степень прочности и доступности его для обработки разрешают варьировать способы соединения материалов, выступающих в качестве деталей поделок. Например, при выполнении изделий из шишек наиболее целесообразно закреплять детали между их чешуйками. Материалы, имеющие гладкую, твёрдую поверхность, лучше соединять с помощью палочек или проволоки, вставленных в проколотые отверстия. Плоские материалы, имеющие острые и твёрдые кончики (крылатки ясеня, клёна), удобно закреплять, втыкая их в части из пластилина или прикрепляя крылатки с помощью пластилина к частям из других материалов. Есть природные материалы, в которых невозможно проколоть отверстие с помощью шила (персиковые косточки, грецкие орехи). Детали либо приклеиваются к ним, либо вклеиваются в промежутки после раскалывания скорлупы на половинки.
Занятия с природным материалом можно связать с уроками развития речи, математики, изобразительного искусства.
Учащиеся, рассматривая природные материалы, упражняются в их распознании и получают новые сведения о растениях. Они расширяют свои представления о животных, о сезонных изменениях в природе.
В процессе работы над поделкой создаются условия для закрепления пространственных представлений, навыков присчитывания и отсчитывания заданного количества от большого и т. д.
Связь с уроками изобразительного искусства проявляются в развитии умения различать цвета, уточнять пространственные понятия, в воспитании элементарного художественного вкуса.
Тема урока. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.
Задачи урока. Познакомить детей с несколькими видами природного материала и поделками из него, с правилами сбора материала, приёмами рассматривания.
Оборудование и наглядные пособия. Образцы из того природного материала, который предполагается собрать на экскурсии, коробки для хранения материала, гербарные сетки.
Ход урока
1. Организация учащихся.
2. Беседа. Перед выходом на экскурсию учитель знакомит детей с поделками, выполненными из того природного материала, который можно собрать в ходе экскурсии.
Вначале учащиеся с помощью учителя узнают, кого изображают поделки, затем определяют природный материал, использованный в них.
Далее учитель показывает материал в натуральном виде, привлекает с помощью вопросов внимание детей к той детали поделки. Которая выполнена из природного материала.
3. Сообщение темы экскурсии и порядка её проведения.
4. Проведение экскурсии. Экскурсию следует начинать с рассматривания предметов окружающей природы. Учащиеся обычно пассивны при восприятии природы, поэтому учитель сам должен обращать внимание детей на яркое, красивое, приглашать их полюбоваться растениями, плоды, листья или цветы которых будут потом собраны. При этом следует указать, что плоды, ветки, листья надо собирать опавшие, неповреждённые и сухие.
Сбор материала следует разделить на несколько конкретных заданий, начиная с наиболее трудного: поискать ветки берёзы похожие на «человечков»; собрать опавшие листья от дерева, которое только что рассматривалось под руководством учителя; собрать плоды этого же дерева; принести незавядшие цветы и т. д.
Каждое задание надо предварить рассматриванием намеченного объекта, обратив внимание детей на характерные его признаки. Перед поиском берёзовых веток надо показать и объяснить детям приёмы рассматривания: сначала повернуть ветку утолщённым концом вверх, посмотреть, как расположены мелкие ветки, попытаться определить, есть ли в этой ветке очертания «человечка», где будет «туловище», где «рука» и «ноги». Затем учитель обращает внимание школьников на позу увиденного «человечка», предлагает школьникам провести пальцем по веточкам.
Собранный материал анализируется. При анализе листьев, плодов учащиеся по вопросам учителя выделяют цвет, пространственные признаки, особенности поверхности объекта. При этом надо обязательно спрашивать, для какой поделки или её части может пригодиться тот или иной материал.
Чтобы помочь детям ответить, можно загадать им загадки, прочитать короткие стихотворения о животных сложить эти фигурки на земле, поставить развёрнутые вопросы.
После анализа выбирается лучший материал, раскладывается по коробкам и гербарным сеткам.
5. Подведение итогов. Учащиеся по вопросам учителя рассказывают о том, что они видели на экскурсии, какие материала собрали, для какой цели. Принесённые гербарии укладываются на просушку, остальное убирается.
Библиографический список
1. Антипов В.И., Павлова Н.П. Обучение ручному труду. – М.; Просвещение, 1976.
2. Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала. – М.; Просвещение, 2004.
3. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: Академия развития, 2007.