Методическое пособие
«Работа с природным материалом»
Сказочно и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая просмотр фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке.
Каждый из нас имел счастье однажды в детстве замереть от нечаянно увиденного чуда в природе. Встретившись с таким чудом, хочется перенести его домой, чтобы оно было рядом. Но красивый сорванный цветок быстро теряет свою красоту.
Дети доверчивы к взрослым, поэтому очень важно научить правильно оценить и сохранить увиденное чудо, чтобы они унесли с экскурсии не только радость и восторженность от увиденного, но и желание сохранить эту красоту, сберечь ее для других. Большой помощник в этом – природный материал.
Природный материал сам по себе кладовая для фантазии и игры воображения, а если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь.
Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного и заботливого отношения к ней и формирование трудовых навыков.
Чтобы школьники не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся на тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской – забавой, заполнением свободного времени или интересным делом? Изготовление поделок из природного материала – труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Для того чтобы школьники охотно им занимались, необходимо развивать их фантазию, добрые чувства, а с овладением навыками придет и ловкость в работе. А.С. Макаренко говорил, что материалы (глина, дерево, бумага и т.д.) «ближе всего к нормальной человеческой деятельности: из них человек создает ценности и культуру…»
Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, учат их внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Ручной труд способствует согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Большое внимание оказывает труд с природным материалом на умственное развитие учащихся, на развитие мышления. Интерес к работе по изготовлению игрушек из природного материала способствует развитию у детей внимания.
Поделки из природного материала удовлетворяют любознательность детей. В таком труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиться белее совершенных результатов.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время работы, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Положительные эмоции являются важным стимулом воспитания трудолюбия.
Труд по изготовлению поделок из природного материала способствует развитию личности учащегося. Воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Постепенно у него формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
В процессе работы с природным материалом создаются положительные условия для формирования общественных мотивов труда. Каждый получает возможность почувствовать и пережить радость от личного участия в общественном деле.
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у учащихся контроль и оценку собственной деятельности. При изготовлении поделок ребята встречаются с необходимостью не только анализировать и планировать последовательность действий, но и контролировать себя по ходу работы.
Труд по изготовлению поделок из природного материала может быть индивидуальным или коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость своей слаженностью, четой организованностью. Большое влияние коллективный труд оказывает на формирование у детей дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества.
Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых работ. За каждую новую задачу они берутся всё с большим эмоциональным подъемом.
При правильной организации воспитательно - образовательного процесса работа с природным материалом становится эффективным средством всестороннего развития и воспитания школьников.
Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: обращать их внимание на красоту цветов, плодов растений, осенних листьев, причудливую форму и окраску морских ракушек, обитателей подводного царства. У каждого растения можно подметить своеобразие внешнего вида: формы листьев, их цвета, поверхности и т.д. так как в работе с природным материалом все это надо учитывать. Необходимо на каждом занятии, во время экскурсий в природу напоминать детям о том, что должны по-хозяйски относиться к природе, оберегать цветок, кустарник, любое растение от бессмысленного уничтожения.
Рассмотрим некоторые виды растительного материала: плоды хвойных деревьев (шишки) собирать желательно на влажной почве, чтобы они медленнее высыхали и дольше сохраняли форму.
Лесные орехи следует собирать зрелыми в августе вместе со шляпкой (плюской), которую тоже можно использовать при изготовлении поделок. Скорлупа лесных орехов твердая; она тяжело прорезается ножом или прокалывается шилом. С пересушенными орехами работать трудно, поэтому их желательно не использовать.
Легко прокалываются шилом, хорошо склеиваются кедровые орехи. Они могут пригодиться как дополнительный материал при изготовлении лапок зверьков, ручек лесных человечек.
Скорлупа грецких орехов используется в виде половинок. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молоточком. Чтобы орех не выскакивал, его нужно закрепить с помощью плоскогубцев. Эту работу должен выполнять взрослый.
Плоды дуба (желуди) бывают разной формы и величины. Желуди рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Не следует собирать прелые и загнившие плоды. Одновременно с желудями собирают чашечки, на которых они держатся. Желуди хранятся в прохладном и влажном месте.
В работе широко используется кора: сосновая, дубовая, березовая.
Поделки из коры выглядят лучше, если их покрыть лаком, цвет коры при этом приобретает красивый оттенок. Бересту желательно собирать весной и ранним летом, когда она легко снимается и имеет самый лучший цвет. Причем только с берез и веток, поваленных бурей или спиленных. Береза хорошо поддается обработке, особенно, если ее поместить в горячую воду – распарить, после чего на бересту положить груз, тогда она будет ровной.
Изготовление поделок из корня дерева развивает образное видение и наблюдательность. Множество старых корней можно найти у берегов рек. Собранные корни нужно вымыть и хранить в помещении с умеренной влажностью.
Интересным и нужным дополнением при изготовлении поделок являются листья. Они могут самых разнообразных форм и расцветок. Самые красивые листья – осенние. Собранные листья кладут между бумажными страницами и проглаживают теплым утюгом, затем их можно переложить плотной бумагой или картоном, затем положить груз. При длительном хранении бумагу время от времени следует менять. Из семян, используемых в работе, наиболее распространенными являются семена деревьев (ясень, клен, известные под названием – крылатки), семена цветов, овощей, фруктов (арбуз, дыня, огурец, яблоко, виноград, подсолнух). Собирают семена по мере их созревания. Ценным качеством ягод шиповника и рябины доступность использования их в работе. Они легко накалываются и поэтому техника работы с этим материалом несложна. Работать с ними лучше летом, для хранения ягоды непригодны, т.к. при высыхании они теряют форму.
Используются в работе плоды кувшинки, кукурузные початки, солому, рогоз, мох, птичьи перья, ракушки.
Как дополнительный материал в работе используются: бумага, фольга, проволока, нитки, цветные лоскутки, фанера, мелкие камни, леска и т.д.
Как создается игрушка, какие операции при этом необходимо выполнить?
Самый простой и доступный способ соединения частей поделки достигается при помощи пластилина. Более сложный, но и более прочный способ соединения частей – склеивание. Соединять части поделки можно при помощи веточек, спичек (без головок), палочек. Для чего потребуется шило. Здесь очень важно научиться удерживать шило в месте прокола: слегка надавливая на шило, одновременно производят покачивающие движения рукой. Чтобы соединение было более прочным, два последних метода соединения объединяют: соединяющие веточки смазывают клеем.
Детали можно соединять и нитками, и проволокой (особенно часто их используют в работе с соломой).