Работа с родителями
Взаимодействие педагога с родителями учащегося направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
В. А. Сухомлинский писал: «Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Все, что у ребенка в голове, в душе, в тетради, в дневнике, - все это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно не допустимо, чтобы ребенок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание».
Перспективный план работы с родителями.
Основные формы работы с родителями:
1.Родительские собрания -1 – 2 раза в четверть.
2.Индивидуальные беседы – по мере необходимости.
3.Консультации (индивидуальные и по группам) – по мере необходимости.
4.Организация совместной деятельности родителей и детей класса – 1 раз в четверть:
- привлечение родителей к проведению праздников,
- привлечение родителей к организации экскурсий,
- привлечение родителей к общественно-полезному труду в классном кабинете,
5. Организация работы классного родительского комитета.
6.Организация родителей для участия в работе общешкольного родительского комитета и Попечительского совета.
7.Поощрение родителей за сотрудничество - в конце четверти, по итогам года, по итогам начальной школы.
Примерная тематика консультаций для родителей
Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
Грубость и непонимание в семье.
Талантливый ребенок в семье.
Вредные привычки. Как с ними бороться.
Воспитание сознательной дисциплины и ответственности у детей.
Трудовое воспитание младших школьников в семье.
Физическое развитие и воспитание ребенка в условиях семьи.
Особенности нравственного воспитания подростка
Основные темы родительских собраний
Компьютерные игры: возможные опасности.
Мой ребенок становится трудным.
Любите ли вы своего ребенка.
Я – выпускник начальной школы.
Анкеты по изучению условий жизни и воспитания младших школьников в семье
Ан к е т а 1
1. Состав семьи (фамилия, имя, отчество каждого члена, год рождения, образование, специальность, где работает, кем работает).
2. Бюджет семьи. Средний денежный доход на одного человека.
3. Жилищные условия (жилая площадь в кв. м, наличие удобств).
4. Есть ли у ребенка рабочее место (комната, уголок, стол)?
5. Есть ли в семье библиотека, телевизор, дача, машина?
Ан к е т а 2
1. Самостоятельно ли выполняет ребенок домашние задания?
2. Стремится ли он лучше учиться и вести себя?
3. Соблюдает ли режим дня?
4. Имеет ли постоянное поручение в семье?
5. Бываете ли вы вместе с ребенком в кино, театре, цирке, на выставках?
6. Выезжаете ли вы за город на лыжные прогулки, на рыбалку, за ягодами, за грибами и т. п.?
7. Играете ли вы с ребенком в настольные игры?
8. Беседуете ли на нравственные и политические темы?
9. Поддается ли ребенок вашим воспитательным воздействиям?
10. Поощряете ли вы его за положительные поступки?
Ан к е т а 3
1. Какие методы в воспитательной работе вы используете чаще всего (требование, убеждение, наказание, поощрение)? Подчеркните нужное в скобках.
2. Соблюдается ли в вашей семье единство требований к ребенку (да, нет, иногда) ? Подчеркните нужное.
3. Какие виды поощрения вы используете в воспитании (словесная похвала, одобрение хорошего поступка всем семейным коллективом, покупка ребенку новой книги, игрушки)? Подчеркните нужное.
4. Наказываете ли вы ребенка физически (да, иногда, нет)? Подчеркните нужное.
5. Положительно ли влияет на ребенка избранная вами мера воздействия (да, не всегда, нет)? Подчеркните нужное.
6. Доверяет ли вам ребенок, делится ли своими секретами (да, иногда, ист)? Подчеркните нужное.
7. Стараетесь ли вы контролировать свое собственное поведение ради воспитания ребенка (да, не всегда, нет)? Подчеркните нужное.
Ан к е т а 4
Как много времени уходит у вас ежедневно на:
1) домашний труд (закупку продуктов, приготовление пищи, стирку белья, уборку помещения и др.);
2) занятия и общение с детьми (контроль над выполнением домашних заданий, посещение кино, театра, выставок, совместные игры, выезд за город и др.);
3) самообразование и развлечения (чтение газет, журналов, художественной литературы, просмотр телепередач, слушание радио, посещение кино, театра, художественных выставок и т. д.)?
На вопросы этой анкеты отец и мать отвечают по отдельности.
Ан к е т а 5
1. Сколько (приблизительно) книг в вашей библиотеке?
2. Сколько из них (приблизительно) педагогического и психологического содержания?
3. Какие журналы вы выписываете?
4. Какие газеты вы получаете?
5. Какие книги о воспитании детей вы прочитали в последнее время?
6. Назовите прочитанные книги, статьи, которые помогают вам в воспитании ребенка.
7. Помогают ли вам прослушанные в школе лекции и беседы в воспитании ребенка?
8. Испытываете ли вы потребность в чтении литературы по вопросам воспитания?