ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ С РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
БОУ «Нагорно-Ивановская СОШ»
Шахова Людмила Петровна
- Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей;
- на укрепление взаимодействия школы и семьи;
- на усиление ее воспитательного потенциала .
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ РЕАЛИЗУЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЦЕЛИ:
- 1. Просветительская – способствовать родительскому видению и пониманию изменений, происходящих с детьми.
- 2. Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
- 3. Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.
Формы взаимодействия с семьей
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ МЕТОД (ОТ ГРЕЧ. METHODOS – ПУТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ПОЗНАНИЯ) – СОВОКУПНОСТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО ОДНОРОДНЫХ ПРИЕМОВ, ОПЕРАЦИЙ ПРАКТИЧЕСКОГО ИЛИ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ, ПОДЧИНЕННЫХ РЕШЕНИЮ КОНКРЕТНОЙ ЗАДАЧИ. ФОРМА – СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА, ОБОЛОЧКА ДЛЯ ЕГО ВНУТРЕННЕЙ СУЩНОСТИ, ЛОГИКИ И СОДЕРЖАНИЯ.
Методы работы: наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.
Формы работы делятся на – активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на:
Традиционные
Нетрадиционные
● Родительские собрания
● Групповые и общесадовские конференции
● Индивидуальные консультации педагога
● Посещения на дому
● Родительские тренинги
● Дискуссии
● Психологические разминки
● Круглые столы
● Устные журналы
● Практикумы
● Родительские вечера
● Родительские чтения
● Родительские ринги
Многообразие форм и активных методов общения с родителями
Популярные формы общения
Методы развития рефлексии
Активные методы общения
Круглый стол
Дискуссионная встреча
Вечер вопросов и ответов
Анкетирование
Родительская конференция
Тестирование
Консультация
Анализ педагогических ситуаций
Интервьюирование
Педагогическая «гостиная»
Дискуссионные вопросы
Образовательно-игровой тренинг
Аппеляция к авторитетному мнению из литературы
Практикумы в форме деловой игры и пр.
Решение проблемных педагогических задач
Открытые просмотры детской деятельности
Досуговые формы общения детей и взрослых (познавательно-игровая викторина, фольклорный, спортивный досуг и пр.)
Анализ результатов творческой деятельности детей
Библиотека семейного чтения
Управляемое игровое взаимодействие родителей и детей
Анализ результатов творческой деятельности родителей
Визуальные средства общения
Просмотр видео
Телефон доверия
Игровое моделирование способов родительского поведения
Прослушивание аудиозаписи
День открытых дверей
Игровые задания и упражнения
Игровые задания для домашнего общения
Двигательные упражнения
Семейные маршруты выходного дня
Рисуночные задания
Акции с участием детей и взрослых
Нетрадиционные формы организации общения
педагогов и родителей
Наименование
С какой целью используется эта форма
Информационно-аналитические
Формы проведения общения
Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности
Досуговые
Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик»
Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми
Познавательные
Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках
Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей школьного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей
Наглядно-информационные: информационно-ознакомительные; информационно-просветительские
Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей
Ознакомление родителей с работой школьного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей
Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек
Совместные мероприятия педагогов и родителей
- Конференции
- Консультации
- Беседы
- Вечера для родителей
- Кружки для родителей
- Тематические выставки
- Диспуты
- Управляющий совет
- Встреча с администрацией
- Школа для родителей
- Посещение семей на дому
- Родительский комитет
Причинами сложностей организации проведения мероприятий являются:
- недостаточное знание специфики семейного воспитания;
- неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей и особенности воспитания детей;
- неумение планировать совместную работу с детьми и родителями.
Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей
- Дни открытых дверей
- Турниры знатоков
- Кружки
- КВН, викторины
- Праздники
- Семейные конкурсы
- Выпуск газеты
- Просмотры фильмов
- Концерты
- Оформление классных уголков
- Соревнования
- Благоустройство территории школы
Формы познавательной деятельности — это общественные смотры знаний, умений и навыков, творческие отчеты по направлениям деятельности, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, Дни открытых дверей и т.д. Предмет, тему, методику проведения родители и учителя определяют совместно. Учитель составляет задания, помогает сформировать группы, организовать подготовительную работу, а родители участвуют в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов.
Формы трудовой деятельности — оформление классной комнаты, трудовой десант по благоустройству и озеленению школьного двора, посадка аллеи в связи со знаменательным событием в жизни детей и их родителей, создание библиотеки и т.п.
Формы досуга — подготовка, проведение и обсуждение праздников, соревнований, конкурсов, КВН; различных клубов и кружков.
Формы активизации — дискуссии, диалоги, обсуждение ситуаций, решение кроссвордов, анализ детских высказываний или детского творчества, тренинги, метод игрового моделирования .
Наглядные формы: библиотеки и папки-передвижки, видеофильмы, памятки-рекомендации для родителей и детей, открытки-приглашения, визитки, выставки книг, оборудования, настольных игр, детских или совместных рисунков, поделок с родителями, фотовыставки, газеты, Уголки для родителей.
МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ: ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, СОБРАНИЯ ПО ПЛАНУ РОДИТЕЛЬСКОГО ВСЕОБУЧА, ТЕМАТИЧЕСКИЕ, СОБРАНИЯ-ДИСПУТЫ, ИТОГОВЫЕ. КОНФЕРЕНЦИЯ – ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ РАСШИРИТЬ, УГЛУБИТЬ, ЗАКРЕПИТЬ ЗНАНИЯ О ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. КОНФЕРЕНЦИИ МОГУТ БЫТЬ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИМИ, ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ, ПО ОБМЕНУ ОПЫТОМ, КОНФЕРЕНЦИИ ОТЦОВ ИЛИ МАТЕРЕЙ. ОНИ ТРЕБУЮТ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ РОДИТЕЛЕЙ. К НИМ ГОТОВИМ ВЫСТАВКИ РАБОТ ДЕТЕЙ, КНИГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ, КОНЦЕРТЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ТЕМА КОНФЕРЕНЦИИ ВСЕГДА КОНКРЕТНАЯ, НАПРИМЕР: «ПРАЗДНИКИ В СЕМЬЕ И СЕМЕЙНЫЙ ДОСУГ», «ИГРА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА». ПРАКТИКУМ. ЭТО ФОРМА ВЫРАБОТКИ У РОДИТЕЛЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УМЕНИЙ ПО ЭФФЕКТИВНОМУ РЕШЕНИЮ ВСЕВОЗМОЖНЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ, СВОЕОБРАЗНАЯ ТРЕНИРОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ. В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА ПЕДАГОГ ПРЕДЛАГАЕТ НАЙТИ ВЫХОД ИЗ КАКОЙ-ЛИБО КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ МОЖЕТ СЛОЖИТЬСЯ ВО ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ, РОДИТЕЛЕЙ И ШКОЛЫ. ОТКРЫТЫЕ ЗАНЯТИЯ. ОБЫЧНО ПРОВОДЯТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ОЗНАКОМИТЬ РОДИТЕЛЕЙ С НОВЫМИ ПРОГРАММАМИ ПО ПРЕДМЕТУ, МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯ, ТРЕБОВАНИЯМИ ПЕДАГОГОВ.
Педагогическая дискуссия.
Одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Ее особенность в том, что она позволяет вовлечь в обсуждение проблемы всех присутствующих, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт.
Главный принцип – уважение к позиции и мнению каждого участника. Темой может служить любая спорная проблема семейного воспитания, например: «Умеете ли вы любить своего ребенка?».
Ролевые игры.
Это коллективная творческая деятельность по изучению уровня сформированности педагогических умений у родителей. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы..».
Методика ролевой игры предусматривает: определить тему, назначить состав участников, распределить роли между ними, предварительно обсудить возможные позиции и варианты поведения участников игры.
Индивидуальные тематические консультации.
Педагог в решении той или иной проблемы часто может получить помощь непосредственно от родителей, этим не следует пренебрегать.
Принципы успешного консультирования – доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.
Консультации полезны и для педагога и для родителя. Обе стороны, обменявшись информацией, возможно придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия.
Посещение семьи.
Эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями.
Посещение семей, проведение так называемых «домашних собраний» – не такое уж легкое дело, как иногда кажется. Здесь есть свои плюсы и минусы.
Переписка с родителями.
Письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравления родителей, советы, пожелания в воспитании детей.
СЛАГАЕМЫЕ УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ
- желание пойти на контакт
- заинтересованность в общении
- видение в другом равного партнера
- готовность принять иную точку зрения
- выбор интересных значимых тем
- тактичность
- Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.