Работа с родителями учащихся в направлении духовно- нравственного воспитания.
(Составила классный руководитель 8 а класса Тихонова И.Н.)
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его
нравственно,- значит вырастить угрозу для общества.
Теодор Рузвельт.
К сожалению, бытует мнение, что ребёнка должны воспитывать детские учреждения и это является их прямой и непосредственной обязанностью. А школа и учитель являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием детей. Такой подход к оценке деятельности школы и роли семьи в воспитании детей привёл к тому, что сегодня мы называем безответственностью родителей по отношению к собственным детям.
По своему психологическому статусу школа и семья – противоположные полюсы. У школы иные функции. Она не должна подменять ребёнку его родной дом, она должна обучить ребёнка, расширить его кругозор, предоставить возможность для раскрытия и проявления его способностей.
Свою работу с родителями я хотела бы представить одним из методических приемов, который называется «Фишбоун». В основе Фишбоуна – схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета, она известна еще под именем Ишикавы (Исикавы) – японского профессора, который изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей.
Итак, так называемая голова – это цель: включение родителей в воспитательно-образовательный процесс как равноправных и равноответственных партнеров. Ребра. Хвост – выводы.
В задачу педагога входит не только определение, но и целенаправленное изучение воспитательного потенциала семьи. Его особенности таковы:
жилищно-бытовая и материальная обеспеченность семьи;
культурный и образовательный уровень родителей;
морально-психологический климат в семье;
традиции и обычаи семьи;
система ценностей и требований, предъявляемых в семье;
авторитет родителей в глазах детей;
степень доверия детей родителям и родителей детям в семье.
Образование и профессиональный статус родителей играют большую роль в формировании личности ребенка. Но педагогические погрешности родителей могут быть связаны и с определёнными причинами, среди которых главными являются следующие:
- неполная семья;
- конфликтная атмосфера в семье;
- авторитарные методы воспитания;
- наличие сформировавшейся изначально ложной точки зрения на воспитание ребёнка;
- излишняя родительская любовь или отсутствие любви как таковой;
- потеря авторитета родителей в глазах собственных детей.
Зная воспитательный потенциал семьи, учитель может и должен помочь родителям в преодолении трудностей взросления их ребёнка. Помочь родителям осознать необходимость решения той или иной проблемы. В этом случае формы сотрудничества с родителями могут быть разными. Я, в основном, использую следующие формы работы.
Организуя работу по нравственному воспитанию с семьёй, школа должна уделить серьёзное внимание просвещению родителей по формированию в их семьях нравственных законов существования семьи.
Законы семьи.
1.Каждый ребёнок должен быть любим независимо ни от чего.
2.Каждый ребёнок должен жить в атмосфере искренности и доброты.
3.Ребёнок должен иметь право на разъяснение и рассуждение.
4.Исключение из правил организации жизни в семье безнравственных приёмов наказания ребёнка.
5. Закон понимания ребёнком слов « можно», «надо», «нельзя».
6.Традиции и обычаи семьи должны быть окрашены положительными эмоциями и чувствами.
7.Родители должны демонстрировать своим детям собственную работоспособность и блага, связанные с нею.
8.Закон культивирования в семье положительных привычек.
9.Создание условий для общения ребёнка с нравственными людьми.
10.Родители должны демонстрировать красоту своих отношений.