СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с семьёй по охране и укреплению физического, психического и социального здоровья младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с семьёй по охране и укреплению физического, психического и социального здоровья младших школьников.

Белобородова Елена Михайловна

МБОУ СОШ № 5

учитель начальных классов

город-курорт Геленджик

 

«Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы»

Т.Карлейль

 

По данным Института возрастной физиологии РАО, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения.

Проблемы оздоровления обучающихся стали весьма актуальными и по причине резкого ухудшения состояния здоровья детей. Врачи-педиатры отмечают, что рождение здорового ребенка сегодня – это исключение из правил.

Работа с семьёй по охране и укреплению здоровья младших школьников является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения. В современном обществе ведется спор, что важнее в становлении лич­ности: семья или общественное воспитание (школа, другие образовательные учреждения).

Между тем современная наука располагает многочис­ленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно от­казаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень ква­лифицированным воспитанием в школе.

Представляя собой малую группу, своего рода «мик­рокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта.

Психолого-педагогическое просвеще­ние родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений в сотрудничестве школы и семьи. В содержание психолого-педагогического про­свещения родителей мы включаем вопросы ох­раны жизни, укрепления здоровья школьника, создания ус­ловий для формирования гармонично развитой личности. По воп­росам адаптации ребенка к условиям общественного воспитания, физического, психического и социального здоровья ро­дителям рекомендации дает не только учитель, но и психолог, медицинский работник школы. Причем советы и рекомендации даются не вообще о детях, а индивидуально о каждом ребенке.

В последнее время встал вопрос о том, чтобы сделать школу открытой для родителей, которые могли бы обогатить образовательный и воспитательный про­цесс. Прежде всего, мы решили «открыть» школу для родителей и других членов семьи, раздвинув рамки традиционных контактов (на праздниках, собра­ниях, субботниках и др.). Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в школе, внести свой вклад в воспитательную рабо­ту, что необходимо, прежде всего, для детей. И не только потому, что они узнают, научат­ся чему-то новому. Важнее другое - с каким уважением, любовью и благодарностью смотрят дети на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, так много знают, так интересно говорят об этом. Еще важнее помочь родителям попробовать себя в роли «коллективного педагога». Особенно это важно для бабушек, дедушек: им так необходимо видеть, что они нужны, интересны окружающим людям. Педагоги имеют возможность лучше узнать семьи, каж­дого ученика. Понять ее сильную и слабую стороны в воспитании детей, определить характер и меру сво­ей помощи, а иногда просто поучиться!

Итак, решение задач сотрудничества требует, чтобы педагоги участвовали в психолого-педагогическом про­свещении родителей: изучали семьи, их воспитательные возможности; вовлекали родителей в образовательную работу школы. Мною разработана программа воспитательной работы, цель которой построить воспитательную систему класса, направленную на развитие и раскрытие индивидуальности каждого ребёнка, умеющего жить в коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи. Одним из разделов этой программы является работа с родителями.

Основные задачи и примерное содержание сотрудничества с родителями намечаю в годовом плане, конкре­тизирую в календарном плане.

Положительные результаты в воспитании детей дос­тигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу классных руководителей, предметников и членов семей школьников.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Я использую разнообразные формы работы с родителями.

Посещаю семьи ребенка. Это много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, разъяснения условий воспитания.

День открытых дверей является достаточно распространенной формой работы. Он дает возможность познакомить родителей со школой, её традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию.

Беседы провожу как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае, четко определяю цель: что необходимо выяснить. Чем хочу помочь.

Одной из форм работы являются консультации. Обычно составляю систему консультаций, которые провожу индивидуально или для подгруппы родителей. Цель консультаций: усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь в разрешении определенных вопросах.

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобре­тении практических навыков воспитания детей. Их я приглашаю на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать: как читать книгу, рас­сматривать иллюстрации, беседовать с ребенком о прочитанном, и др.

Родительские собрания проводятся классные и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания орга­низуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной рабо­ты, вопросы физического воспитания и проблемы летне­го оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста. Предусматриваются выступления родителей.

Классные собрания провожу раз в четверть. На обсуждение выношу 2-3 вопроса (один вопрос готовит учитель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание посвящаю воспитанию здорового образа жизни. Выбираю тему, злобод­невную для данного возраста, например: «Здоровая семья – здоровые дети!», «Если хочешь быть здоров – закаляйся», «Красота и здоровье», «В поход всей семьей», «Компьютер - друг или враг в воспита­нии детей?».

Родительские конференции помогают объединить коллектив родителей. Основная цель конферен­ции - обмен опытом семейного воспитания. Родитель заранее готовит сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступ­ления. На конференции может выступить специалист. К конференции го­товятся выставка детских работ, педагогической литера­туры, материалов, отражающих работу в классе. Завершить конференцию можно совмес­тным концертом детей и членов семей.

Из сравнительно новых форм сотрудничества школы с семьей следует отметить вечера отдыха с учас­тием педагогов, родителей, детей; посиделки, собрания в фор­ме «Давайте знакомиться», «Порадуем друг друга», проводится «День добрых дел», вечера воп­росов и ответов.

Подобные мероприятия помогают мне выявить проблемы в семье, предоставляют возможность родителям обменяться опытом воспитания детей, задать волнующие их вопросы, обсудить и найти решения текущих проблем, а также формируют коллектив родителей – единомышленников, у которых одна цель – создание для ребенка комфортных условий в семье и школе.

Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья подрастающего поколения в том случае, если здоровью будут не только учить, но здоровье станет образом жизни. Пример такого образа жизни должны показать педагоги и родители.

Библиографический список

1.Фридман Л.М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов: Книга для учителя. М., 1998.

2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М., ВАКО,2002

3. Катович Н.К. Модели воспитания школьников. Минск, 2002.

4. Разумихина Г.П. Мир семьи. М., Просвещение, 1986.

5. Бим-Бад Б.М. Мудрость воспитания: Хрестоматия для родителей. М., 1998

6. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. М., Аст-пресс, 1999.

7. Кадман И. Гилат М. Воспитание без насилия // Классный руководитель. 2000. № 4.