Работа с текстом литературных произведений
на уроках литературного чтения
Главное направление методики чтения - это обучение деятельным отношениям с произведением. Каждый момент общения с текстом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучать вдумчивому чтению.
В современных условиях обучения для решения этой задачи есть большие возможности. И то, что дети рано начинают серьезную учебную работу, рождает у них уважительное отношение к книге, желание «овладеть» ею. Это отношение к чтению закрепляется и тем материалом для работы над текстом, который дан в «Азбуке»: маленькие рассказы всегда можно использовать для полезных упражнений и содержательных бесед. Материал учебника «Литературное чтение» также подсказывает учителю новые возможности для совершенствования уроков, наполняя каждый из них организованным учебным трудом всех учащихся.
И. Соколов-Микитов «Листопадничек»
Работе над первой частью посвящаю весь урок, не проводя традиционной проверки домашнего задания. Цель урока: пробудить интерес к жизни животных; укрепить навыки выборочного пересказа.
1. Чтобы заинтересовать новым произведением и поставить перед читателями маленькую проблему для работы, провожу беседу, включающую в себя несколько вопросов: «Сегодня, дети, вы прочитаете рассказ «Листопадничек». Признаюсь, это слово для меня новое, я встретила его впервые в вашей книжке. Произнесем вместе это слово. Подумайте, какой у него «характер». Как его хочется произнести? Какие слова с тем же слогом чек напоминает? (Цветочек, мой звоночек родной, котёночек...) Слово это ласковое, доброе. А кого же назвали этим ласковым словом? Узнать можно только из книги. (пишу на доске начало вопроса «Кого...?».) Что еще хотелось бы узнать? (Кто назвал? Почему назвал?) (На доске записи: «Кто...?, «Почему...?»)».
2. Работа с книгой. «Откройте учебник. Прочитайте заглавие. Взгляните на доску. У нас только первое слово вопроса. Пусть каждый ученик скажет себе эти вопросы полностью. Ответы на них найдете в двух первых предложениях». (Учащиеся нашли ответы, задержались в беседе на сближении со словом листопад, его объяснении.)
3. Надо заинтересовать дальнейшим чтением. «Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему? Чем он интереснее своих братьев? Нам тоже интересно это узнать. Какой вопрос вы зададите писателю?» Из предложенных детьми вопросов предлагаю найти ответ на один: каким был маленький заяц? Для этого дети читают про себя первую часть сказки. В беседе, охватившей весь класс, выясняется, что заяц был любознательный, беспокойный, смелый («один пойду»), мечтательный. Каждая оценка подкрепляется ссылкой на книгу. Подытоживаю разговор: «3ачем же Листопадничек убежал из гнезда?» и ставлю новую цель для чтения вслух с привлечением слабо читающих детей: «Прочему не захотелось ему остаться в лесу?»
4. Чтение прерывается вопросами: «Почему журавли жалели зайчаток? Отчего плакали Листопаднички? Чем мать успокоила малышей?». Прочитав страницу, дети дают основной ответ: «Зайчонок не захотел остаться в лесу, потому что «стало пусто и холодно», отмечают карандашом те места, где описана осень в лесу.
5. Подготовка к пересказу: «Мы нашли в сказке новую мысль: «...стало в лесу скучно и холодно... стало еще скучнее в лесу...». Посмотрим, как эта мысль раскрыта». Дети выясняют, что улетели птицы, попрятались звери, и готовятся рассказать об этом близко к словам сказки. «Но сначала подберем к пересказу заглавие, чтобы передать настроение»,— предлагаю и останавливаюсь на одном из предложенных, даю время, чтобы вчитаться в текст, найти выражения, которые подтверждают заглавие, придуманное детьми.
6. Прослушиваю пересказ 4—5 учащихся, привлекаю остальных к оценке содержания и выразительности выступления.
7. Итог урока: поощрение работы отдельных учеников и класса в целом; вопрос к слабому ученику: «Чем понравился Листопадничек?» Задание на дом: «Прочитайте вопросы учебника. На какой из них уже можно ответить?» (На первый.) Вспомните, какой еще вопрос был поставлен перед чтением. («Зачем он пустился в путь?») Не путайте их, вопросы «почему?» и «зачем?» разные. Прочитайте дома первую часть сказки и нарисуйте одно (любое) животное из сказки».
Уроку свойственна одна новая черта: дети, заканчивая одно занятие, тут же получают стимул к новому рабочему моменту. Кроме того, учу детей различать цель поступка (зачем?) и его причину (почему?). Это немаловажное логическое различие, которое и мы, взрослые, не всегда замечаем.
Для второго урока добавляется еще одна обучающая цель: укрепление навыка постановки вопроса к прочитанному.
1. С вопроса «Зачем убежал Листопадничек?» начинаю работу над второй частью сказки. Но сначала проверяю домашнее задание: рассматриваю рисунки детей и выслушаю их пояснение, как изображенное животное встречает зиму; проверяю, обдумали ли они вопрос учебника (какие качества нашего героя привлекли внимание автора и читателей), ставлю вопрос: «Куда и зачем такой характер увел зайчонка из родного гнезда?»
2. Стимул для чтения второй части: «Да, Листопадничек ушел искать «теплые журавлиные страны». Найдите ответ на вопрос: «Нашел ли зайчонок теплые страны?» Дети читают вслух по законченным отрывкам, проводя разбор сюжета с помощью вопросов, которые они ставят к прочитанному отрывку. Первый вопрос задаю сама («О каком новом животном вы узнали?») и предлагаю рассмотреть изображение бобров. Примерные вопросы детей (о чем я прочитал?): «Чем были заняты бобры? Какое у бобров орудие труда? Почему Листопадничек попросился в хатку, бобра? Как устроена хатка бобра? Почему Листопадничек захотел убежать из хатки? Почему не решился уйти? Какие у гостя были обязанности?» Возможны и другие формулировки вопросов; выбираю из предложенных детьми наиболее подходящие и выясняю почему.
3. Итоги восприятия обобщаю с помощью вопросов: «Нашли ли вы ответ, который искали? (Нашли: желание зайчика не сбылось.) Легко ли было зайчику в хатке бобров зимою? Из какого предложения это видно? (Находят: «За долгую зиму натерпелся...») Ищем подтверждение этой мысли в тексте. (Темно, сыро, кругом холодная вода, скучно с чужими, нет рядом мамы и братьев...) Как вы думаете, какая мысль была у зайчика всю зиму? Дети делают вывод из прочитанного: надо было жить в родной семье, вместе переносить все трудности и радости.
4. Стимулирую детей к повторному чтению с большей выразительностью: «Как сами бобры себя назвали? («Трудолюбивые».) Узнаем получше, как трудятся бобры. Взгляните: чего много во второй части сказки? (Разговоры, диалог.) Старайтесь правильно передавать интонацию собеседников». Сообщаю, что тон у бобра серьезный, доброжелательный, а зайчик говорит тихо, вежливо, с интересом. При чтении дети стараются выразить характеры говорящих. Читают до слов «...стало в хатке темно».
5. Подготовка к пересказу: «Сколько раз употреблено в сказке слово хатка?» 12 раз. Правильно ли называть это гнездо хаткой? Хатка — это домик из дерева. Докажите в своем пересказе, что бобры строят домик умело и правильно. При подготовке выбирайте те глаголы, которыми названы их действия, и то существительное, что стоит при глаголе, например пришлёпывают хвостом.
6. Пересказ по плану: «1. Как бобры строят хатку? 2. Какова хатка внутри? Прослушивается несколько вариантов пересказа, обращается внимание на точность наименования действий и их последовательность.
7. Заканчиваю урок вопросами из учебника: «На какие вопросы мы уже дали ответ? (1-й и 3-й.) Какой вопрос относится ко всей сказке? (4-й.) Есть ли вопрос только ко второй части? (Нет.) Задайте его сами». (Как бобры готовятся к зиме?) Задание на дом: соединить два пересказа о животных в один подробный ответ на 4-й вопрос. Желающие могут сочинить конец сказки (задание под цифрой 5).
На этом уроке, так же как и при чтении первой части, возникают стимулы к новому рабочему моменту. Применяется прием постановки учеником вопроса о содержании прочитанного и обучение работе с методическим аппаратом. В подготовку к пересказу, объединяющему отрывки из 1-й и 2-й части, внесена целевая направленность. Работа над сказкой с самого начала имела эмоциональную окраску: разбудив чуткость к слову, к ласкательной форме заглавия, затронуть струны сочувствия к герою сказки. От общения с книгой, наполненного трудом, результаты которого они увидели, дети получили удовлетворение.
Вдумчивое отношение к чтению развивается в работе и по «Азбуке».
М. Пришвин «Глоток молока»
1. Беседа при закрытых книгах: «Как тебя лечили во время болезни? Таблетки и уколы помогают выздороветь. Но есть еще одно лекарство от всех болезней, волшебное. У него очень доброе название. Прочитаем рассказ и узнаем об этом лекарстве».
2. Чтение с выявлением основных мыслей отрывка. Прочитайте две строки: «О ком рассказал писатель? Что узнали о собаке?» — «Лада не хотела есть». «Какое слово надо добавить?» На доске появляется запись: Больная Лада не хотела есть.
Прочитав четыре строки, дети говорят, что узнали нового: «Хозяин приласкал Ладу». После третьего и четвертого абзацев записываю со слов детей: Лада стала есть. Ласка спасла ей жизнь.
3. Синтезирую проделанную работу: «На какой вопрос искали ответ у писателя? Нашли ли? Прочитайте этот ответ в записях на доске». Дети делают вывод: «Главное лекарство для больного - ласка, забота». Находят в тексте подтверждение («Через ласку ее силы прибавились», «От ласки жизнь заиграла в глазах»). Вопрос: «Знаете ли случаи, когда ласка помогла в болезни или в несчастье?» - вызывает у детей добрые, теплые воспоминания.
4. Повторное чтение с опорой на запись: дети читают на доске предложение и тут же находят раскрытие этой мысли в рассказе. Попутно объясняю, что прутом охотники называют хвост. При чтении третьего отрывка дети отмечают, что хозяин говорил с больной заботливо, ласково, поэтому так и надо прочитать. Отсюда возникает вопрос о хозяине Лады: как относился он к животным?
5. Возвращаюсь к заглавию, объясняя его смысл: без пищи, без первого глотка собака могла погибнуть. Чтобы приучать к чтению про себя, шепотом, даю задание отметить доказательства, что Лада оживала понемногу: «подняла голову», «забила прутом», «жизнь заиграла» и др. Эти наблюдения вношу в пересказ.
б. Пересказ по частям с опорой на мысли, записанные на доске. Надо показать, как ласка хозяина оживляла Ладу. Договариваюсь с детьми об употреблении слов хозяин, писатель, он. Итоги урока подводят дети: 1. Что нового и важного узнали о жизни? (Ласка может спасти жизнь. Пришвин любил животных. Говорить с больным надо тихо и ласково.) 2. Чему сегодня научились? (Находить мысли отрывка; пересказывать отрывок, раскрывая мысль.)
Это было началом в приобретении нового умения: определять главный предмет мысли отрывка и составлять суждение о нем в форме предложения (выделение основной мысли отрывка). Такое упражнение не должно быть каждодневным, выбирать для него следует только тексты, четко членимые на относительно законченные части.
Л. Толстой«Котенок»
Выделяем основные мысли для словесного рисования. Начинаю с вопроса при повторном чтения: «Про кого будете сообщать? (Про кошку.) Что будете сообщать? (Кошка пропала). А если более точно? (Дети долго искали кошку.)» Ко второму и третьему отрывкам дети составляют предложения более самостоятельно: У кошки чудесные котята. Дети воспитали котёночка. При чтении 2-й главки рассказа дети делят ее на части с помощью учителя, и для каждого отрывка предлагают сами формулировки мыслей. После проделанной над двумя главками рассказа работы (выделены шесть основных мыслей) дети готовы к составлению картинного плана или к словесному рисованию (по усмотрению учителя).
Мысли, рожденные чтением, синтезируются в беседе перед заданием: «Сколько частей в рассказе? Сколько картинок можно нарисовать? (Только пять.) Почему не можем дать рисунок к первой мысли? Зачем же в рассказе писатель дал первое сообщение?» Ответ важен: «Из него мы узнали, что Вася и Катя любили свою кошку, беспокоились о ней». Эта мысль эмоционально окрасит всю речевую деятельность детей в следующем рабочем моменте.
М.Пришвин «Ребята и утята»
Выборка основных мыслей является очевидной опорой: утка ведет детей к озеру. Ребята напали на малышей. Прохожий пристыдил мальчиков. Ребята с радостью возвратили матери ее детей. Все пожелали семейке счастливого пути.
Вдумчивость чтения в этой работе можно повысить, предложив ученикам самим задать вопрос к содержанию отрывка: «Почему утка повела их длинной дорогой? Почему ребята послушались чужого человека? Почему пожелание «счастливого пути» было очень нужным?» В поисках ответов на свои же вопросы дети вновь обращались к писателю, постепенно накапливая материал для пересказа. Пересказы лучше проводить по частям: по выбору учеником понравившейся части рассказа с опорой на основную мысль выбранной части.
Это упражнение - лишь одно из весьма перспективных для подготовки к будущим занятиям по учебным книгам и для внеклассного чтения научно-популярной литературы.
Однако не следует применять это упражнение (оно имеет тренировочный характер) при чтении произведений с динамичным сюжетом. Нельзя искусственно тормозить живой интерес читателя, напряженно следящего за развитием событий, за судьбой героя. Чтение рассказов с сильной эмоциональной окраской, вызывающих у читателей глубокие нравственные переживания, также должно давать целостное восприятие, не нарушаемое ничем до проведения обмена мыслями и чувствами в коллективном обсуждении.
Хочу привлечь внимание еще к одному виду учебного труда - обучать детей ставить в связи с прочитанным свои вопросы учителю, товарищам, себе. Начинаю с элементарного: при чтении «Азбуки» побуждаю детей к постановке вопросов о значении слов, в связи с иллюстрацией, по содержанию текста. Так, читая по абзацам «Азбуки» о кузнице, дети захотят спросить: «А какая же работа у кузнеца? Почему в конце зимы много работы?» и др. Ведь это в тексте не дано, пусть дети захотят узнать о том, что не разъяснила книга. Пример показываю сама. Прочитали «Три цвета»: «Зачем шоферу надо знать цвета светофора? А теперь задайте себе вопрос, похожий на мой, но не о шофере». Дети нашлись быстро: «Кому еще надо знать цвета светофора? Зачем детям их знать?»
Возможен и такой прием: задав 2-3 вопроса о прочитанном, выясняю, какой вопрос нужно добавить. По рассказу Б. Житкова спрашиваю: «Почему автобус остановился?» и «Что показал зеленый свет?» «Теперь прочитайте шепотом и подумайте, какой вопрос вы добавите о светофоре». Дети приготовили вопрос: «Что означает желтый цвет?» К рассказу В. Бианки «Первая охота», получив ответ на вопрос о причине неудачи щенка (щенок ничего о ящерицах не знал), предлагаю: «Какие вопросы ты сам мог бы задать о ящерицах?» Привожу в последовательность и резюмирую: «Вы сами построили беседу о прочитанном». Даю детям «свободу» и при анализе рассказа В. Осеевой «Печенье». После прочтения вслух детям предлагаю вопросы: «Какое настроение было у бабушки до чаепития и какое после него?», «Почему бабушка огорчилась?» Перед повторным чтением дети получают задание: «Какой вопрос ты задал бы Мише? О чем спросил бы бабушку?» Это задание направляет учащихся на обдумывание норм бытовой этики. В беседу по вопросам учащихся включаю два своих: «Для кого мама пекла сласти?», «Какие слова показывают, что за семейным столом не было дружного веселья?» Замечу, кстати, что чтение и в третий раз должно быть не механическим, а вдумчивым, интересным, для чего прерываю чтецов уже новыми вопросами: «Кто это все уселись за стол?», «Можно ли считать слова Миши просьбой?» (Это была команда.) «О чем Миша подумал, когда взглянул на бабушку?» Ответа на последний вопрос нет в рассказе, и дети, обдумывая его, сами делают выводы этического характера.
Вопросы и задания: 1. Спроси о том, чего ты не понял. 2. Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка (главы)? 3. Поставь и свой вопрос о причине поступка героя. 4. О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы. 5. Что хотел бы ты выяснить (объяснить) при повторном чтении рассказа? 6. Прочитай вопросы учебника. Какого вопроса, по-твоему недостает? Поставь его нам. 7. Мы читали несколько рассказов о старых тружениках. Какой вопрос (вопросы) можно задать о русских крестьянах?
Эта работа не должна допускать вопросы «вымученные», «пустопорожние»: вопрос ученика полезен только как проявление потребности что-то для себя выяснить. Пресекаю нездоровые стремления «выскочить», поощряю искренний и нужный вопрос и наглядно использую его в классе.
И. Богданов «След человека»
Выясняем, что на вопросы учебника о смысле слов Саши и о настроении Володи мы можем ответить только после повторного разбора всех подробностей текста. Приучаю детей вдумчиво относиться к заданиям учебника: к какому готовиться отдельно, что сделать лучше сообща, вместе составляя измененный план или проводя анализ языка.
А. Гайдар «Встреча Нового года»
Задание пересказать все содержание. Дети решили разделить его на два вопроса, чтобы пересказы были качественнее: «Как семья готовилась к елке? Как старый сторож помог в подготовке?» (Отправной точкой для второго было рассматривание иллюстрации со стариком в центре праздника.)
К рассказу «Совесть» дети предложили несколько заданий: нарисовать картинки, рассказать о своем опоздании и т. п. Организацию деятельности при чтении умение детей пользоваться учебником также вносит осмысленность и разнообразие.
Заинтересованность детей в каждом рабочем моменте зависит, в первую очередь, от ясности поставленных перед уроком целей и, следовательно, от рационального выбора занятий для их достижения. Обычно урок имеет две основные цели.
Первая и важнейшая - продвижение детей на пути нравственного развития. Вторая - усвоение ими приемов работы с книгой и образование определенных навыков. Работа над умениями и навыками практически бесконечна. Но, выполняя программные требования, для каждого урока ставлю на первый план скромную, ясную цель: усовершенствовать умение делить текст; познакомить с приемами подготовки сжатого пересказа; обучить нахождению доказательств выделенной мысли; повысить качество определенного вида речевой деятельности и т. д. В этой работе возможна последовательность и преемственность.
В реализации задач первого ряда не могу выдержать такую целостность: слишком разнообразен материал чтения. И хотя тематические разделы определяет общность познавательного содержания и воспитательную направленность, различие конкретных тем, жанров, стилевые особенности, сила творческой индивидуальности писателя диктуют необходимость определять для каждого урока свою воспитательную цель. Правильность и четкость поставленных целей определяют и выбор наиболее существенных для данного урока видов занятий и степень самостоятельности детей в работе.
К. Паустовский «Родник в мелколесье».
Цели урока: пробудить у детей чуткость к словам родного языка, развить умение живописного пересказа.
Путь к достижению обеих целей в неразрывной связи начинается уже при проверке домашнего задания по рассказу Л. Толстого «Черемуха». На вопрос: «Какие картинки трогают сердце в рассказе Л.Толстого?» - дети дают эмоциональные описания, которые они накануне озаглавили «Прелесть живого дерева» и «Смерть дерева». В учебнике названа причина смерти дерева («убили его»). Читаем, как сам писатель определил свое отношение к смерти черемухи («жалко»). Вопрос «Только ли жалость испытывал он в эти минуту?» дает почувствовать, что такое стыд, совесть. Он поспешил уйти от рабочего, который так горевал об убийстве, потому что ему стало стыдно.
1. Подготовка к восприятию нового рассказа. «Да, каждое убитое дерево — вина человека, ваш грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на родине. Иногда на месте вырубленного леса вырастает новый лес. Но это уже не тот могучий лес из вековых сосен и ровных, как свечи, берез. Такого уже не будет. Вырастает разнолесье. Молодое разнолесье по-своему тоже красиво, но это уже не тот лес, который человек уничтожил. Как назван рассказ К. Г. Паустовского? Как вы представляете себе мелколесье? А теперь прочитаем его описание».
2. Чтение учителем 1-го и 2-го абзацев, чтобы задать тон эмоциональному отношению к описанию. «О чем вы хотите меня спросить?» — спрашивает учитель.
Дети читают вслух 3-й и 4-й абзацы. «Какие слова здесь вас заинтересовали? А почему я употребила слово разнолесье? Имела ли я право на это?» - задает вопросы учитель. Дети находят в тексте подтверждение.
Абзацы 5-й и 6-й. «Задайте сами вопрос к содержанию абзаца» («Почему поднимались струйки?»),— просит учитель.
Диалог с лесником до слов «... и радуешься...». «Что мы узнали о леснике из рассказа о его думах?» (Любознательный, пытливый, любит родную речь, умный.)
Чтение до конца. «Что нового узнали от лесника о словах, уже знакомых вам?» (Они родные между собой.)
3. Синтез впечатлений представляет разговор писателя с лесником. «Выберите из речи лесника эти родные слова. А могли бы вы продолжить список родных слов?» - спрашивает учитель. (Дети называют: природа, народ, родители, рождение...) «Только ли между собою эти слова родные?» (Да, они родные и каждому из нас: мне, тебе, маме, самому писателю.) Пусть каждый ученик в беседе назовет самые дорогие для него слова (по 2—4 слова).
4. Подготовка к пересказу: «Чему радовался лесник?» (Тому, что узнал много хороших слов.) «А кто знал «великое множество» хороших, родных с детства слов?» «Верно, сам писатель. Из чего это видно?» Читая про себя часть рассказа (до беседы с лесником), дети выбирают «хорошие слова» писателя - названия предметов с определениями при них (эпитетами). Затем поясняют, как представляют себе «юные деревца» (похожи на ребятишек); почему к слову мох подходят слова вековой, глубокий; что хочется подумать о деревьях, которые растут «дружно и тесно»; почему красиво слово струя (на музыку похоже). «Каким одним словом из рассказа можно это назвать?» (Прелесть.) «Вдумаемся, почувствуем это слово: не просто красота, а такая красота, которая трогает, согревает душу».
5. «Опишите «прелесть мелколесья», употребляя самые радостные, родные слова. Можете к названию каждого дерева добавить и свое красивое определение, чтобы ярче представить себе елочку или березку». Слушание 3 - 4 коротких эмоциональных пересказа.
6. Итоги урока: «Почему писатель решил капать рассказ словом родник?» (Это слово красиво, оно радует, ведет за собой множество хороших слов, заставляет, нас задуматься и т. п.) «Кто же эти хорошие слова создал?» «Да, русские люди, наши далекие предки создали эту красоту, это богатство. С давних-давних времен человек останавливался перед цветком, слушал щебет птицы, грохот грома, любовался изгибом реки, утренней зорькой - и задумывался, и искал для всего хорошее название - слово. И тысячи лет сберегал их народ для нас с вами. Научитесь и вы дорожить красотой родного языка, беречь это богатство. Пуще всего бойтесь занести в свою речь дурное слово, засорить и испортить красоту родного языка. Вот и задание родилось само: прочитайте рассказ в семье, обсудите, вспомните свое любимое хорошее слово, постарайтесь объяснить, почему оно тебе нравится».
На уроке работали все, и все жили эмоционально. Сколько времени ушло на чтение? 30 минут. Сколько времени ушло на беседу? 40 минут. В этом счете нет противоречия. Ведь беседа, по определению В. И. Даля, - «это взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах». «Взаимный разговор» длился весь урок и, утихая, не прерывался, так как дети непрерывно искали в чтении «чувства и мысли» для «размена» в беседе.
Работа была целеустремленна и приносила детям радость и удовлетворение. Для учителя же очевидно, что деятельность учащихся вела к достижению целей урока: дети сознательно выделяли слово, осмысляли и любовались им, удивлялись его меткости - жили в стихии родного языка: пересказ, близкий к тексту, подготовлен эмоционально, и дети подобрали для него слова, фразы, нужные, чтобы выразить чувства, которыми проникнуты описания в рассказах Л. Толстого и К. Паустовского.
Будут любимыми и плодотворными уроки чтения, если мы с самого раннего знакомства с учебником «Литературное чтение» наполним их интересным сознательным учебным трудом.