СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом литературных произведений на уроках литературного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главное направление методики чтения - это обучение деятельным отношениям с произведением. Каждый момент общения с тек­стом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучать вдумчивому чтению.

В современных условиях обучения для решения этой задачи есть боль­шие возможности. И то, что дети рано на­чинают серьезную учебную работу, рождает у них уважительное отношение к книге, же­лание «овладеть» ею. Это отношение к чте­нию закрепляется и тем материалом для ра­боты над текстом, который дан в «Азбуке»: маленькие рассказы всегда можно исполь­зовать для полезных упражнений и содер­жательных бесед. Материал учебника «Литературное чтение» также подска­зывает учителю новые возможности для со­вершенствования уроков, наполняя каждый из них организованным учебным трудом всех учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом литературных произведений на уроках литературного чтения»

Работа с текстом литературных произведений

на уроках литературного чтения


Главное направление методики чтения - это обучение деятельным отношениям с произведением. Каждый момент общения с тек­стом на уроке должен стать этапом работы ума и чувства читателя и, в конечном счете, обучать вдумчивому чтению.

В современных условиях обучения для решения этой задачи есть боль­шие возможности. И то, что дети рано на­чинают серьезную учебную работу, рождает у них уважительное отношение к книге, же­лание «овладеть» ею. Это отношение к чте­нию закрепляется и тем материалом для ра­боты над текстом, который дан в «Азбуке»: маленькие рассказы всегда можно исполь­зовать для полезных упражнений и содер­жательных бесед. Материал учебника «Литературное чтение» также подска­зывает учителю новые возможности для со­вершенствования уроков, наполняя каждый из них организованным учебным трудом всех учащихся.

И. Соколов-Микитов «Листопадничек»

Работе над первой частью посвящаю весь урок, не проводя традиционной проверки домашнего задания. Цель урока: пробудить интерес к жизни животных; укре­пить навыки выборочного пересказа.

1. Чтобы заинтересовать новым произве­дением и поставить перед читателями ма­ленькую проблему для работы, про­вожу беседу, включающую в себя несколь­ко вопросов: «Сегодня, дети, вы прочитаете рассказ «Листопадничек». При­знаюсь, это слово для меня новое, я встре­тила его впервые в вашей книжке. Произнесем вместе это слово. Подумайте, какой у него «характер». Как его хочется произнести? Какие слова с тем же слогом чек напо­минает? (Цветочек, мой звоночек родной, котёночек...) Слово это ласковое, доброе. А кого же назвали этим ласковым словом? Узнать можно только из книги. (пишу на доске начало вопроса «Кого...?».) Что еще хотелось бы узнать? (Кто назвал? Почему назвал?) (На доске записи: «Кто...?, «Почему...?»)».

2. Работа с книгой. «Откройте учебник. Прочитайте заглавие. Взгляните на доску. У нас только первое слово вопроса. Пусть каждый ученик скажет себе эти воп­росы полностью. Ответы на них найдете в двух первых предложениях». (Учащиеся нашли ответы, задержались в беседе на сближении со словом листопад, его объяснении.)

3. Надо заинтересовать дальнейшим чте­нием. «Из многих осенних зайчат писатель выделил одного. Почему? Чем он интереснее своих братьев? Нам тоже интересно это узнать. Какой вопрос вы зададите писателю?» Из предложенных детьми вопросов предлагаю найти ответ на один: каким был маленький заяц? Для этого дети читают про себя первую часть сказки. В беседе, охватившей весь класс, выясняется, что заяц был любознательный, беспокойный, сме­лый («один пойду»), мечтательный. Каждая оценка подкрепляется ссылкой на книгу. Подытоживаю разговор: «3ачем же Листопадничек убежал из гнезда?» и ставлю новую цель для чтения вслух с привлече­нием слабо читающих детей: «Прочему не захотелось ему остаться в лесу?»

4. Чтение прерывается вопросами: «Почему журавли жалели зайчаток? Отчего плакали Листопаднички? Чем мать успокоила малышей?». Прочитав страницу, дети дают основной ответ: «Зайчонок не захотел остаться в лесу, потому что «стало пусто и хо­лодно», отмечают карандашом те места, где описана осень в лесу.

5. Подготовка к пересказу: «Мы нашли в сказке новую мысль: «...стало в лесу скучно и холодно... стало еще скучнее в лесу...». Посмотрим, как эта мысль раскрыта». Дети выясняют, что улетели птицы, попрятались звери, и готовятся рассказать об этом близко к словам сказки. «Но сначала подберем к пересказу заглавие, чтобы передать настроение»,— предлагаю и останавливаюсь на одном из предложенных, даю время, чтобы вчитаться в текст, найти вы­ражения, которые подтверждают заглавие, придуманное детьми.

6. Прослушиваю пересказ 4—5 учащихся, привлекаю остальных к оценке содержания и выразительности вы­ступления.

7. Итог урока: поощрение ра­боты отдельных учеников и класса в целом; вопрос к слабому ученику: «Чем понравился Листопадничек?» Задание на дом: «Прочи­тайте вопросы учебника. На какой из них уже можно ответить?» (На первый.) Вспом­ните, какой еще вопрос был поставлен перед чтением. («Зачем он пустился в путь?») Не путайте их, вопросы «почему?» и «зачем?» разные. Прочитайте дома первую часть сказ­ки и нарисуйте одно (любое) животное из сказки».

Уроку свойственна одна новая черта: дети, заканчивая одно занятие, тут же получают стимул к новому рабочему моменту. Кроме того, учу детей различать цель поступка (зачем?) и его причину (почему?). Это не­маловажное логическое различие, которое и мы, взрослые, не всегда замечаем.

Для второго урока добавляется еще одна обучающая цель: укрепление навыка поста­новки вопроса к прочитанному.

1. С вопроса «Зачем убежал Листо­падничек?» начинаю работу над второй частью сказки. Но сначала прове­ряю домашнее задание: рассматриваю рисун­ки детей и выслушаю их пояснение, как изо­браженное животное встречает зиму; прове­ряю, обдумали ли они вопрос учебника (ка­кие качества нашего героя привлекли вни­мание автора и читателей), ставлю вопрос: «Куда и зачем такой характер увел зайчонка из родного гнезда?»

2. Стимул для чтения второй части: «Да, Листопадничек ушел искать «теплые журав­линые страны». Найдите ответ на вопрос: «Нашел ли зайчонок теплые страны?» Дети читают вслух по законченным отрывкам, про­водя разбор сюжета с помощью вопросов, которые они ставят к прочитанному отрывку. Первый вопрос задаю сама («О каком но­вом животном вы узнали?») и предлагаю рассмотреть изображение бобров. Пример­ные вопросы детей (о чем я прочитал?): «Чем были заняты бобры? Какое у бобров орудие труда? Почему Листопадничек попро­сился в хатку, бобра? Как устроена хатка бобра? Почему Листопадничек захотел убе­жать из хатки? Почему не решился уйти? Какие у гостя были обязанности?» Возмож­ны и другие формулировки вопросов; выбираю из предложенных детьми наи­более подходящие и выясняю почему.

3. Итоги восприятия обобщаю с помощью вопросов: «Нашли ли вы ответ, который искали? (Нашли: желание зайчика не сбылось.) Легко ли было зайчику в хатке бобров зимою? Из какого предложения это видно? (Находят: «За долгую зиму натер­пелся...») Ищем подтверждение этой мысли в тексте. (Темно, сыро, кругом холодная вода, скучно с чужими, нет рядом мамы и братьев...) Как вы думаете, какая мысль бы­ла у зайчика всю зиму? Дети делают вы­вод из прочитанного: надо было жить в род­ной семье, вместе переносить все трудности и радости.

4. Стимулирую детей к повтор­ному чтению с большей выразительностью: «Как сами бобры себя назвали? («Трудо­любивые».) Узнаем получше, как трудятся бобры. Взгляните: чего много во второй части сказки? (Разговоры, диалог.) Старайтесь правильно передавать интонацию собеседни­ков». Сообщаю, что тон у бобра серьезный, доброжелательный, а зайчик гово­рит тихо, вежливо, с интересом. При чте­нии дети стараются выразить характеры го­ворящих. Читают до слов «...стало в хатке темно».

5. Подготовка к пересказу: «Сколько раз употреблено в сказке слово хатка 12 раз. Правильно ли называть это гнездо хат­кой? Хатка — это домик из дерева. Докажи­те в своем пересказе, что бобры строят домик умело и правильно. При подготовке выби­райте те глаголы, которыми названы их дей­ствия, и то существительное, что стоит при глаголе, например пришлёпывают хвостом.

6. Пересказ по плану: «1. Как бобры строят хатку? 2. Какова хатка внутри? Прослуши­вается несколько вариантов пересказа, об­ращается внимание на точность наименова­ния действий и их последовательность.

7. Заканчиваю урок вопросами из учебника: «На ка­кие вопросы мы уже дали ответ? (1-й и 3-й.) Какой вопрос относится ко всей сказке? (4-й.) Есть ли вопрос только ко второй части? (Нет.) Задайте его сами». (Как бобры готовятся к зиме?) Задание на дом: соеди­нить два пересказа о животных в один под­робный ответ на 4-й вопрос. Желающие могут сочинить конец сказки (задание под циф­рой 5).

На этом уроке, так же как и при чте­нии первой части, возникают стимулы к но­вому рабочему моменту. Применяется прием постановки учеником вопроса о содержании прочитанного и обучение работе с методи­ческим аппаратом. В подготовку к пересказу, объединяющему отрывки из 1-й и 2-й части, внесена целевая направленность. Работа над сказкой с самого начала имела эмоциональ­ную окраску: разбудив чуткость к слову, к ласкательной форме заглавия, затронуть струны сочувствия к герою сказки. От обще­ния с книгой, наполненного трудом, резуль­таты которого они увидели, дети получили удовлетворение.

Вдумчивое отношение к чтению развивает­ся в работе и по «Азбуке».

М. Пришвин «Глоток молока»

1. Беседа при закрытых книгах: «Как тебя лечили во время болезни? Таблетки и уколы помогают выздороветь. Но есть еще одно лекарство от всех болезней, волшеб­ное. У него очень доброе название. Про­читаем рассказ и узнаем об этом лекарстве».

2. Чтение с выявлением основных мыслей отрывка. Прочитайте две стро­ки: «О ком рассказал писатель? Что узнали о собаке?» — «Лада не хотела есть». «Какое слово надо добавить?» На доске появляется запись: Больная Лада не хотела есть.

Прочитав четыре строки, дети говорят, что узнали нового: «Хозяин приласкал Ладу». После третьего и четвертого абзацев записываю со слов детей: Лада стала есть. Ласка спасла ей жизнь.

3. Синтезирую проделанную рабо­ту: «На какой вопрос искали ответ у писа­теля? Нашли ли? Прочитайте этот ответ в записях на доске». Дети делают вывод: «Главное лекарство для больного - ласка, забота». Находят в тексте подтверждение («Через ласку ее силы прибавились», «От ласки жизнь заиграла в глазах»). Вопрос: «Знаете ли слу­чаи, когда ласка помогла в болезни или в несчастье?» - вызывает у детей добрые, теп­лые воспоминания.

4. Повторное чтение с опорой на запись: дети читают на доске предложение и тут же находят раскрытие этой мысли в рассказе. Попутно объясняю, что прутом охот­ники называют хвост. При чтении третьего отрывка дети отмечают, что хозяин говорил с больной заботливо, ласково, поэтому так и надо прочитать. Отсюда возникает вопрос о хозяине Лады: как относился он к животным?

5. Возвращаюсь к за­главию, объясняя его смысл: без пищи, без первого глотка собака могла погибнуть. Чтобы приучать к чтению про себя, шепотом, даю задание отметить доказательст­ва, что Лада оживала понемногу: «под­няла голову», «забила прутом», «жизнь за­играла» и др. Эти наблюдения вношу в пересказ.

б. Пересказ по частям с опорой на мыс­ли, записанные на доске. Надо показать, как ласка хозяина оживляла Ладу. Договариваюсь с детьми об употреблении слов хозяин, писатель, он. Итоги урока под­водят дети: 1. Что нового и важного уз­нали о жизни? (Ласка может спасти жизнь. Пришвин любил животных. Говорить с боль­ным надо тихо и ласково.) 2. Чему сегодня научились? (Находить мысли отрывка; пере­сказывать отрывок, раскрывая мысль.)

Это было началом в приобретении нового умения: определять главный предмет мысли отрывка и состав­лять суждение о нем в форме предложения (выделение основной мысли отрывка). Такое упражнение не должно быть каждодневным, выбирать для него следует только тексты, четко членимые на относительно закончен­ные части.

Л. Толстой«Ко­тенок»

Выделяем основные мысли для словесного рисования. Начинаю с вопроса при повторном чтения: «Про кого будете сообщать? (Про кошку.) Что будете сообщать? (Кошка пропала). А если более точно? (Дети долго искали кошку.)» Ко второму и третьему отрывкам дети состав­ляют предложения более самостоятельно: У кошки чудесные котята. Дети воспитали котёночка. При чтении 2-й главки рассказа дети делят ее на части с помощью учителя, и для каждого отрывка предлагают сами формулировки мыслей. После проделанной над двумя главками рассказа работы (выделе­ны шесть основных мыслей) дети готовы к составлению картинного плана или к словесному рисованию (по усмотре­нию учителя).

Мысли, рожденные чтением, синтезируют­ся в беседе перед заданием: «Сколько частей в рассказе? Сколько картинок можно нари­совать? (Только пять.) Почему не можем дать рисунок к первой мысли? Зачем же в рассказе писатель дал первое сообщение?» Ответ важен: «Из него мы узнали, что Вася и Катя любили свою кошку, беспокоились о ней». Эта мысль эмоционально окрасит всю речевую деятельность детей в следующем рабочем моменте.

М.Приш­вин «Ребята и утята»

Выборка основных мыслей является очевидной опорой: утка ве­дет детей к озеру. Ребята напали на малышей. Прохожий пристыдил мальчиков. Ребята с радостью возвратили матери ее детей. Все пожелали семейке счастливого пути.

Вдумчивость чтения в этой работе можно повысить, предложив ученикам самим за­дать вопрос к содержанию отрывка: «Почему утка повела их длинной дорогой? Почему ребята послушались чужого человека? Почему по­желание «счастливого пути» было очень нуж­ным?» В поисках ответов на свои же вопро­сы дети вновь обращались к писателю, по­степенно накапливая материал для переска­за. Пересказы лучше проводить по частям: по выбору учеником понравившейся части рассказа с опорой на основную мысль вы­бранной части.

Это упражнение - лишь одно из весьма перспективных для подготовки к будущим занятиям по учебным книгам и для внеклассного чтения научно-популярной литературы.

Однако не следует применять это упражне­ние (оно имеет тренировочный характер) при чтении произведений с динамичным сюжетом. Нельзя искусственно тормозить живой интерес читателя, напряженно следящего за развитием событий, за судьбой ге­роя. Чтение рассказов с сильной эмо­циональной окраской, вызывающих у читателей глубокие нравственные пере­живания, также должно давать целостное восприятие, не нарушаемое ничем до прове­дения обмена мыслями и чувствами в кол­лективном обсуждении.

Хочу привлечь внимание еще к одному виду учебного труда - обучать детей ставить в связи с прочитанным свои вопросы учите­лю, товарищам, себе. Начинаю с элемен­тарного: при чтении «Азбуки» побуждаю детей к постановке вопросов о значении слов, в связи с иллюстрацией, по содержа­нию текста. Так, читая по абзацам «Азбуки» о кузнице, дети захотят спросить: «А какая же работа у кузнеца? Почему в конце зимы много работы?» и др. Ведь это в тексте не дано, пусть дети захотят узнать о том, что не разъяснила книга. Пример показываю сама. Прочитали «Три цвета»: «Зачем шоферу надо знать цвета светофора? А теперь задайте себе вопрос, похожий на мой, но не о шофере». Дети нашлись быстро: «Кому еще надо знать цве­та светофора? Зачем детям их знать?»

Возможен и такой прием: задав 2-3 воп­роса о прочитанном, выясняю, ка­кой вопрос нужно добавить. По рассказу Б. Житкова спрашиваю: «Почему автобус остановился?» и «Что по­казал зеленый свет?» «Теперь прочитайте шепотом и подумайте, какой вопрос вы добавите о светофоре». Дети приготовили вопрос: «Что означает желтый цвет?» К рас­сказу В. Бианки «Первая охота», получив ответ на вопрос о причине неуда­чи щенка (щенок ничего о ящерицах не знал), предлагаю: «Какие вопросы ты сам мог бы задать о ящерицах?» Привожу в последовательность и резюми­рую: «Вы сами построили беседу о про­читанном». Даю детям «свободу» и при анализе рассказа В. Осеевой «Печенье». После прочтения вслух детям предлагаю вопросы: «Какое настроение было у бабуш­ки до чаепития и какое после него?», «Поче­му бабушка огорчилась?» Перед повторным чтением дети получают задание: «Какой вопрос ты задал бы Мише? О чем спро­сил бы бабушку?» Это задание направляет учащихся на обдумывание норм бытовой эти­ки. В беседу по вопросам учащихся включаю два своих: «Для кого мама пекла сласти?», «Какие слова показывают, что за семейным столом не было дружного веселья?» Замечу, кстати, что чтение и в третий раз должно быть не механическим, а вдумчивым, интересным, для чего прерываю чтецов уже новыми воп­росами: «Кто это все уселись за стол?», «Можно ли считать слова Миши просьбой?» (Это была команда.) «О чем Миша подумал, когда взглянул на бабушку?» Ответа на по­следний вопрос нет в рассказе, и дети, обдумывая его, сами делают выводы эти­ческого характера.

Воп­росы и задания: 1. Спроси о том, чего ты не понял. 2. Как ты проверишь, понял ли товарищ содержание отрывка (гла­вы)? 3. Поставь и свой вопрос о причине поступка героя. 4. О каком действующем лице я не спросила? Сделайте это вы. 5. Что хотел бы ты выяснить (объяснить) при повторном чтении рассказа? 6. Прочитай вопро­сы учебника. Какого вопроса, по-твоему недостает? Поставь его нам. 7. Мы читали несколько рассказов о старых тружениках. Какой вопрос (вопросы) можно задать о русских крестьянах?

Эта работа не должна допускать вопросы «вымученные», «пустопорожние»: вопрос уче­ника полезен только как проявление потребности что-то для себя выяснить. Пресекаю нездоровые стремления «выскочить», поощ­ряю искренний и нужный вопрос и на­глядно использую его в классе.

И. Богданов «След человека»

Выясняем, что на вопросы учебника о смыс­ле слов Саши и о настроении Володи мы можем ответить только после повторного разбора всех подробностей текста. Приучаю детей вдумчиво относиться к зада­ниям учебника: к какому готовиться отдель­но, что сделать лучше сообща, вместе со­ставляя измененный план или проводя ана­лиз языка.

А. Гайдар «Встреча Ново­го года»

Задание пере­сказать все содержание. Дети решили разделить его на два вопроса, чтобы пере­сказы были качественнее: «Как семья гото­вилась к елке? Как старый сторож помог в подготовке?» (Отправной точкой для вто­рого было рассматривание иллюстрации со стариком в центре праздника.)

К рас­сказу «Совесть» дети предложили несколько заданий: нарисовать картинки, рассказать о своем опоздании и т. п. Организацию деятельности при чтении умение детей пользоваться учебником также вносит осмысленность и разнообразие.

Заинтересованность детей в каждом рабо­чем моменте зависит, в первую очередь, от ясности поставленных перед уроком целей и, следовательно, от рационального выбора занятий для их достижения. Обыч­но урок имеет две основные цели.

Первая и важнейшая - продвижение де­тей на пути нравственного развития. Вто­рая - усвоение ими приемов работы с кни­гой и образование определенных навы­ков. Работа над умениями и навыками прак­тически бесконечна. Но, выполняя програм­мные требования, для каждого урока ставлю на первый план скромную, ясную цель: усовершенствовать умение делить текст; познакомить с приемами подготовки сжатого пересказа; обучить нахождению доказательств выделенной мысли; повысить качест­во определенного вида речевой деятельности и т. д. В этой работе возможна после­довательность и преемственность.

В реализации задач первого ряда не могу выдержать такую целостность: слиш­ком разнообразен материал чтения. И хотя тематические разделы определяет общность познавательного содержания и воспитатель­ную направленность, различие конкретных тем, жанров, стилевые особенности, сила творческой индивидуальности писателя дик­туют необходимость определять для каждого урока свою воспитательную цель. Правильность и четкость поставлен­ных целей определяют и выбор наиболее существенных для данного урока видов занятий и степень самостоятельности де­тей в работе.

К. Паустовский «Род­ник в мелколесье».

Цели урока: пробудить у детей чуткость к словам родного языка, развить умение живописного пересказа.

Путь к достижению обеих целей в не­разрывной связи начинается уже при про­верке домашнего задания по рассказу Л. Толстого «Черемуха». На вопрос: «Ка­кие картинки трогают сердце в рассказе Л.Толстого?» - дети дают эмоциональ­ные описания, которые они накануне озаглавили «Прелесть живого дерева» и «Смерть дерева». В учебнике названа причина смерти дерева («убили его»). Читаем, как сам писатель определил свое отношение к смер­ти черемухи («жалко»). Вопрос «Только ли жалость испытывал он в эти минуту?» дает почувствовать, что такое стыд, совесть. Он поспешил уйти от рабочего, который так горевал об убийстве, потому что ему стало стыдно.

1. Подготовка к восприятию нового рассказа. «Да, каждое убитое дерево — вина человека, ваш грех. Много деревьев, прекрасных лесов погублено у нас на роди­не. Иногда на месте вырубленного леса вырастает новый лес. Но это уже не тот могучий лес из вековых сосен и ровных, как свечи, берез. Такого уже не будет. Вырастает разнолесье. Молодое разнолесье по-своему тоже красиво, но это уже не тот лес, который человек уничтожил. Как назван рассказ К. Г. Паустовского? Как вы представляете себе мелколесье? А те­перь прочитаем его описание».

2. Чтение учителем 1-го и 2-го абзацев, чтобы задать тон эмоциональному отноше­нию к описанию. «О чем вы хотите меня спросить?» — спрашивает учитель.

Дети читают вслух 3-й и 4-й абзацы. «Какие слова здесь вас заинтересовали? А почему я употребила слово разнолесье? Имела ли я право на это?» - задает вопросы учитель. Дети находят в тексте подтверждение.

Абзацы 5-й и 6-й. «Задайте сами вопрос к содержанию абзаца» («Почему поднима­лись струйки?»),— просит учитель.

Диалог с лесником до слов «... и ра­дуешься...». «Что мы узнали о леснике из рассказа о его думах?» (Любознательный, пытливый, любит родную речь, умный.)

Чтение до конца. «Что нового узнали от лесника о словах, уже знакомых вам?» (Они родные между собой.)

3. Синтез впечатлений представляет раз­говор писателя с лесником. «Выберите из речи лесника эти родные слова. А могли бы вы продолжить список родных слов?» - спрашивает учитель. (Дети назы­вают: природа, народ, родители, рож­дение...) «Только ли между собою эти слова родные?» (Да, они родные и каждому из нас: мне, тебе, маме, самому писате­лю.) Пусть каждый ученик в беседе назо­вет самые дорогие для него слова (по 2—4 слова).

4. Подготовка к пересказу: «Чему радо­вался лесник?» (Тому, что узнал много хороших слов.) «А кто знал «великое мно­жество» хороших, родных с детства слов?» «Верно, сам писатель. Из чего это видно?» Читая про себя часть рассказа (до бесе­ды с лесником), дети выбирают «хорошие слова» писателя - названия предметов с оп­ределениями при них (эпитетами). Затем поясняют, как представляют себе «юные деревца» (похожи на ребятишек); почему к слову мох подходят слова вековой, глубо­кий; что хочется подумать о деревьях, которые растут «дружно и тесно»; почему красиво слово струя (на музыку похоже). «Каким од­ним словом из рассказа можно это назвать?» (Прелесть.) «Вдумаемся, почувствуем это слово: не просто красота, а такая красота, которая трогает, согревает душу».

5. «Опишите «прелесть мелколесья», упот­ребляя самые радостные, родные слова. Можете к названию каждого дерева до­бавить и свое красивое опре­деление, чтобы ярче представить себе елочку или березку». Слушание 3 - 4 корот­ких эмоциональных пересказа.

6. Итоги урока: «Почему писатель решил капать рассказ словом родник?» (Это слово красиво, оно радует, ведет за собой множество хороших слов, заставляет, нас за­думаться и т. п.) «Кто же эти хорошие слова создал?» «Да, русские люди, наши да­лекие предки создали эту красоту, это бо­гатство. С давних-давних времен человек останавливался перед цветком, слушал щебет птицы, грохот грома, любовался изгибом реки, утренней зорькой - и задумы­вался, и искал для всего хорошее название - слово. И тысячи лет сберегал их народ для нас с вами. Научитесь и вы дорожить красотой родного языка, беречь это богатство. Пуще всего бойтесь занести в свою речь дурное слово, засо­рить и испортить красоту родного языка. Вот и задание родилось само: прочитай­те рассказ в семье, обсудите, вспомните свое любимое хорошее слово, постарайтесь объяснить, почему оно тебе нравит­ся».

На уроке работали все, и все жили эмоционально. Сколько времени ушло на чтение? 30 минут. Сколь­ко времени ушло на беседу? 40 минут. В этом счете нет противоречия. Ведь бе­седа, по определению В. И. Даля, - «это взаимный разговор, общительная речь между людьми, словесное их сообще­ние, размен чувств и мыслей на словах». «Взаимный раз­говор» длился весь урок и, утихая, не пре­рывался, так как дети непрерывно иска­ли в чтении «чувства и мысли» для «раз­мена» в беседе.

Работа была целеустремленна и прино­сила детям радость и удовлетворение. Для учителя же очевидно, что деятельность учащихся вела к достижению целей урока: дети сознательно выделяли слово, осмысляли и любовались им, удивлялись его меткости - жили в стихии родного языка: пересказ, близкий к тексту, подготовлен эмоционально, и дети подобрали для него слова, фразы, нужные, чтобы выразить чув­ства, которыми проникнуты описания в рас­сказах Л. Толстого и К. Паустовского.

Будут любимыми и плодотворными уро­ки чтения, если мы с самого раннего знакомства с учебником «Литературное чтение» наполним их интересным сознательным учебным трудом.