СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в рамках подготовки к ГИА-9 (ГВЭ/ОГЭ) и ГИА-11 (ЕГЭ)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в рамках подготовки к ГИА-9 (ГВЭ/ОГЭ) и ГИА-11 (ЕГЭ)»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики

«Лисичанская средняя школа №24»









Выступление на городском методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя ГБОУ ЛНР «ЛСШ №24» Герасименко Н.В. на тему:


Работа с текстом на уроках русского языка в рамках подготовки к

ГИА-9 (ГВЭ/ОГЭ) и ГИА-11 (ЕГЭ)

























г. Лисичанск, 2025


Жизнь в современном обществе ставит обучающихся перед необходимостью уверенного владения языком и способностью эффективно взаимодействовать с разными людьми в разнообразных обстоятельствах. В связи с этим, развитие умений логично и последовательно выражать свои мысли как устно, так и письменно, анализировать и улучшать созданные тексты, а также грамотно формулировать свою точку зрения, является одним из ключевых направлений в развитии речемыслительной деятельности учеников.

Одним из ключевых аспектов оценивания на ОГЭ/ГВЭ и ЕГЭ является умение анализировать текст. Это отражено в требованиях кодификаторов, типах заданий и системе оценивания экзаменов.

В контрольно-измерительных материалах ОГЭ по русскому языку используются различные виды языкового материала. Первое задание – это изложение, требующее переработки текста с сохранением основного смысла и логики (6 баллов, 18%). Три задания (задания 10-12) направлены на чтение и понимание текста, а также на выявление средств выразительности речи (3 балла, 9%). Написание собственного развёрнутого аргументированного текста по одному из трёх предложенных вопросов. Задание 13 оценивается в 7 баллов (21%). В итоге, работа с текстом на ОГЭ дает 16 баллов (48%), что составляет практически половину от общего количества первичных баллов, которая равняется 33 баллам.

Структура ГВЭ для 100-х номеров вариантов включает два задания. Первое задание – сжатое изложение по прослушанному тексту. В ходе выполнения этого вида работы учащимся необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста, не забывая о смысловой цельности, речевой связности и последовательности изложения (4 балла, 24%). Творческое задание – создание сочинения-рассуждения – основывается на прослушанном и переработанном тексте из первого задания (3 балла, 18%). В итоге, работа с текстом на ГВЭ оценивается 7 баллами из 17-ти возможных, что составляет 42% от общего объёма работы.

В экзаменационной работе 11 класса (ЕГЭ) по русскому языку используются разнообразные подходы к представлению языкового материала. Ученик взаимодействует с языковыми единицами, такими как слова, словосочетания и предложения, анализирует языковые явления в тексте и создает собственное письменное высказывание.

Доля первичных баллов за задания, связанные с работой с текстом, составляет 60% от общего количества баллов (50), что эквивалентно 30 баллам. Анализ языковых явлений в тексте представлен в 8 заданиях (1–3, 21, 23–26), за которые можно получить 8 баллов (16%). Создание письменного высказывания (задание 27) оценивается в 22 балла (44%).

Как следует из проведённого анализа КИМ ОГЭ/ГВЭ и ЕГЭ по русскому языку, владение разные видами работы с текстом является приоритетной задачей при разработке экзаменационных материалов. Следовательно, подготовка учеников к итоговому контролю должна включать разнообразные упражнения и задания, направленные на развитие навыков работы с текстом.

Как показывает практика, педагоги, работающие с текстами, нередко сталкиваются с двумя основными трудностями, которые, полагаю, вам хорошо знакомы. Какие именно препятствия возникают при взаимодействии с текстом, особенно с художественной литературой?

Во-первых, наблюдается нежелание детей читать, их читательский опыт ограничен, что, во-вторых, приводит к недостаточно развитой речи и сложностям в выражении мыслей и построении развернутых высказываний.

В настоящее время крайне важно уделять внимание развитию у школьников разнообразных навыков работы с текстом:

  • умению находить необходимую информацию в научных источниках и в сети Интернет;

  • способности критически анализировать полученные сведения, интерпретировать их, понимать суть и целевую аудиторию;

  • умению выделять ключевую и второстепенную информацию;

  • навыкам выделения структурных и смысловых единиц информации;

  • способности определять неточности в представлении информации, сравнивать различные точки зрения и аргументировать собственную позицию по проблеме;

  • умению выявлять ассоциативные связи в информации одного типа;

  • умению систематически собирать и обрабатывать информацию в течение определенного периода времени.

Одной из эффективных методик обучения в данном контексте является технология развития критического мышления.

Суть методики заключается в выборе наиболее действенных методов для развития учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы в средней и старшей школе через деятельностный подход, основанный на применении теоретических знаний, практических умений и навыков на материале классической и региональной литературы.

В своей работе, посвященной использованию текста на уроках русского языка и литературы для подготовки к ОГЭ, я подчеркиваю важность интеграции этих дисциплин. Иными словами, я применяю элементы интегрированного урока в своей практике.

Интегрированный подход позволяет педагогу не только обеспечить понимание предмета, но и развить навыки применения и закрепления знаний при изучении других дисциплин. Ученики, в свою очередь, осознают взаимосвязь знаний и их применимость в реальной жизни.

Использование интегрированного подхода в учебном процессе открывает возможности для повышения качества обучения и воспитания:

• Переход от внутрипредметных связей к межпредметным способствует переносу способов действий, облегчает учение и формирует целостное представление о мире.

• Увеличение проблемных ситуаций активизирует мышление.

• Интеграция ведет к обобщению знаний, позволяя проследить процесс выполнения действий и осмыслить каждый этап.

• Интеграция увеличивает информативность урока.

• Интеграция мотивирует учащихся, снижает перенапряжение и утомляемость.

• Интеграция способствует развитию творчества, применению знаний в реальных условиях, формированию личностных качеств, направленных на доброе отношение к миру, а также эстетического вкуса и повышению культурного уровня.

Ключевая цель интегрированного обучения – стимулирование умственного развития школьников, достигается посредством следующих принципов:

• объединение знаний из разных областей;

• более глубокое изучение материала;

• опора на актуальные или практически значимые вопросы;

• рассмотрение различных вариантов решения;

• обоснованность предлагаемых решений.

Интегрированный урок – это уникальная форма обучения, сочетающая элементы нескольких предметов при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке есть основная дисциплина, вокруг которой строится интеграция, и вспомогательные предметы, расширяющие и углубляющие понимание основного материала.

В моей практике русский язык выступает как интегратор, а литература – как вспомогательная дисциплина. Интеграция может применяться как на протяжении всего занятия, так и на отдельных его этапах. Выбор зависит от типа и формы урока, раздела языкознания, вида контроля, а также от параллельно изучаемого литературного материала. Интегрированный урок требует детального сценария. Преимущества его очевидны: он способствует развитию интеллектуальных навыков, применению теории на практике, а обращение к литературе улучшает знания и интерес к предмету.

Я стремлюсь к тому, чтобы создать благоприятную среду для активизации познавательной деятельности и раскрытия творческого потенциала учеников. Работа над этим ведется в нескольких направлениях.

Во-первых, разработка заданий, тесно связанных с анализом литературных текстов и углубленным изучением грамматики и синтаксиса русского языка.

  • Поиск и выписывание примеров из конкретного литературного фрагмента, иллюстрирующих изучаемое правило русского языка.

  • Формирование словарных диктантов, основанных на словах из литературных произведений, с акцентом на определенные орфографические правила.

  • Выбор литературных отрывков для проведения объяснительных диктантов, направленных на закрепление орфографических, синтаксических и пунктуационных навыков.

  • Создание графических моделей предложений или поиск предложений, соответствующих заданным моделям.

  • Формулировка похожих предложений или текстов с применением метода сопоставления.

  • Задачи, в которых требуется угадать пропущенное слово или предсказать результат изменения времени, вида глаголов, замены на антонимы, изменения лица и т. д.

Это типичные примеры заданий, легко адаптируемых для любого урока или домашней работы. Они могут выполняться как всем классом, так и малыми группами или индивидуально.

Во-вторых, использование потенциала уроков развития речи, где применение фрагментов, отрывков или полных литературных произведений имеет первостепенное значение.

Типические задания для уроков развития речи:

  1. Упражнения по написанию изложений различных типов: детальные, краткие, а также с элементами креативности. Эти упражнения могут быть реализованы как в форме диктантов, так и с использованием визуальных средств обучения.

  2. Разнообразные виды сочинений: описания, повествования, рассуждения, а также написание рефератов и эссе. В этот раздел включены занятия по изучению различных типов и стилей речи. Классическая литература и произведения о родном крае предоставляют богатейший материал для глубокого, творческого и эффективного изучения этих тем, что особенно важно при подготовке к ОГЭ/ГВЭ и ЕГЭ. Важность такой работы заключается в систематическом формировании и развитии литературных и речевых навыков, повышении эстетического восприятия, развитии креативного мышления и накоплении творческого опыта, который приобретается не через обсуждения, а через знакомство с примерами творчества и вовлечение в творческий процесс.

В-третьих, составление тестовых заданий по разделам лингвистики.

В-четвёртых, проведение контрольных, проверочных и обобщающих работ на основе произведений, изучаемых в рамках программы по литературе и краеведению.

В старших классах литературные произведения становятся ключевым инструментом подготовки к ОГЭ/ГВЭ и ЕГЭ. С моей точки зрения, оптимально использовать произведения, входящие в школьную программу.

Успешное выполнение части 2 в ЕГЭ требует глубокого знания литературных текстов, особенно в части структуры сочинения, определения главной проблемы, написания комментария, приведения примеров-иллюстраций, отражения авторской позиции. Зачастую наибольшие трудности у выпускников вызывают именно выявление проблемы и написание комментария.

Мой подход заключается в том, чтобы строить урок, ориентируясь на триединую дидактическую цель (образовательную, воспитательную, развивающую), принимая во внимание принципы развивающего обучения (смещая акцент с отношений в системе "учитель-ученик" к «ученик-ученик»), применяя разнообразные педагогические технологии, включая парную и групповую работу, организуя самоконтроль и самооценку учеников. Часто прибегаю к нетрадиционным формам урока, таким как урок-игра, урок-семинар, урок-практикум, что способствует диалогизации учебного процесса, созданию атмосферы сотворчества и стимулированию творческой активности учащихся.

В основе этих занятий лежит принцип сочетания теоретических знаний и практических упражнений, при этом в качестве материала для работы используются литературные произведения. Каждый урок начинается с создания ситуации, направленной на формирование познавательной мотивации и постановку целей, поскольку интерес к учебе является ключевым фактором успешной деятельности.

В современном образовании невозможно обойтись без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые я активно применяю в своей работе. Это включает в себя поиск и адаптацию заданий, связанных с темой, а также распространение учебных материалов. Важной частью моей работы как современного педагога является создание базы данных заданий, ориентированных на нестандартные формы организации творческой деятельности как на уроках, так и во внеурочное время. Моя цель - помочь детям раскрыть свой талант, развить воображение, сформировать любовь к слову и расширить словарный запас. Использование современных информационных ресурсов помогает расширить границы образовательного процесса и повысить профессиональную компетентность.

В заключение хочу подчеркнуть, что при подготовке к ГИА необходимо проводить работу по системе, создавать благоприятные условия для усвоения знаний, умений и навыков, а также охватывать все необходимые аспекты.



Список литературы:

1. Булгакова Е.А. Методическое пособие по подготовке к ГИА по предмету «Русский язык» в формате ГВЭ (Интернет-ресурс, размещение: https://www.1urok.ru/categories/14/articles/42578).

2. Крячкова А.Н. «Использование современных педагогических технологий при подготовке учащихся к ГИА» (Интернет-ресурс, размещение: https://infourok.ru/rabota-s-tekstom-na-urokah-russkogo-yazyka-i-literatury-v-ramkah-podgotovki-uchashihsya-k-oge-iz-opyta-raboty-5279511.html).

3. Лазарева И.А. «Приёмы работы с текстом в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку» (Интернет-ресурс, размещение: https://rosprosvet.ru/material/pub_31775/).

4. Сорокопытова О.Г. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» (Интернет-ресурс, размещение: http://www.edu.ru).

5. Шнайдер О.А. «Алгоритм работы с текстом при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» (Интернет-ресурс, размещение: https://urok.1sept.ru/articles/626413).