СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

« Работа с текстом в рамках подготовки к ОГЭ».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся. 

Обучающиеся смогут вспомнить  основные понятия темы; использовать их в собственной работе.    

Систематизировать, извлекать информацию из представленных источников  и преобразовывать её;

строить рассуждения. Предполагаются разноуровневые задания.

Просмотр содержимого документа
«« Работа с текстом в рамках подготовки к ОГЭ».»

Предмет: русский язык

Класс 8

Тема урока: «Текст как речевое произведение. Работа с текстом в рамках подготовки к ОГЭ».

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

овладеть основными понятиями темы;

использовать их в собственной работе.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

высказывать предположения на основе наблюдений;

формулировать тему урока;

самостоятельно составлять план решения учебной проблемы, искать пути её решения;

соотносить цели и результаты своей деятельности;

определять степень успешности работы.

Познавательные УУД:

умение работать с текстом;

 анализировать, выстраивать последовательность;

систематизировать, извлекать информацию из представленных источников и преобразовывать её;

строить рассуждения;

делать выводы; 

находить ответы на вопросы.

Коммуникативные УУД:

устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные результаты:

стремление к развитию речи.









  1. Мотивация и актуализация знаний.

Организационный момент: приветствие, создание психологически комфортной среды, мотивация на учебную деятельность. Актуализация опорных знаний.

  1. Целеполагание.

Учитель при помощи проблемной ситуации подводит учащихся к осознанию целей и задач.

  1. Исследовательская деятельность школьников, освоение новых знаний и способов действий.

1)Знакомятся с текстом притчи.

Притча Януша Вишневского «Окно».

В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека. Один лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.
— Что там видно в окне? — как-то спросил тот, что лежал у двери.
— О! — оживился первый. — Я вижу небо, облака, напоминающие зверюшек, озеро и лес вдалеке.

Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном. Он видел лодку, рыбаков с огромным уловом, детей, играющих на берегу, юных любовников, держащихся за руки и не сводящих друг с друга сияющих глаз.

В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба. «Это несправедливо, — думал он. — За какие такие заслуги его уложили у окна, а не меня, и я могу лицезреть только дверь с облупившейся краской, в то время как он любуется видом из окна?»

Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться. Он пытался дотянуться до кнопки вызова медсестры, но у него не было сил, потому что он содрогался от кашля. Сосед наблюдал за происходящим. Ему ничего не стоило нажать на свою кнопку, но он этого не сделал.

Через некоторое время первый затих и вытянулся на своей постели.
Когда его унесли, сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну. Медсестра выполнила просьбу больного, перестелила его постель, помогла ему перелечь на противоположную кровать и, убедившись, что больному удобно, направилась к двери. Вдруг её остановил удивлённый возглас больного:
— Как же так! Это окно выходит на глухую серую стену! Но тот, кто умер, рассказывал мне, что видел лес, озеро, облака, людей… Как же он мог всё это видеть из этого окна?
Медсестра печально улыбнулась:
— Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым.



2)Выбирают из предложенных утверждений те, которые не соответствуют содержанию притчи.

Задание. Какие утверждения не соответствуют содержанию притчи? Запишите номера этих утверждений.

1)Один больной лежал у окна, а кровать другого располагалась у двери.

2)Первый больной видел за окном облака, озеро и лес

3)Когда лежащий у окна больной стал задыхаться, его сосед нажал кнопку вызова медсестры.

4)Второй больной попросил, чтобы его переложили к окну

5) Из окна открывался красивый вид на озеро, облака, людей



3)Восстанавливают нумерацию пунктов цитатного плана.

Задание. Перед вами цитатный план данного произведения. Нумерация пунктов плана не соответствует последовательности сюжета. Восстановите нумерацию пунктов плана, записав цифры в нужном порядке.

Цитатный план

1)« В то время как он наблюдал все эти удивительные события за окном, его соседа мучила глухая злоба».

2)« Каждый день лежащий у окна рассказывал своему соседу о том, что происходит за окном»

3)« В больнице в одной палате лежали два тяжелобольных человека»

4)« Однажды, лежащий у окна сильно закашлялся и стал задыхаться »

5)«... сосед попросил медсестру, чтобы его переложили к окну »

6)« Он вообще не мог ничего видеть; ваш покойный сосед был слепым»



4) Заполняют лакуны в тексте, чтобы ответить на вопрос, является ли притча текстом.

Задание. Заполните лакуны.

Основные признаки текста

Когда мы разговариваем с другом, отвечаем на уро­ке или пишем сочинение, то употребляем не отдельные предложения, а целые ____. Мы связываем предложе­ния темой и основной мыслью в единое целое, или в текст.

Предложения, составляющие текст, расположены в определённой __________, связаны между собой по __________ и __________. Текст может быть представлен в ______ или__________форме. Непроизнесённого, ненаписанного, нена­печатанного текста быть не может.

Каждый текст, даже самый небольшой, имеет чёткие границы: начало и конец.

Заголовок, если он есть в тексте, отражает обычно _____текста или его _________мысль.

___________текста — то, о чём написан текст. Основная _________текста — то, что хотел сказать нам автор текста, ради чего этот текст написан.

Текст обязательно даёт информацию (от лат. informatio — представление, понятие о чём-либо) о чём-то или о ком-то.

Все части текста определённым образом упорядочены, организованы, разделены на_______. Каждый абзац на­чинается с красной строки.

  1. Практическая работа.

Учитель организует самостоятельную деятельность через групповую форму работы.

Продумывают критерии оценивания. Например:

Оценочный лист работы в группе


ФИ


Предлагал ответы и стимулировал других на работу.

Комментировал и дополнял информацию при обсуждении.

Отвлекался и мешал.

Выступил перед классом.

1






2






3






4






5









Выполняют задания по группам:

1группа «Психологи» составляют памятку советов

1) «Как сохранять оптимизм в нелёгких жизненных условиях»,

2) «Как противостоять зависти».

2 группа «Аналитики» составляют вопросы, чтобы анализ произведения стал всесторонним и глубоким

1)Составить «Тонкие и толстые вопросы»;

2)«Вопросы по таксоно-мии Блума (Ромашка Блума)».

Подсказки ( для «Аналитиков»)

Тонкие вопросы требуют однозначных ответов, толстые - неоднозначных, развернутых ответов.

       Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  Кто...?

  Что...?

  Когда...?

  Как звать...?

  Было ли...?

Какой?

Дайте объяснение, почему...?

Объясните, почему...?

Почему, вы думаете...?

В чём различие ...?

Предположите, что будет, если ...?

Согласны ли вы ...?

Верно ли ...?

«Ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  • Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Как звали главного героя? Куда впадает Волга?

  • Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что... Если я правильно понял, то...

  • Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.

  • Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы у человека было 4 руки? Как, вы думаете, сложилась бы судьба героя, если бы он остался жив?

  • Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше? Правильно ли поступил ...?

  • Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте героя? Где может пригодиться знание интегралов?



3 группа

«Литературоведы»

1. Эссе

А) «Жестокие поступки ценою в жизнь»

Проблемные вопросы: Почему больной у двери не нажал на кнопку вызова медперсонала? Зачем он усердно закрывал глаза? Чем можно объяснить жестокость поступка героя? Почему человек порой совершает безнравственные поступки, о которых впоследствии вспоминает с большим стыдом и ужасом? Какие трагические последствия могут они иметь?

Б) «Как не потерять себя и остаться Человеком?»

Проблемные вопросы: Можно ли итог текста считать началом раскаяния героя? Способен ли он осознать свою чудовищную ошибку, на ваш взгляд? Обоснуйте своё мнение.

Что означает понятие «запоздалое раскаяние»? Как не растерять себя в этом далеко не идеальном мире, остаться честным и порядочным человеком, не стыдиться себя?


В) «Оптимисты в нашей жизни»

Проблемные вопросы: В какие периоды жизни нам хочется видеть рядом человека-оптимиста? Почему? Какие люди способны оказать подобную моральную поддержку?

В чем причины людского равнодушия и невнимания к окружающим сегодня?


  • Эти вопросы выведут на рассуждение, сориентируют в раскрытии темы эссе.





  1. Систематизация знаний

Группы отчитываются, подводятся результаты проделанной работы.

  1. Объяснение ДЗ.

Написать «Ролевое письмо». От лица оставшегося больного напишите письмо ушедшему соседу по палате.



  1. Рефлексия

Ответьте на следующие вопросы и оцените урок:

  • я понял, что…

  • я почувствовал, что…

  • я приобрел…

  • я научился…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

  • я погружаюсь…

  • меня переполняют такие чувства, как…