СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка на тему "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся".

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся»



Работа с текстом

как средство формирования

коммуникативной компетенции обучающихся


Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота;

обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити.

Не отягощайте детей мертвым грузом фактов;

обучите их приемам и способам, которые помогут их постигать.

Не учите их, что польза главное. Главное – воспитание в человеке человеческого

Антуан де Сент-Экзюпери


Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. На современном этапе целью школьного обучения является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе».

Решению этой задачи способствует формирование у обучающихся универсальных учебных действий, то есть, развитие ключевых компетенций. Причём одной из ведущих, на мой взгляд, является коммуникативная компетенция.

Все знания о мире, и школьные предметы в том числе, постигаются через язык, посредством языка. Язык – не только главное средство общения, но и основной инструмент формирования национального самосознания. Обучение русскому языку, традиционно ограниченное изучением правил орфографии и пунктуации, должно быть дополнено обучением навыкам речевого поведения.

Владение языком означает ориентацию на развитие языковой личности. Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.

По поводу необходимости обучать школьников владению языком выдающийся лингвист и методист ХХ века В. И. Чернышев писал: «Люди, которые плохо владеют речью, имеют некоторое право упрекнуть свое учебное заведение за то, что оно не научило их пользоваться тем оружием, которое оказывается более всего нужным».

Ключевой единицей курса русского языка в общеобразовательной школе становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несет в себе и важную воспитательную функцию. 

Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче государственной аттестации, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка. 

Реализуя поставленную цель - формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом, - необходимо поставить перед собой следующие задачи: 

1) внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учеников; 

2) подбор тематического текстового материала, разработка способов 
практической работы с текстом, направленной на развитие навыков 
анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых 
единиц; 
3) вовлечение во внеклассную работу ребят с целью развития их 
творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом 
отношении детей;

Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.  Результативными, на мой взгляд, в этой работе являются следующие формы и методы работы с текстом: 
• комплексная работа с текстом; 

• лингвостилистический анализ текста;  

• сочинение-рассуждение; 

• редактирование текста; 

• различные виды диктантов; 

• интеллектуально-лингвистические упражнения;

• работа с текстами-миниатюрами;  

• коммуникативные и игровые ситуации.

Используя текст на уроках русского языка, мы обеспечиваем решение таких важных и актуальных проблем школьного образования, как приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного языка, воспитание бережного и вдумчивого отношения к слову. Безусловно, кропотливая, системная работа с текстом на уроках должна, проводиться с опорой на произведения русской классической литературы, труды выдающихся отечественных лингвистов и языковедов. Обращение к «безукоризненным образцам» — одно из средств создания развивающей личность речевой среды, результативное средство, позволяющее сформировать у учащихся приемы построения текстов.

Работа с текстом занимает особое место в развитии речи учащихся. В своей деятельности я использую большое количество разнообразных форм её организации, например, такие, как:

  • синтаксическая пятиминутка;

  • «включи воображение»;

  • «напиши подобно»;

  • через дополнительное задание к диктанту;

  • составление таблицы;

  • пересказ текста;

  • лингвистический анализ текста;

  • комплексный анализ текста;

  • создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста.

Работа по формированию коммуникативной компетенции учащихся ведется мною на протяжении многих лет. Уже с 5 класса ученики учатся читать и пересказывать лингвистические тексты, составляют таблицы, пишут сжатые и подробные изложения и сочинения.

Подробнее хотелось бы рассказать о комплексном анализе текста.

Комплексный анализ текста создает представление о языке как о целостной функциональной единице. Учащиеся, работая над анализом текста, выполняют не репродуктивную, а исследовательскую работу, которая требует от них не только теоретических знаний, но и хорошо развитого языкового чутья. Комплексный анализ текста может проводиться как в устной, так и в письменной форме, но следует учитывать, что три содержательные линии заданий к тексту должны оставаться: это знание системы языка, правописания и речевой деятельности.

Выбирая текст комплексного анализа, необходимо учитывать возрастные особенности учащихся. Соответственно возрасту составляется текст и подбираются задания к нему, в 5-6 классах в основном для анализа пользуюсь текстами художественного стиля, в 7-8 классах – это и публицистический, и научный стили речи. По мере изучения материала составляются тексты различного уровня сложности.

Следуя своим убеждениям, тексты стараюсь подбирать интересные с точки зрения орфографии, содержащие различные синтаксические конструкции. Они представляют собой фрагменты из произведений А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, И. А. Бунина, М. М. Пришвина, Д.С. Лихачева и других признанных мастеров слова. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: тексты о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии, о любви к родному языку, литературе, о роль книги в жизни человека и т. п.

Анализ любого текста начинаю с вопросов: « Что вы почувствовали? Зачем автор это написал?» Работа с текстом любого типа речи начинается с его выразительного чтения, затем проводится словарная работа, определяется тема ,идея, его тип и стиль, выразительные средства речи и их роль. Работая с текстами-миниатюрами, сравнивая два текста, ученики через восприятие и понятие текста идут к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития внимания, мышления учащихся.

Так прекрасным материалом для работы с текстом в 6 классе является отрывок из рассказа В. Бианки о белке, где учащимся приходится конструировать текст, исправлять допущенные ошибки, работать с понятиями нормы речи, самостоятельно редактировать текст, соблюдая их. Такая работа вызывает неподдельный интерес и помогает реализации поставленных коммуникативных задач.

В старших же классах важно проводить многоаспектный анализ текста: композиционно-содержательный (определение темы, главной мысли текста, выделение микротем и т. д.); стилистический (обоснование принадлежности текста к определенному стилю речи, выделение характерных для стиля языковых средств и стилистических приемов); типологический (выделение в тексте ведущего типа речи, указание на сочетание в тексте различных типовых фрагментов); лингвистический анализ отдельных элементов текста (фонетический, орфоэпический, словообразовательный, лексический, морфологический разбор указанных слов, синтаксический анализ словосочетаний и предложений); анализ правописания отдельных слов и пунктуации предложений (орфографический и пунктуационный разбор).

Большое количество неадаптированных текстов для работы можно подобрать из произведений русской классической литературы

На обычных же уроках русского языка при изучении фонетики, лексики, морфологии, синтаксиса, на уроках повторения, при обобщении и систематизации изученного материала можно испольовать частичный языковой разбор текста, связывая эту работу с усвоением норм правописания, с проведением разных видов разбора слов, предложений.

Работая над формированием коммуникативной компетенции учащихся, развивая их орфографическую зоркость, воспитывая в них культуру речи, необходимо помнить о том, что, как писал Д.С. Лихачев, нужно научить своих учеников быть филологами, «то есть «любителями слова», ибо слово стоит в начале культуры и завершает её, выражает её».