СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с текстом (Определение темы, стиля текста, типа речи).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный текст  можно использовать для подготовки  восьмиклассников к РЭ.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом (Определение темы, стиля текста, типа речи).»

Работа с текстом

(Определение темы, стиля текста, типа речи)

Чтение главы из книги Д.С.Лихачёва «Письма о добром и прекрасном» - «Молодость - вся жизнь». После прослушивания проводится комплексная работа с текстом (раздаточный материал на партах)

МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя «взрослая жизнь» будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди. От настоящего не останется ничего… А на самом деле оказалось все иначе. Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно: многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья – старые. Подлинные друзья приобретаются в молодости. Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только ее подруги по гимназии. У отца друзья были его сокурсники по институту. И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. В радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. Неразделенная радость – не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат – опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Цените все хорошее, что приобрели в молодые годы, не растрачивайте богатств молодости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде – тоже. Привык к работе – и работа вечно будет доставлять радость. А как это важно для человеческого счастья! Нет несчастнее человека ленивого, вечно избегающего труда, усилий…

Как в молодости, так и в старости. Хорошие навыки молодости облегчат глубокой старости И еще. Есть русская пословица: «Береги честь смолоду». В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные не давать спать!

Всем:

- Определите тему, стиль текста, тип речи текста. Докажите. (Стиль – публицистический, тип речи – рассуждение-размышление; цель -привлечь внимание, воздействовать на читателя и слушателя, дать мудрый совет молодёжи).

-Что вам известно об авторе этого текста - Д.С.Лихачёве?

Работа по группам.

Задания первой группе:

- Какие лексические особенности текста вы бы отметили? (использование лексики, обозначающей понятия морали, этики, переживания человека; использование отвлечённых существительных: дружба, жизнь, труд, молодость, богатство, открытость; речевые повторы- пора несчастий, пора утрат, неразделенная радость – не радость.)

Задания второй группе:

-Присутствуют ли средства эмоциональной выразительности? (Эпитеты: глубокой старости, подлинные друзья; метафоры: навыки молодости, богатств молодости, сердцевина счастья, гармония личности, молодость проходит, недостатки жизни, до глубины души; использование фразеологизмы - и в горе и в радости, унесла смерть; используется поговорка- «Береги честь смолоду»).

Задания третьей группе:

-Найдите синтаксические приметы публицистического текста.

(Инверсия: человека ленивого; использование побудительных предложений, предложений с однородными членами, неполных предложений, восклицательного предложения; экспрессивный повтор отдельных слов: в радости ведь тоже нужна помощь: помощь, чтобы ощутить счастье до глубины души, ощутить и поделиться им. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения. Сущ. в род. п. в роли несогласованных определений: внимание читателя, пора несчастий, друзья молодости).

Заслушать выступления групп. Выводы.