СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с трудными детьми

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В помощь классному руководителю.

Просмотр содержимого документа
«Работа с трудными детьми»

Работа с трудными детьми

Работа с трудными детьми

Вот он сидит перед нами, взгляните  Сжался пружиной, отчаялся он.  С миром оборваны тонкие нити  Словно стена без дверей и окон.  Вот они, главные истины эти:  Поздно заметили...  Поздно учли..  Нет!!! Не рождаются трудными дети!  Просто им вовремя не помогли.  С.Давидович

Вот он сидит перед нами, взгляните Сжался пружиной, отчаялся он. С миром оборваны тонкие нити Словно стена без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли.. Нет!!! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли. С.Давидович

Трудный ребёнок – это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.

Трудный ребёнок

  • это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Это проблемы: в обучении; во взаимоотношении со сверстниками; во взаимоотношении с родителями; рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости; комплексные проблемы.

Это проблемы:

  • в обучении;
  • во взаимоотношении со сверстниками;
  • во взаимоотношении с родителями;
  • рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости;
  • комплексные проблемы.
Их проявлением может быть: нарушение поведения  (от замкнутости до агрессии); эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.); пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины; нарушение общепринятых норм поведения  (совершение противоправных действий).

Их проявлением может быть:

  • нарушение поведения

(от замкнутости до агрессии);

  • эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.);
  • пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины;
  • нарушение общепринятых норм поведения

(совершение противоправных действий).

 Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в

Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя:

  • посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами);
  • внеклассную деятельность в школе;
  • экскурсии;
  • посещение выставок, музеев, театров и т. д.;
  • туристические походы;
  • участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
Алгоритм работы классного руководителя: - выявление детей группы риска; - диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей; - составление определенной программы профилактики или коррекции; - воплощение программы в жизнь; - подведение итогов, коррекция полученных результатов.

Алгоритм работы классного руководителя:

- выявление детей группы риска;

- диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;

- составление определенной программы профилактики или коррекции;

- воплощение программы в жизнь;

- подведение итогов, коррекция полученных результатов.

Этапы деятельности классного руководителя  с «детьми группы риска» 1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива 2 этап - Выявление учащихся группы риска 3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем 4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»  5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий 6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов

Этапы деятельности классного руководителя

с «детьми группы риска»

1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива

2 этап - Выявление учащихся группы риска

3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем

4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»

5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий

6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов

1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива : - личные дела учащихся; - результаты медицинского обследования; - психолого-педагогические характеристики; - результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий; - результаты диагностирования педагога-психолога; - жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы; - в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).

1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива :

- личные дела учащихся;

- результаты медицинского обследования;

- психолого-педагогические характеристики;

- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;

- результаты диагностирования педагога-психолога;

- жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы;

- в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).

2 этап - Выявление учащихся группы риска - составляет карту класса по выявлению детей группы риска; - выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией; - составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.

2 этап - Выявление учащихся группы риска

- составляет карту класса по выявлению детей группы риска;

- выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;

- составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.

3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем - выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем

- выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.

4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска» - классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).

4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»

- классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления: - перевод социальной ситуации в педагогическую; - воспитание нравственно-правовой убежденности; формирование адекватной самооценки; развитие эмоциональной сферы личности; - включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности; - организация педагогического влияния на мнения окружающих; - предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.); - обеспечение благоприятного социально-психологического климата; - способствование заполнению пробелов в знаниях.

В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:

- перевод социальной ситуации в педагогическую;

- воспитание нравственно-правовой убежденности;

  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие эмоциональной сферы личности;

- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;

- организация педагогического влияния на мнения окружающих;

- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);

- обеспечение благоприятного социально-психологического климата;

- способствование заполнению пробелов в знаниях.

Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя:  -взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности; -организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.); -помощь в преодолении учебных затруднений; -помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении; -сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);  -организацию и предоставление бесплатного питания в школе;                                           -обращение в районные городские социальные службы для предоставления  различных видов материальной и социальной помощи.

Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя:

-взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности;

-организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);

-помощь в преодолении учебных затруднений;

-помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;

-сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование); 

-организацию и предоставление бесплатного питания в школе;                                          

-обращение в районные городские социальные службы для предоставления  различных видов материальной и социальной помощи.

 Каждый  классный руководитель  должен:   - составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.; - вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.  Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет. Решение об этом принимает Совет профилактики школы.

Каждый классный руководитель должен:

  • - составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
  • - вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.

  • Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет.
  • Решение об этом принимает Совет профилактики школы.
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий - классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с обучающимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени.

5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий

- классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с обучающимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени.

6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов - классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям: - участие учащегося в общественной жизни класса; - приемлемые (позитивные) качества личности;  - взаимоотношения со сверстниками;  - досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);  - каково влияние семьи; - имеют ли место конфликты в классе и их причины; - эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).

6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов

- классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям:

- участие учащегося в общественной жизни класса;

- приемлемые (позитивные) качества личности;

- взаимоотношения со сверстниками;

- досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);

- каково влияние семьи;

- имеют ли место конфликты в классе и их причины;

- эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).

Правила для классного руководителя Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика.  2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.  3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» - важное средство психопрофилактики. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Правила для классного руководителя

  • Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика.

2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» - важное средство психопрофилактики. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:    - нарушение Устава школы; - систематическое невыполнение домашнего задания; - отказ от работы на уроке; - нарушение дисциплины на уроке; - прогулы учебных занятий; - драки, грубость, сквернословие; - курение; - употребление спиртных напитков; - совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции; - совершение преступления; - систематическая порча государственного и личного имущества; - издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися; - единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека; - совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.

Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:

  • - нарушение Устава школы;
  • - систематическое невыполнение домашнего задания;
  • - отказ от работы на уроке;
  • - нарушение дисциплины на уроке;
  • - прогулы учебных занятий;
  • - драки, грубость, сквернословие;
  • - курение;
  • - употребление спиртных напитков;
  • - совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
  • - совершение преступления;
  • - систематическая порча государственного и личного имущества;
  • - издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
  • - единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
  • - совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
3. Постановка на учет возможна:   по заявлению классного руководителя; по заявлению администрации школы; в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность; в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.

3. Постановка на учет возможна:

  • по заявлению классного руководителя;
  • по заявлению администрации школы;
  • в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
  • в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.
4. Предоставление документов для постановки на учет   Заявление классного руководителя Характеристика на учащегося Акт посещения на дому Информация о профилактической работе с несовершеннолетним Выписка оценок за текущую четверть Заявление классного руководителя Характеристика на учащегося Акт посещения на дому Информация о профилактической работе с несовершеннолетним Выписка оценок за текущую четверть

4. Предоставление документов для постановки на учет

  • Заявление классного руководителя Характеристика на учащегося Акт посещения на дому Информация о профилактической работе с несовершеннолетним Выписка оценок за текущую четверть
  • Заявление классного руководителя
  • Характеристика на учащегося
  • Акт посещения на дому
  • Информация о профилактической работе с несовершеннолетним
  • Выписка оценок за текущую четверть
Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании. Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним. Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий. На учащегося заводится учетная карточка.
  • Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании.
  • Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.
  • Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий.
  • На учащегося заводится учетная карточка.
5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений   Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей. Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района. Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения. Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в КДНиЗП.

5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений

  • Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей.
  • Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района.
  • Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения.
  • Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в КДНиЗП.
6. Снятие учащегося с ВШУ Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить: Заявление классного руководителя Характеристику на несовершеннолетнего Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата Выписку оценок из классного журнала

6. Снятие учащегося с ВШУ

  • Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить:
  • Заявление классного руководителя
  • Характеристику на несовершеннолетнего
  • Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата
  • Выписку оценок из классного журнала
Общие правила  для классного руководителя Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.  Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.  Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 

Общие правила для классного руководителя

  • Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе. 
  • Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности. 
  • Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей. 
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!