Работа с трудными детьми
Вот он сидит перед нами, взгляните Сжался пружиной, отчаялся он. С миром оборваны тонкие нити Словно стена без дверей и окон. Вот они, главные истины эти: Поздно заметили... Поздно учли.. Нет!!! Не рождаются трудными дети! Просто им вовремя не помогли. С.Давидович
Трудный ребёнок
- – это обучающийся, у которого в течение длительного времени (более 3 месяцев) наблюдается одна или несколько проблем в социально-эмоциональной, учебной, мотивационно-волевой сферах.
Это проблемы:
- в обучении;
- во взаимоотношении со сверстниками;
- во взаимоотношении с родителями;
- рисковое поведение, в том числе различного рода зависимости;
- комплексные проблемы.
Их проявлением может быть:
(от замкнутости до агрессии);
- эмоциональное неблагополучие (плаксивость, вспышки гнева и т. д.);
- пропуск уроков и учебных дней без уважительной причины;
- нарушение общепринятых норм поведения
(совершение противоправных действий).
Важное условие предупреждения возникновения у подростка серьезных социально-эмоциональных проблем и попадания его в "группу риска" – правильно организованная досуговая деятельность, которая может включать в себя:
- посещение кружков и секций (как в школе, так и за ее пределами);
- внеклассную деятельность в школе;
- экскурсии;
- посещение выставок, музеев, театров и т. д.;
- туристические походы;
- участие в работе детских и подростковых общественных организаций и др.
Алгоритм работы классного руководителя:
- выявление детей группы риска;
- диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
- составление определенной программы профилактики или коррекции;
- воплощение программы в жизнь;
- подведение итогов, коррекция полученных результатов.
Этапы деятельности классного руководителя
с «детьми группы риска»
1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива
2 этап - Выявление учащихся группы риска
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем
4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий
6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов
1 этап - Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива :
- личные дела учащихся;
- результаты медицинского обследования;
- психолого-педагогические характеристики;
- результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
- результаты диагностирования педагога-психолога;
- жизнедеятельность учащихся в ДОУ, вне школы;
- в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным руководителем).
2 этап - Выявление учащихся группы риска
- составляет карту класса по выявлению детей группы риска;
- выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
- составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем
- выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
4 этап - Составление программы профилактической работы с детьми «Группы риска»
- классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со специалистами школы: психологом, социальным педагогом, медицинским работником, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного воздействия).
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:
- перевод социальной ситуации в педагогическую;
- воспитание нравственно-правовой убежденности;
- формирование адекватной самооценки;
- развитие эмоциональной сферы личности;
- включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в избранном ребенком виде деятельности;
- организация педагогического влияния на мнения окружающих;
- предупреждение невротических расстройств и патологических влечений (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
- обеспечение благоприятного социально-психологического климата;
- способствование заполнению пробелов в знаниях.
Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может включать в себя:
-взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально-эмоциональной компетентности;
-организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка, секции и т.д.);
-помощь в преодолении учебных затруднений;
-помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении;
-сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
-организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
-обращение в районные городские социальные службы для предоставления различных видов материальной и социальной помощи.
Каждый классный руководитель должен:
- - составить план работы по профилактике безнадзорности и правонарушений, в который должны быть обязательно включены: индивидуальные и групповые профилактические беседы, игры, родительские собрания, посещения на дому, педагогические диагностики и т.д.;
- - вести дневник классного руководителя, где на каждого ребенка выделена отдельная страница, на которой фиксируется вся работа, проводимая с ребенком и его родителями.
- Если данная работа не приносит положительного результата, то встает вопрос о постановке ученика на внутришкольный профилактический учет.
- Решение об этом принимает Совет профилактики школы.
5 этап - Реализация плана профилактических мероприятий
- классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий плана профилактической деятельности с обучающимися «группы риска», подводит итоги за определенный период времени.
6 этап - Подведение итогов, коррекция полученных результатов
- классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации) данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям:
- участие учащегося в общественной жизни класса;
- приемлемые (позитивные) качества личности;
- взаимоотношения со сверстниками;
- досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
- каково влияние семьи;
- имеют ли место конфликты в классе и их причины;
- эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).
Правила для классного руководителя
- Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика.
2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» - важное средство психопрофилактики. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Причинами постановки на внутришкольный профилактический учет могут быть:
- - нарушение Устава школы;
- - систематическое невыполнение домашнего задания;
- - отказ от работы на уроке;
- - нарушение дисциплины на уроке;
- - прогулы учебных занятий;
- - драки, грубость, сквернословие;
- - курение;
- - употребление спиртных напитков;
- - совершение правонарушений с доставкой несовершеннолетнего в органы милиции;
- - совершение преступления;
- - систематическая порча государственного и личного имущества;
- - издевательство над учащимися другой национальности, вероисповедания, цвета кожи, над маленькими или более слабыми учащимися;
- - единичные случаи нарушения общественного порядка в школе, в результате которого возникла угроза жизни другого человека;
- - совершение несовершеннолетними правонарушения, за которое установлена административная ответственность.
3. Постановка на учет возможна:
- по заявлению классного руководителя;
- по заявлению администрации школы;
- в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена административная ответственность;
- в результате совершения несовершеннолетними деяния, за которое установлена уголовная ответственность.
4. Предоставление документов для постановки на учет
- Заявление классного руководителя Характеристика на учащегося Акт посещения на дому Информация о профилактической работе с несовершеннолетним Выписка оценок за текущую четверть
- Заявление классного руководителя
- Характеристика на учащегося
- Акт посещения на дому
- Информация о профилактической работе с несовершеннолетним
- Выписка оценок за текущую четверть
- Родителям отправляется уведомление о приглашении их на заседание Совета профилактики. Если родители не явились, то вопрос все равно рассматривается на заседании.
- Школьный Совет профилактики разрабатывает план профилактической работы с данным несовершеннолетним.
- Если несовершеннолетний ставится на учет по неуспеваемости, то для него может быть разработано индивидуальное расписание дополнительных занятий.
- На учащегося заводится учетная карточка.
5. Результаты работы Совета профилактики безнадзорности и правонарушений
- Обо всех результатах контроля классный руководитель ставит в известность родителей.
- Если в результате профилактической работы с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи, председатель Совета профилактики обращается с запросом о психологической помощи в психологическую службу школы или района.
- Если пишется заключение, что несовершеннолетнему необходимо всестороннее обследование, родителям предлагается обратиться в школьный консилиум с целью создания индивидуального маршрута психолого-медико-педагогического сопровождения.
- Если родители отказываются письменно от помощи, предлагаемой школой, то школьный Совет выносит решение об обращении с ходатайством в КДНиЗП.
6. Снятие учащегося с ВШУ
- Для того, чтобы снять с учета в результате положительной работы необходимо в школьный Совет предоставить:
- Заявление классного руководителя
- Характеристику на несовершеннолетнего
- Информацию о проделанной профилактической работе с указанием достигнутого результата
- Выписку оценок из классного журнала
Общие правила для классного руководителя
- Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть тщательно проверена в диагностической работе.
- Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от клинико-психологической терминологии и использовать лишь обыденно – житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
- Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.
Спасибо за внимание!