Управление культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта Администрации Обоянского района Курской области
Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования
«ОБОЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»______
306230 Курская обл., г.Обоянь, ул.Ленина , 27 тел: ( 471-41) 2-16-50, факс: 2-24-37
Методическая разработка на тему:
«Занятия на гитаре на начальном этапе и работа с учениками над произведениями»
преподавателя Башкатова Г.М.
г. Обоянь
2018 г.
Введение
Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей. Музыка – важное средство формирования личных качеств человека его духовного мира. Приобщение к культурному музыкальному наследию способствует усвоению ценного культурного опыта поколений. Исполнительство на музыкальных инструментах развивает умственные способности, как-то: музыкальная память, логическое, пространственное мышление, способность к сравнению, сопоставлению, анализу, обобщению. Музыкальное искусство развивает воображение, мышление, эстетические чувства. Исполнительская практика способствует развитию чувства артистизма, веры в себя.
Признание и известность в нашей стране и далеко за ее пределами получило исполнительское мастерство современных гитаристов, много лет подряд завоевывавших почетные места на международных конкурсах и успешно гастролирующих в настоящее время по всему миру. Это М. Илларионов, А. Дервоед, Ю. Нугманов, А. Бардина и многие другие.
Однако, несмотря на это, сегодня мы, к сожалению, еще не можем сказать, что подготовка молодых музыкантов в широкой массе, во всех звеньях находится уже на достаточном художественном, исполнительском и организационном уровне.
На начальном этапе обучения следует уделять внимание работе над каждым приемом игры ровно столько времени, сколько нужно для того, чтобы он был освоен как следует. Не нужно переходить к более сложным произведениям, пока в совершенстве не усвоены простые. Это влечет за собой трудности в разучивании, технические сложности, некачественное и недостаточное музыкальное исполнение. Каждый ученик должен играть такие произведения, которые соответствуют его уровню сложности, его техническим и музыкальным возможностям. При этом основная задача в подборе программы ложится на педагога. От него зависит, в каком порядке по уровню сложности будут разучиваться те или иные произведения. Но пьеса обязательно должна нравиться ученик. Иначе трудно будет добиться от него продуктивных занятий. Для каждого учащегося. В зависимости от его возможностей, должен быть разработан свой индивидуальный план. Только тогда можно добиться хорошего с точки зрения техники музыкальности исполнения. Также важнейшим условием исполнения на гитаре является сила звучания инструмента – т. е. динамика. Динамика в свою очередь зависит от силы защипывания струн пальцами правой руки. Гитара по силе звучания не может соперничать, например, с фортепиано или оркестром, но в своих звуковых пределах она может достаточно ясно передавать любую динамику музыкального произведения. При этом следует учитывать качество изготовления инструмента и его индивидуальную особенность громкости звучания. На слабозвучной гитаре, чтобы избежать форсированного, дребезжащего звучания на форте, силу звукоизвлечения следует несколько умерить. Само собой разумеется, что наиболее сильное звучание гитары достигается более плотным захватом струны и резким оттягиванием ее кончиком пальца, слабое звучание образуется от легкого и более мягкого движения кончика пальца правой руки. Начальный этап обучения является основополагающим, потому что в последствии, при работе над произведениями педагог опирается на те навыки, которые были привиты в первом классе. Единственно, в старших классах больше внимания следует уделять раскрытию художественного образа произведения. Полноценное художественное раскрытие образного содержания музыкального произведения является центральной проблемой исполнительского искусства. Необходимо избегать бездумного исполнения «голого» нотного текста, добиваться осмысления выразительных средств музыки, использованных композитором. Особое внимание следует уделять концертным выступлениям учеников. Эта проблема является очень важной в настоящее время в детскихшколах искусств. Зачастую ребята, в классе вполне справляющееся с исполнением произведения, на экзамене или на концерте нередко ошибаются,не всегда способны раскрыть образ произведения. Есть два рода волнения. Актеры именуют их «волнение в образе» и «волнение вне образа». Первое – это такое состояние, когда исполнитель взволнован чувствами и мыслями того, кого он играет, когда он волнуется, оттого что ему нужно сыграть правильно и без ошибок. Волнение вне образа имеет место тогда, когда исполнитель волнуется за себя, за то впечатление, какое он произведет на зрителей или слушателей. Причина этого кроется в существенном волнении. Нами уже на протяжении нескольких лет используется приемы и методы помогающее в его преодолении: как можно больше выступать в школах, детских садах, и друг перед другом, во время проигрывании пьесы в классе представить, будто играешь в зале перед публикой, выступать как можно чаще перед родственниками. Но самое главное, когда все в музыкальном произведении выучено до мельчайших тонкостей: оттенки, динамика, ритм, пассажи, исполнитель сосредоточен, тогда он чувствует свободу и уверенность в своем выступлении. Одной из наиболее полезных форм концертной деятельности является провидение родительских собраний. Они проходят в дружественной и непринужденной обстановке, способствуют лучшей осведомленности родителей об учебе, развивают дух соревнования. Потому что когда ребенок слышит, как другие играют лучше его, это побуждает научиться играть еще лучше. После провидения таких собраний влияние родителей на учебный процесс становится более заметным. Преподавание гитары по методике, изложенной выше, ведется в детской школе искусств г. Обояни. За это время на экзаменах учащиеся показывали отличные и хорошие результаты. Абсолютное большинство учеников вовремя сдают академические концерты и технические зачеты, многие участвуют в школьных концертах, конкурсах, отчетных концертах школы. Вначале хотелось бы охарактеризовать детей с хорошими музыкальными данными. Григорян Вова, 15 лет, 3-ый класс. Занимается на гитаре с 12 лет – с наиболее подходящего для занятий на гитаре возраста. Обладает от природы очень хорошими музыкальными способностями: отличная память, слух, чувство ритма. На плодотворности занятий, на гитаре сказалось трудолюбие и любовь к инструменту. Уже в течение первого класса им было выучено достаточное количество произведений разных жанров. При работе над этими произведениями практически не было никаких сложностей в техническом отношении. Что касается музыкальности, то Вова лучше начал справляться с интерпретацией произведений в 1 и во 2 классах. Для развития музыкальности в работе с Вовой использовались произведения самого различного характера. Например, «Киевский вальс». Эта лирическая пьеса, отличающаяся очень яркой выразительностью, способствует развитию навыка голосоведения, правильного использования динамических оттенков. В пьесе также используется прием скрытого многоголосия. Для лучшего раскрытия образа мы использовали прием игры мелодии без сопровождающего его аккомпанемента, игра в унисон с преподавателем. П. Роч «Хабанера» - яркая латиноамериканская пьеса, отличающаяся занимательным характером. Некоторую сложность может представлять ее ритмический рисунок – движение мелодии проходит триолями. Для лучшего осознания учеником этого ритмического рисунка, мы использовали следующие приемы: проигрывание мелодии с преподавателем, похлопывание ее в наложении на ровные доли. Некоторую сложность при проигрывании могут представлять терции из второй части – при этом особое внимание ученика заостряется на синхронном движении пальцев, играющий терцию. Также внимание ученика следует обратить на воплощение контраста между частями: 1 часть – в миноре, 2 часть – в мажор – светлый и жизнерадостный танец. Также одним из наиболее необходимых качеств, необходимых для плодотворных занятий, является умение работать над пьесами самостоятельно. Этим качеством Вова обладает в достаточной мере, т. к. хорошо читает с листа, ориентируется на грифе, умеет увидеть трудные места в произведении. Хотелось бы отдельно рассказать о концертных выступлениях мальчика. По темпераменту он флегматик, и на концертах волнуется мало, и это благотворно сказывается на умении держаться на сцене. Выступления Григоряна Вовы являются образцом яркого воплощения образов произведений. Кристалов Виталий, 13 лет, 4-ый класс. Ученик с достаточно неплохими музыкальными данными. Во 2-ом классе имел уже достаточный багаж пьес. Но существовали небольшие проблемы со звукоизвлечением и постановкой левой руки. Виталий играл жестким звуком, и левая рука оставалась скованной. Но благодаря регулярным самостоятельным занятиям и постоянному контролю со стороны ученика и педагога, эти трудности были преодолены уже ко второму году обучения. Иногда проблемой, актуальной в отношении этого ученика до сих пор, является не всегда верное заучивание произведений сразу, что иногда впоследствии создает значительные сложности при работе над пьесой, т. к. переучить ритмические и текстовые неточности бывает гораздо труднее, чем выучить наизусть новую пьесу. В целом этот ученик посвящает занятиям дома достаточно много времени. Ранее Виталий часто терялся на концертных выступлениях, но сейчас, к концу четвертого класса, приобрел опыт в этом плане, и его игра на концертах не выглядит бледнее, чем в классе. Пыхтина Катя, 14 лет, 3-ий класс. Девочка с хорошими данными, редкой трудоспособностью и хорошей музыкальностью. По всем показателям, виден постоянный рост на протяжении всех 3-х лет обучения. Развитие техники и музыкальности развивается достаточно хорошо, благодаря самостоятельным занятиям на гитаре. Выступления Кати отличается ярким воплощением образа песни. В данном случае исполнение «Дороги» А. Новикова. В этом произведении особую сложность представляло проведение мелодии в басовом голосе с аккордовом сопровождением из верхних голосов. Требовалось очень выразительное проведение мелодической линии как подражание вокалу. Для этого мы использовали проигрывание мелодии отдельно с применением артикуляции. Также трудность заключалась в работе над средней мажорной частью, где на сравнительно небольшом отрезке мелодии нужно сделать и ускорение, и замедление с разнообразной динамикой. Со всеми этими задачами и нюансами ученица хорошо справилась, сумев передать слушателям образ произведения. Котенева Снежана, 11 лет, 2-й класс. Начала заниматься на гитаре, проучившись 2 года на домре, соответственно, имела опыт игры на струнном инструменте, что, кстати, не оказало положительного влияния на развитие навыков игры на гитаре. Дело в том, что у домристов в корне отличная от гитары постановка правой и левой руки. С этим справиться довольно непросто и даже трудно, но Снежана от такого дефекта постановки удалось справится. Для устранения данного дефекта, в особенности при работе с домристами, очень полезно упражнение «вертушка». У Снежаны очень хорошие природные данные, замечательная память, слух, чувство ритма, присутствует культура исполнения. Основным при работе с детьми с хорошими музыкальными данными является не овладение произведениями школьной программы, а стремление к большему, развитие техники музыкальности, чувства ритма на более высоком уровне. Необходимо много времени уделять чтению с листа для расширения музыкального кругозора. Не стоит ни в коем случае пренебрегать гаммами и этюдами ради художественных произведений, т. к. упражнения очень много дают развитию техники. Обязательно следует много внимания обращать на концертную деятельность и развитию исполнительских навыков. Также дети со средними музыкальными данными, к ним можно отнести ребят с неплохими способностями, но с недостаточно развитым каким-либо качеством. Калабухова Вероника, 12 лет, 2 класс. К единственному недостатку можно отнести жесткий аппарат – руки. Для устранения следует давать ученицы не очень сложные произведения, особенно на раннем этапе обучения, и добиваться качественного и яркого исполнения. Хотелось отметить, что у ученицы хорошие технические задатки, чувство ритма и высокая способность к самостоятельным занятиям. В целом к концу второго года обучения заметен значительный рост в плане развития музыкальности и исполнительских навыков. Белозеров Денис, 12 лет, 2-й класс. Возможности ученика являются хорошими, и ко второму классу некоторые отставания в музыкальном развитии посредством постепенного повышения уровня сложности исполняемых пьес, дополнительной работы над различными упражнениями. Также участвовал в большом количестве школьных мероприятий, играет в ансамбле. В результате к окончанию второго года обучения Денис добился значительных успехов в качестве звукоизвлечения и умении передавать образ произведения при концертном исполнении. В принципе, уровень его развития на данном этапе обучения позволяет отнести его к учащимся из первой группы. При работе с такими учащимися нужно вовремя разглядеть недостатки, тормозящие их развитие в музыкальном плане, найти их причины, посвятить нужное время их устранению, подобрав для каждого учащегося свои методы и приемы. Если это будет сделано на достаточно раннем этапе обучения, учащиеся могут со временем вырасти в хороших исполнителей, при условии, добросовестных самостоятельных занятий на гитаре. Теперь специфика работы с учащимися со слабыми музыкальными данными. Валевахин Александр, 10 лет, 1-ый класс. Обладает не слишком хорошим аппаратом, координация движения обеих рук несколько затруднена. При работе с ним приходилось работать над произведениями в медленном темпе. При работе над развитием подвижности пальцев левой руки использовались все та же «вертушка» и несложные произведения. Учащийся обладает хорошей памятью, поэтому с ним можно проходить довольно большое количество несложных пьес, что постепенно приводит к развитию технических и художественных способностей. Также на академических концертах Александр показал хорошие результаты для ученика с изначально слабыми музыкальными данными. Маршалкин Сергей, 13 лет, 4-ый класс. У этого ученика на этапе постановки рук были заметны проблемы с правой рукой. Учащийся делал движения не пальцами, а всей рукой, но, несмотря на рекомендации педагога, не стремился что-то изменить. Как результат – к 4-ому классу он, конечно, исполняет произведения высокого уровня сложности, но, конечно, недостаточный для 4-ого года обучения. Также о художественном воплощении этих произведений говорить, конечно, не приходится. Таким образом, эти учащиеся представляют особое поле для деятельности педагога. Конечно же, работа с такими детьми менее интересна. Чем с одаренными ребятами, но есть в этом и свои плюсы. С такими учащимися постепенно нарабатываются приемы и методы устранения каких-либо недостатков в развитие технических и музыкальных навыков игры на гитаре. И даже если эти ученики не станут исполнителями, то при условии их собственного желания и регулярных занятий, следованию рекомендациям педагога могут достичь хороших результатов.
Заключение
Итак, рассмотрев динамику развития учащихся с различными данными. Можно выделить следующие принципы: при работе с определенной группой четко определить, к чему следует стремиться при работе с ними, для каждого учащегося подбирать программу соответствующего уровня сложности. Уделять значительное время работе над гаммами, этюдами, упражнениями, которые способствуют развитию техники, лучше хорошо исполнить несложное произведение, чем посредственно – трудное, для развития художественных навыков находить возможности для частого участия учащихся в концертах, развивать способность к самостоятельным занятиям, что является показателем достаточно высокого уровня музыкальности.
Таким образом, всё вышесказанное подтверждает гипотезу нашего исследования о том, что художественное и техническое развитие учащихся в детских школах искусств будет значительно эффективнее при опоре на следующие принципы обучения:
– нравственная направленность процесса обучения;
– опора на начальный этап обучения как на основу дальнейшего развития исполнительской техники;
– достижение оптимального баланса между техникой и музыкальностью при их одновременном развитии.
Благодаря широкому кругу поклонников, интересу, проявляемому композиторами, месту в искусстве импровизации, гитара, несомненно, должна иметь большое бедующие.