Работа с застенчивыми детьми дошкольного возраста
Застенчивые дети растворяются в группах, их не видно, они очень послушны, ведомы. Многие родители, воспитатели считают это хорошим качеством для ребенка и очень поздно обращаются за помощью к специалисту или игнорируют психологическое вмешательство, считая, что со временем застенчивость пройдет. Застенчивость опасна тем, что ребенок замкнут в себе. Его постоянно мучает страх нового, нежелание контактировать со сверстниками и взрослыми, у него заранее запрограммированные неправильные действия. Мало кому известно, что у него внутри происходит, т.к. боязнь обратить внимание блокирует развитие эмоциональной, интеллектуальной сфер личности ребенка. Застенчивые дети испытывают такие же эмоции, как и другие дети, хотя выглядят внешне бесчувственными. Несвоевременное проявление эмоций, по мнению психологов, может стимулировать развитие аутоагрессивных и невротических проявлений. Психологу в таких случаях необходимо обратить внимание на стили общения родителей и воспитателей с таким ребенком и разработать единую
стратегию в общении. Рекомендуется использовать в своей работе следующие приемы и методы:
обучение способам расслабления;
проигрывание проблемных ситуаций, являющихся травмирующими для
застенчивого ребенка (публичное выступление, ситуация знакомства и т.д.);
подвижные игры для развития коммуникативных навыков;
постановка спектаклей;
рисование для выявления и обработки страхов;
использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с
ярко прорисованными характерологическими чертами героев и явным разрешением проблем;
- обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.
Предлагаем вашему вниманию несколько упражнений, которые могут использовать как психологи, так и воспитатели, и сами родители.
Зеркало (И.А. Пазухина)
Цель: развитие способностей анализировать собственную реакцию: настроение, мысли, поведение.
количество играющих:один или несколько
Необходимые приспособления:
большое зеркало.
Описание игры: рассказать ребенку о том, что у людей бывает разное настроение веселое, грустное, сердитое, спокойное. Сесть перед большим зеркалом, изобразить мимикой эмоции «радость» (улыбнуться, слегка прищурить глаза), «грусть», «злость» и т.д. После того как ребенок понял, какие эмоции, как можно прочитать стихотворение, и попросить его изобразить мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте Е.А. Алябьевой: раннее утро, мышки еще спят. Покажите, как они спят. Глазки закрыли и мирно посапывают. А на улице дождь. Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глаза. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.
Сначала они удивились,
Потом глубоко возмутились.
Обиделись, но не на всех.
С обидой они отвернулись,
Как на крупу, все надулись.
И вдруг опечалились все.
Поникли печальные плечи,
В глазах опечаленный вечер,
И слезы вот-вот побегут.
Но тут лучик солнца украдкой
По щечке скользнул нежно-гладкой.
И все засветилось вокруг.
От радости все улыбнулись.
Как будто от сна все очнулись.
Запрыгали и закричали:
- Ура! Мы веселыми стали!
Комментарий: все эмоции, описанные в тексте, выполнять вместе с детьми.
Золушка (Г.А. Широкова) Цель: развитие тактильной чувствительности и зрительной памяти, сосредоточенности, усидчивости, навыков счета.
Количество играющих: один или несколько.
Необходимые приспособления: спичечные коробки, наполненные семенами Различных злаковых культур и цветов
Описание игры: ребенку предлагается помочь Золушке разобрать зерна, подарить но 2-3 разных зернышка сказочным героям, посадить поле.
Задание Комментарий: перед началом игры необходимо рассмотреть вместе с детьми зернышки каждого вида, определить их форму, отличия от других, четко обозначить название каждого. К игре можно приступать только тогда, когда ведущий убедится, что участники усвоили отличия.
Кем был? (Г.А. Широкова)
Цель: развитие мышления, речи, воображения.
Количество играющих: два или более.
Описание игры: дети садятся в кружок. Взрослый задает вопросы, обращаясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) был ... (яблоня, буйвол, лошадь, курица, лягушка, собака, мастер, птица, овца, коза, бабочка, рыба, заяц и т.д.)?».
Комментарий: это поможет детям взглянуть на обыденные предметы с различных временных точек, выстроить логические цепочки.
Оживим картинку (М. Сигимова)
Цель: развитие воображения, памяти, коммуникативных навыков.
Количество играющих: группа.
Необходимые приспособления: любые картины с простым сюжетом.
Описание игры: один ребенок рассматривает картину, а затем рассказывает всем остальным, что на ней нарисовано, но не показывает само изображение. Потом дети должны показать эту картину, постаравшись отразить позы, действия героев, их настроение.
Комментарий: игра интересна тем, что в процессе выполнения первого задания дети становятся перед необходимостью договориться о действиях каждого участника картинки, согласовать свои предположения и догадки. А у детей дошкольников именно низкий уровень развития этого умения является причиной конфликтов. Поэтому игру полезно проводить в группах детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков.
упражнения можно использовать также при проявлениях агрессивности, тревожности, аутизма и т.д. Возраст детей - от 4 до 7 лет.