СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа с застенчивыми детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа с застенчивыми детьми»

Работа с застенчивыми детьми дошкольного возраста

Застенчивые дети растворяются в группах, их не видно, они очень послуш­ны, ведомы. Многие родители, воспита­тели считают это хорошим качеством для ребенка и очень поздно обращаются за помощью к специалисту или игнори­руют психологическое вмешательство, считая, что со временем застенчивость пройдет. Застенчивость опасна тем, что ребенок замкнут в себе. Его постоянно мучает страх нового, нежелание контак­тировать со сверстниками и взрослыми, у него заранее запрограммированные неправильные действия. Мало кому из­вестно, что у него внутри происходит, т.к. боязнь обратить внимание блокиру­ет развитие эмоциональной, интеллекту­альной сфер личности ребенка. Застен­чивые дети испытывают такие же эмо­ции, как и другие дети, хотя выглядят внешне бесчувственными. Несвоевре­менное проявление эмоций, по мнению психологов, может стимулировать раз­витие аутоагрессивных и невротических проявлений. Психологу в таких случаях необходимо обратить внимание на сти­ли общения родителей и воспитателей с таким ребенком и разработать единую

стратегию в общении. Рекомендуется ис­пользовать в своей работе следующие приемы и методы:

  • обучение способам расслабления;

  • проигрывание проблемных ситуа­ций, являющихся травмирующими для
    застенчивого ребенка (публичное выс­тупление, ситуация знакомства и т.д.);

  • подвижные игры для развития ком­муникативных навыков;

  • постановка спектаклей;

  • рисование для выявления и обработ­ки страхов;

  • использование элементов сказкотерапии, художественных произведений с
    ярко прорисованными характерологи­ческими чертами героев и явным разре­шением проблем;

- обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх.

Предлагаем вашему вниманию нес­колько упражнений, которые могут ис­пользовать как психологи, так и воспитатели, и сами родители.

Зеркало (И.А. Пазухина)

Цель: развитие способностей анали­зировать собственную реакцию: настро­ение, мысли, поведение.

количество играющих:один или несколько

Необходимые приспособления:
большое зеркало.

Описание игры: рассказать ребенку о том, что у людей бывает разное настроение веселое, грустное, сердитое, спокойное. Сесть перед большим зеркалом, изобразить мимикой эмоции «радость» (улыбнуться, слегка прищурить глаза), «грусть», «злость» и т.д. После того как ребенок понял, какие эмоции, как мож­но прочитать стихотворение, и попросить его изобразить мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте Е.А. Алябьевой: раннее утро, мышки еще спят. Покажите, как они спят. Глазки закрыли и мирно посапывают. А на улице дождь. Пора, мышки, просыпаться! Открыли они глаза. Я буду читать стихотворение, а вы показывайте все эмоции и жесты мышек.

Сначала они удивились,

Потом глубоко возмутились.

Обиделись, но не на всех.

С обидой они отвернулись,

Как на крупу, все надулись.

И вдруг опечалились все.

Поникли печальные плечи,

В глазах опечаленный вечер,

И слезы вот-вот побегут.

Но тут лучик солнца украдкой

По щечке скользнул нежно-гладкой.

И все засветилось вокруг.

От радости все улыбнулись.

Как будто от сна все очнулись.

Запрыгали и закричали:

- Ура! Мы веселыми стали!

Комментарий: все эмоции, описан­ные в тексте, выполнять вместе с детьми.

Золушка (Г.А. Широкова) Цель: развитие тактильной чувстви­тельности и зрительной памяти, сосре­доточенности, усидчивости, навыков счета.

Количество играющих: один или несколько.

Необходимые приспособления: спи­чечные коробки, наполненные семена­ми Различных злаковых культур и цветов

Описание игры: ребенку предлагается помочь Золушке разобрать зерна, подарить но 2-3 разных зернышка сказочным героям, посадить поле.

Задание Комментарий: перед началом игры необходимо рассмотреть вместе с деть­ми зернышки каждого вида, определить их форму, отличия от других, четко обоз­начить название каждого. К игре можно приступать только тогда, когда ведущий убедится, что участники усвоили отли­чия.

Кем был? (Г.А. Широкова)

Цель: развитие мышления, речи, во­ображения.

Количество играющих: два или бо­лее.

Описание игры: дети садятся в кру­жок. Взрослый задает вопросы, обраща­ясь по очереди к каждому ребенку: «Кем (чем) был ... (яблоня, буйвол, лошадь, ку­рица, лягушка, собака, мастер, птица, ов­ца, коза, бабочка, рыба, заяц и т.д.)?».

Комментарий: это поможет детям взглянуть на обыденные предметы с раз­личных временных точек, выстроить ло­гические цепочки.

Оживим картинку (М. Сигимова)

Цель: развитие воображения, памяти, коммуникативных навыков.

Количество играющих: группа.

Необходимые приспособления: лю­бые картины с простым сюжетом.

Описание игры: один ребенок рас­сматривает картину, а затем рассказыва­ет всем остальным, что на ней нарисова­но, но не показывает само изображение. Потом дети должны показать эту карти­ну, постаравшись отразить позы, действия героев, их настроение.

Комментарий: игра интересна тем, что в процессе выполнения первого зада­ния дети становятся перед необходи­мостью договориться о действиях каждого участника картинки, согласовать свои предположения и догадки. А у детей дошкольников именно низкий уровень развития этого умения является причиной конфликтов. Поэтому игру полезно проводить в группах детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков.

упражнения можно использовать также при проявлениях агрессивности, тревожности, аутизма и т.д. Возраст детей - от 4 до 7 лет.