РАБОТА ШКОЛЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи.
Для того чтобы меры профилактики были более эффективными, необходимо создание следующих условий:
выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга;
научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми с отклоняющимся поведением.
Девиантное поведение подразделяется на две категории:
Поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии (патологическое).
Антисоциальное поведение, нарушающее какие-то социальные, культурные и особенно правовые нормы.
Отклонения в поведении детей и подростков могут быть обусловлены следующими причинами:
социально-педагогической запущенностью, когда дети или подростки ведут себя неправильно в силу своей невоспитанности, сложившихся негативных стереотипов поведения, отсутствия у них необходимых позитивных знаний, умений и навыков;
глубоким психологическим дискомфортом, вызванным неблагополучием семейных отношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, несложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым, грубым) отношением к нему со стороны родителей, учителей, одноклассников;
отклонениями в состоянии психологического и физического здоровья и развития, возрастными кризисами, акцентуациями характера и другими причинами физиологического и психоневрологического свойства;
отсутствием условий для самовыражения, незанятостью полезными видами деятельности, отсутствием позитивных и значимых социальных и личностных жизненных целей и планов;
безнадзорностью, отрицательным влиянием окружающей среды и развивающейся на этой основе социально-психологической дезадаптацией, смешением социальных и личностных ценностей с позитивных на негативные.
I. Цели работы школы:
- активизация работы по профилактике асоциального поведения и различных форм зависимостей среди детей и подростков;
- обеспечение единства действий участников образовательного процесса по профилактике правонарушений.
II. Задачи работы школы:
- выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности детей и подростков, совершению ими преступлений, правонарушений, антиобщественных действий;
- обеспечивать защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
-осуществлять социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
- выявлять и пресекать случаи вовлечения несовершеннолетних в преступную или антиобщественную деятельность;
- формировать потребность ведения здорового образа жизни;
- обеспечить педагогов новыми подходами и технологиями в вопросах организации профилактической работы с детьми и подростками.
III. Направления:
- создание системы непрерывной воспитательной работы и социализации обучающихся, функционирующей на межведомственной основе, составной частью которой является профилактическая работа;
- раннее выявление детей, склонных к немедицинскому; потреблению наркотических средств и психоактивных веществ;
- профилактика экстремистских проявлений, формирование социальных компетенций и гражданских установок;
- защита детей от жестокого обращения, в том числе от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
- организация деятельности, направленной на формирование законопослушного поведения, выработку у обучающихся навыков и умений принимать ответственные решения за свой выбор.
- профилактика вредных привычек;
- пропаганда здорового образа жизни;
- профилактика употребления психоактивных веществ;
- профилактика правонарушений в быту, на улице, в обществе;
- работа с педагогическим коллективом, родителями, общественностью, органами правопорядка.
IV. Участники процесса организации и реализации программы профилактической работы
1. Педагог - психолог
2. Заместитель директора по УВР
3. Классные руководители
4. Учителя-предметники
5. Библиотекарь