Узункольский район
КГУ «Бауманская средняя школа»
Урок по теме:
«Работа силы, действующей в направлении движения тела»
Автор: Шиукашвили Кристина Александровна
Учитель физики
Категория: 2
Стаж: 4 года
Преподаваемый предмет: физика
Пояснительная записка
Урок по теме «Работа силы, действующей в направлении движения тела»
проводится в 7 классе в третьей четверти по общеобразовательной программе РК.
Урок изучения нового материала преследовал следующие цели:
Образовательные:
сформировать понятие механической работе,
продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
Развивающие:
сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
Воспитательные:
воспитать умения и навыки коллективной работы;
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
Критерии успешности:
- применение учащимися знаний на практике, полученные в ходе урока
- умение учащихся работать коллективно и в парах
- умение учащихся самостоятельно анализировать, синтезировать и делать выводы
- умение объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников
- умение рефлексировать
- развитие исследовательских навыков
Методологическая база:
- Конструктивистская теория
- Функциональная грамотность
- Философия критического мышления
- Элементы технологий: развивающего обучения, здоровьесберегающей технологии, технология модерации.
- Дифференциация обучения
Отличительные особенности: разделение рабочей площадки на пять областей: место для коллективной работы, спортзал, столовая, зимний сад, место для парной работы с целью активизации познавательной деятельности учащихся, рационального использования времени на уроке, систематизации зии учебной компетентности учащихся.
Необходимое оборудование: ноутбук, нарезки из мультфильмов «Репка», «Незнайка» или «Смешарики» про силу тяжести, «Добрыня Никитич», карты урока, мороженое, ложка, мяч, весы, табличка «?», рулетка, линейка, пластилин, теннисная ракетка
Работа силы, действующей в направлении движения тела.
Образовательные:
сформировать понятие механической работе,
продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления, обобщать и сравнивать результаты эксперимента.
Развивающие:
сформировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения, продолжить работу по формированию умений составлять, анализировать, делать выводы;
развивать интерес учащихся к физике, используя экспериментальные задания.
Воспитательные:
воспитать умения и навыки коллективной работы;
содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира.
ТСО: ноутбук, компьютерная презентация карты урока, мороженое, ложка, мяч, весы, табличка «?», рулетка, линейка, пластилин, теннисная ракетка
План урока
Организационный момент
Мотивационный этап
Актуализация знаний
Изучение нового материала
Закрепление нового материала
Рефлексия
Ход урока
Организационный момент
- создание коллаборативной среды, с помощью стратегии «Веселый человечек». Учащиеся все вместе в начале урока с помощью стикеров, пластилина и теннисной ракетки, установленной на столе, делают человечка, который будет на протяжении всего урока вдохновлять их на плодотворную работу
2. Мотивационный этап.
Формулировка темы урока
Работа не волк, в лес не убежит.
С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.
С горы вскачь, а в гору хоть плачь.
Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Берись дружно, не будет грузно
У: О чем эти пословицы? Что общего в них? Как вы думаете, что сегодня будем изучать?
Самостоятельная формулировка цели урока.
А какая из физических величин необходима человеку для совершения работы?
Ответ: Сила.
Итак, ребята, сегодня на уроке вы узнаете:
Что такое механическая работа;
Как рассчитать механическую работу;
Когда механическая работа положительна, когда отрицательна и когда равна нулю.
Знакомство с «Бланком оценивания»
Задания | Баллы |
Работа по силам | |
Работа с новым материалом | |
Практическая часть | |
Тест | |
Дополнительно | |
Критерии оценивания:
Без ошибок – 3 балла
1 ошибка – 2 балла
2 ошибки и более – 1 балл
Оценка за урок:
12 баллов – оценка «5»
11-10 баллов – оценка «4»
9-8 баллов – оценка «3»
3. Актуализация знаний
Ребята, а какие силы были изучены нами в этом учебном году?
Ответ: сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения. Давайте вспомним понятие «силы» и виды сил, о которых мы узнали в 7 классе.
Вопрос: Что такое сила? От чего зависит результат действия силы?
Ответ: Сила - векторная физическая величина и результат её действия зависит от трёх характеристик: направления, точки приложения, модуля.
Коллективная работа с целью выявления эксперта и формирование пар
Сила трения
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая, тяжёлая-претяжёлая, разрослась она во все стороны, грунт потеснила. Поэтому-то очень плотный контакт у её клубня с почвой получился. Пошёл дед репку тянуть. Тянет - потянет – вытянуть не может. Сила тяги деда меньше той предельной силы, которая по поверхности соприкосновения репы с землёй возникает. Она называется…….!?
Вес тела (фрагмент из мультфильма «Незнайка»)
Сила упругости (фрагмент из мультфильма «Добрыня Никитич»)
Сила тяжести: почему капли дождя падают на Землю? (картинка)
Архимедова сила: распределите силы на картинке
Изучение нового материала
Работа с учебником §51по стратегии «Инсерт» и по карте урока
Обозначение
Единицы измерения
Формула
Где : А- работа
F- сила
S – пройденный путь
Определение
Портрет. Кто это? Что вы о нем знаете?
5. Закрепление нового материала
Практическая часть (дифференцированные задания по уровню сложности)
Задание для столовой (сложное)
Съешьте мороженное 20 граммовыми ложками. Какую работу вы совершили?
Задание для спортзала (среднее)
Подкиньте 300 граммовый мяч до потолка. Какую работу вы совершили?
Задание для Зимнего сада (легкое)
Возьмите девочку на руки сделайте 5 шагов. Какую работу вы совершили?
Защита работ: Выводы одаренного учащегося (эксперта).
Работа эксперта: помощь каждой группе, по возникшим вопросам.
Тест по теме «Механическая работа»
Что такое механическая работа?
З) Произведение силы на скорость тела
Е) Отношение пути ко времени движения тела
Р) Произведение силы на путь, пройденный по направлению силы
К неподвижному массивному телу массой 100 кг приложена сила 200 Н. При этом положение тела не изменилось. Чему равна работа силы?
Г) 20000 Дж
Е) 0 Дж
Ж) 20 Дж
Какая из перечисленных ниже единиц принята за единицу работы?
П) Ньютон
Н) Метр
Ш) Джоуль
Тело под действием силы 40 Н переместилось на 2 метра. Чему равна работа?
И) 80 Дж
К) 20 Н
Л) 0 Дж
Какую работу совершает сила трения при попытке человека сдвинуть с места тяжёлый шкаф?
И) Равную нулю
К) Положительную
Л) Отрицательную
Если результатом является слово «решил», то ты молодец!
Постановка д/з, выставление оценок.
Рефлексия «Сегодня мы…»
Рефлексивный журнал учителя
Этап урока | Учащиеся | Деятельность | Возникающие проблемы на уроке | Пути их решения, результат |
Организационный | Весь коллектив 7 класса в составе 7 учащихся | -создают «Веселого человечка», класс организован, самостоятельно распределились по видам деятельности, затрачено минимальное количество времени 3 минуты. | - | - |
Мотивационный | Весь коллектив 7 класса в составе 7 учащихся | самостоятельная формулировка темы и целей урока | Только у 3 учащихся из 7 цели на применение знаний и их анализ | Наводящие вопросы учителя, помощь этих 3 учащихся остальным |
Актуализация знаний | Весь коллектив 7 класса в составе 7 учащихся | - работа с силами по фрагментам из мультфильмов и картинкам, выбор эксперта | | Эксперт выбран по частоте и числу правильных ответов Виталий, получен значок эксперта «Мудрая сова». Пары сформированы |
Изучение нового материала | 1 пара: Рахман и Амина 2 пара: Николай и Арина 3 пара: Артем и Дарья | - работа по изучению нового материала, по картам урока. | в паре № 3 Дарья менее активна | Все пары с заданиями справились, эксперт паре № 3 не понадобился, пара с помощью объяснения друг другу справилась с заданием |
Закрепление изученного материала | Три пары | - Практическая часть - Тест (индивидуально каждому, взаимооценивание в парах по критериям предложенным в начале урока) | 1,2 пары активно вовлечены в процесс, паре № 2 понадобилась помощь эксперта. В паре № 3 Дарья отказалась от выполнения задания | Проблема решилась путем предложения смоделировать ситуацию. После этого Дарья включилась в процесс. В паре № 2 совместные действия с экспертом дали результат. Задания выполнены. С тестом учащиеся справились. |
Оценивание | Индивидуально каждый | - учащиеся самостоятельно оценивают себя | Арина занизила оценку, Дарья завысила. | Совместная корректировка оценок учителем и учащимся |
Рефлексия | Индивидуально каждый | - в солнце сегодня мы, на лучах пишут деятельность, в середине возникающие вопросы | | Поступил в рефлексии вопрос: А когда работа равна нулю? Разбор вопроса на следующем уроке. |
Выводы: данный урок не исключение и так же проведен на основе конструктивисткой теории, которая опирается на уже сформированные знания учащихся. В уроке сформированными знаниями являлись все предыдущие темы, которые связаны с силами. На протяжении всего урока применялись ключевые идеи 7 модулей Программы НИШ.
- Новые подходы в преподавании и обучении реализовывались через диалог, возникающий при выполнении каждого задания. Саморегуляцию, которая была организована учителем вначале урока (самостоятельная формулировка темы и цели урока с применением фольклорной и художественной физики, карты урока с заданиями и подсказками, практическая часть урока, которая требовала самостоятельного решения проблемы и их анализа, самооценивание, через предложенные критерии и рефлексия).
- Обучение критическому мышлению: данный модуль реализовывался через стратегии «Инсерт», экспертное заключение, а так же анализа предложенных материалов в изучении нового материала и его закреплении.
- Оценивание для обучения и оценивание обучения: на уроке у каждого учащегося в карте уроке действовал бланк оценивания с предложенными критериями, после выполнения теста проводилась взаимооценка в парах.
- Использование ИКТ в преподавании и обучении: в связи с малой оснащенностью школы, на уроке применялся ноутбук для просмотра фрагментов из мультфильмов с целью активизации познавательной деятельности, актуализации знаний учащихся и выявления эксперта.
- Обучение талантливых и одаренных учащихся: была организована работа по выявлению эксперта, в течение урока эксперт помогал учащимся выполнять предложенные задания, тем самым работал по трем уровням сложности, а конце урока делал экспертное заключение по изученному материалу.
- Преподавание и обучение в соответствие с возрастными возможностями учащихся: модуль реализовывался с помощью дифференцированного подхода при разработке заданий, включением фольклорной и художественной физики.
- Управление и лидерство в обучении: создание коллаборативной среды (тренинг «Веселый человечек», организация распределения по парам, организация коллективной работы)
Весь урок был направлен на формирование функциональной грамотности учащихся.
Карта урока
Ф.И. _________________________________________________
Тема урока ___________________________________________
Работа не волк, в лес не убежит.
С печи сыт не будешь. Не печь кормит, а руки.
Сверху легко бросать, попробуй-ка снизу.
В гору семеро тащат, а с горы и один толкает.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Берись дружно, не будет грузно
Цель урока______________________________________________________
________________________________________________________________
Бланк оценивания
Задания | Баллы |
Работа по силам | |
Работа с новым материалом | |
Практическая часть | |
Тест | |
Дополнительно | |
Критерии оценивания:
Без ошибок – 3 балла
1 ошибка – 2 балла
2 ошибки и более – 1 балл
Оценка за урок:
12 баллов – оценка «5»
11-10 баллов – оценка «4»
9-8 баллов – оценка «3»
Задание 1:
Работа с силами по компьютеру
Задание 2: Работа с параграфом
1________________________
2__________________________
3_________________________________________
Где
4______________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________




Задание 3: Практическая часть
Задание 4: Тест по теме “Механическая работа”
Что такое механическая работа?
З) Произведение силы на скорость тела
Е) Отношение пути ко времени движения тела
Р) Произведение силы на путь, пройденный по направлению силы
К неподвижному массивному телу массой 100 кг приложена сила 200 Н. При этом положение тела не изменилось. Чему равна работа силы?
Г) 20000 Дж
Е) 0 Дж
Ж) 20 Дж
Какая из перечисленных ниже единиц принята за единицу работы?
П) Ньютон
Н) Метр
Ш) Джоуль
Тело под действием силы 40 Н переместилось на 2 метра. Чему равна работа?
И) 80 Дж
К) 20 Н
Л) 0 Дж
Какую работу совершает сила трения при попытке человека сдвинуть с места тяжёлый шкаф?
И) Равную нулю
К) Положительную
Л) Отрицательную