СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со слабоуспевающими

Нажмите, чтобы узнать подробности

План работы со слабоуспевающими детьми

Просмотр содержимого документа
«Работа со слабоуспевающими»

  1. Пояснительная записка


Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах "выпадают” из процесса обучения.

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. Специалисты отмечают, что негативные изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране ухудшают соматическое и нервно-психическое здоровье школьников, а в условиях интенсификации обучения и перегруженности школьных программ значительно возрастает число неуспевающих.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися.

Что же такое неуспеваемость?

Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).

Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению.

Однако никак нельзя сбрасывать со счёта и социально-психологический фактор неуспеваемости. Ведь ребёнок обучается в коллективе, в котором постоянно происходит подкрепляемое оценками учителя сравнение детей между собой. Неуспевающий ученик выставляется как бы на «обозрение» сверстников и практически ежедневно переживает ситуацию неуспеха. Всё это, естественно не способствует его личностному становлению и развитию. Становится очевидным, что часть вины за такое большое количество двоечников ложится на наши плечи, плечи педагогов.

Под неуспеваемостью обычно понимаются итоговые отрицательные отметки, а к причинам неуспеваемости относят все обстоятельства, которые предшествуют получению учеником неудовлетворительных отметок. В результате совершенно разные явления не дифференцируются, трактуются как однородные — акты поведения учеников (не выполняет домашние задания, не слушает на уроках), черты их личности (ленив, неорганизован), элементы формирующейся неуспеваемости (пробелы в знаниях и навыках, недостатки познавательной деятельности)— все попадает в причины.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования с особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные:

- с состоянием здоровья:

- занятия спортом;

- какими либо видами художественного творчества;

- неблагоприятной обстановкой в семье.

На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике;

- создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.


Задачи программы:

— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

— пробуждение природной любознательности;

— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

— вовлечение учащихся в совместный поиск форм работы, поля деятельности.

  Оценка эффективности:

Работа со слабоуспевающими обучающимися, как и весь обучающий процесс в начальной школе, направлена на достижение основной образовательной программой образовательного учреждения планируемых результатов.


Личностные результаты:

• принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

• развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


Метапредметные результаты:

• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

• формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

• овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• определение обшей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;


Универсальные логические действия:

-имеют наиболее общий (всеобщий) характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания;

-способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

-составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем).


Достижение данных планируемых результатов осуществляется через следующие формы деятельности: беседу, игру, конкурс, викторину. Форма деятельности: индивидуальная (результат работы одного ребенка) Беседа создает условия для формирования умений классифицировать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, доказывать и отстаивать собственную точку зрения.


Планируемые результаты программы:

- личностный рост и развития интеллектуальных способностей  слабоуспевающих  учащихся.  

- успешная ликвидация пробелов в знаниях по предмету у слабоуспевающих учащихся при внедрении новых образовательных технологий.

- предоставление возможности для участия слабоуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях


Ожидаемые результаты:

  • повышение у учащихся и их родителей  престижа знаний, интеллектуального труда;

  • повышение качества обучения учащихся;

  • развитие интереса к изучаемым дисциплинам, развитие индивидуальности и самостоятельности  обучающихся.


Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

Получение знаний за курс 1 класса

Выбор форм получения знаний.

Родителей:

В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.


Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задании

- вовлечение в групповую работу

- вовлечение в проектную деятельность


Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.


Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.


Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.  Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.  Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.), запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно. указание алгоритма решения или выполнения.

5.  Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6.  Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.  Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.  Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9.   Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

10.  Выдача ответа или результата выполнения задания.

11.  Расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12.  Постановка наводящих вопросов.

13.  Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14. Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15. Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.




Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми


1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа,

разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.

2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.

3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.

4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.

5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера

благожелательности.

6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.

7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.

8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников

подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится

подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.


Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.

  2. Составление плана работы  с детьми.

  3. Реализация плана в течение учебного года.

  4. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.

















План работы со слабоуспевающими учащимися на 2022-2023 уч. год

классного руководителя 1 класса


п/п

Мероприятия

Срок

1.

Взять на учет и составить список слабоуспевающих  учащихся  по итогам диагностики учащихся.

Сентябрь

2.

Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся.  Информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса

Октябрь

3.

Составление плана работы со слабоуспевающими учащимися.

Ноябрь

4.

Собеседования с родителями неуспевающих учеников по результатам диагностики.

По итогам четверти.

5.

Собеседования с родителями учеников о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам индивидуальной работы с ребенком.

Согласно графику контрольных работ.

6.

Индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел.  

Выборочно, по ситуации.

7.

Работа с родителями слабоуспевающих учащихся

В течение всего  учебного года.

8.

Участие в обсуждение  вопросов работы  со слабыми учащимися  и обмен  опытом с коллегами (на педсовете, ШМО)

В течение учебного года.

9.

 Составление плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Обновлять по мере необходимости.

10.

Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

11.

Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса  при анализе тематического  учета знаний по предмету детей всего класса.

В течение учебного года.

12.

Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих тетрадях по предмету.

В течение учебного года.


План работы со слабоуспевающими учащимися

  

Мероприятия

Срок

1.   Проведение диагностики учащихся класса по основным разделам учебного материала.

Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания  слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3.  Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока.

 

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся  класса.

 

В течение учебного года.

 

6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

 

В течение учебного года.

7.На заседаниях школьных методических объединений обсуждать вопросы работы  со слабыми учащимися  и обмениваться опытом

В течение учебного года




































Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Кол-во часов

Дата

План

факт

1.

Русский язык: Деление предложений на слова.

Литературное чтение: Е. Серова «Мой дом» Д. Павлычко «Где всего прекрасней на земле»

1 ч.

07.09


2.

Русский язык: Звуковой анализ слов кит, кот. Сравнение этих слов по звуковой структуре.

Литературное чтение: В. Белов «Родничок»

1 ч.

14.09


3.

Русский язык: Знакомство с буквой Я (я). Письмо заглавной и строчной букв Я, я

Литературное чтение: М. Михайлов «Лесные хоромы» (сказка)

1 ч.

21.09


4.

Русский язык: Знакомство с буквой У (у). Письмо заглавной и строчной букв У, у

Литературное чтение: Мусса Гали «Земные краски»

1 ч.

28.09


5.

Русский язык: Закрепление правил обозначения гласных звуков буквами. Письмо изученных букв

Литературное чтение: А. Барто « В школу»


1 ч.

05.10


6.

Русский язык: Письмо изученных букв

Литературное чтение: В. Железников «История с азбукой»


1 ч.

12.10


7.

Русский язык: Письмо изученных букв

Литературное чтение: Л. Пантелеев «Буква «ты»


1 ч.

19.10


8.

Русский язык: Письмо изученных букв

Литературное чтение: Я. Аким «Мой верный чиж»


1 ч.

02.11


9.

Русский язык: Письмо заглавной и строчной букв К, к.

Литературное чтение: Е. Ильина «Шум и Шумок»


1 ч.

09.11


10.

Русский язык: Письмо заглавной и строчной букв С, с

Литературное чтение: Е. Благинина «Тюлюлюй»

1 ч.

16.11


11.

Русский язык: Письмо заглавной и строчной букв Т, т

Литературное чтение: «Кот, петух и лиса» (русская народная сказка)

1 ч.

23.11


12.

Русский язык: Письмо заглавной и строчной букв П, п

Литературное чтение: В. Сутеев «Дядя Миша»

1 ч.

30.11


13.

Русский язык: Письмо заглавной и строчной букв Ж, ж

Литературное чтение: С. Маршак «Тихая сказка»

1 ч.

07.12


14.

Русский язык: Письмо заглавной и строчной букв Щ, щ

Литературное чтение: Шарль Перро «Красная Шапочка »

1 ч.

14.12


15.

Русский язык: Письмо строчной буквы ь

Литературное чтение: М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

1 ч.

21.12


16.

Русский язык: Язык как средство общения

Литературное чтение: А. Блок «Зайчик»

1 ч.

11.01


17.

Русский язык: Интонация предложений: восклицательный знак в конце предложений

Литературное чтение: Рассказы о животных. Г.А.Скребицкий «Пушок»

1 ч.

18.01


18.

Русский язык: Речевой этикет: слова просьбы и благодарности

Литературное чтение: Стихотворения о природе. Е. Трутнева «Когда это бывает?»

1 ч.

25.01


19.

Русский язык: Правописание собственных имен

Литературное чтение: Литературные (авторские сказки). А. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

1 ч.

01.02


20.

Русский язык: Описание внешности

Литературное чтение: Литературные (авторские сказки). К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

1 ч.

08.02


21.

Русский язык: Устная речь: рассказ о месте, в котором живешь

Литературное чтение: Стихотворения о родной природе. С.Я.Маршак «Апрель».

1 ч.

29.02


22.

Русский язык: Речевая ситуация: обсуждение поступков Рассказы о животных.

Литературное чтение: Ю. Коваль «Бабочка» Загадка

1 ч.

14.03


23.

Русский язык: Речевая ситуация: несовпадение интересов и преодоление конфликтов

Литературное чтение: Произведения о животных. М.М.Пришвин «Ежик» (отрывок) Ю.Могутин «Убежал».

1 ч.

21.03


24.

Русский язык: Письменная речь: объявление. Повторение постановки знаков препинания в конце предложения и правила правописания сочетаний жи – ши

Литературное чтение: Произведения фольклора о животных. Русская народная песня «Котик».Загадка.

1 ч.

04.04


25.

Русский язык: Описание внешности животного. Повторение правила написания сочетания жи-ши и работы со звуковыми моделями

Литературное чтение: Сказки современных писателей для детей. М.Пляцковский «Добрая лошадь

1 ч.

11.04


26.

Русский язык: Речевая ситуация: выражение лица и жесты при обращении. Отработка умений задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании

Литературное чтение: Произведения для детей. С.Востоков «Кто кого» Рассказы о детях. И.Бутман «Трус».

1 ч.

18.04


27.

Русский язык: Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь и порядка действий при списывании

Литературное чтение: Произведения для детей. Современная сказка. А.Усачёв «Грамотная мышка» Авторская считалка. М.Яснов «В лесной библиотеке»

1 ч.

25.04


28.

Русский язык: Отработка умения задавать вопросы к словам

Литературное чтение: Разножанровые произведения (загадки народные и авторские, юмористическое стихотворение). И.Шевчук «Ленивое эхо» К.И.Чуковский «Загадка».

1 ч.

16.05


29.

Русский язык: Комплексное повторение пройденного

Литературное чтение: Произведения о Родине и мире. М. Есеновский «Моя небольшая родина» Ю. Коринец «Волшебное письмо»

1 ч.

23.05


Прогнозируемый результат

Учащиеся к концу 1 класса должны уметь:

  • применять правила правописания на изученные орфограммы;

  • различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

  • воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел;

  • выполнять вычитание, используя таблицу сложения;

  • решать задачи в одно, в два действия;

  • выполнять письменное сложение и вычитание в пределах 100;

  • осознанно воспринимать и различать произведения фольклора (скороговорки, загадки, песни, сказки);

  • читать вслух произведения разных жанров (рассказ, стихотворение, сказка) и отвечать на вопросы по содержанию;

  • правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие);

  • воспроизводить свое полное имя, домашний адрес, название города, страны, достопримечательности столицы России;

  • различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребыва­ния на улице;

  • применять знания о безопасном пребывании на улицах;

  • ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;

  • различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта;

  • приводить примеры различных профессий;

  • различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изде­лия»;

  • определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризо­вать сезонные изменения;

  • устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;

  • описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;

  • сравнивать домашних и диких животных.






















Используемая литература

  1. Виноградова Н.Ф. Сборник программ по системе учебников «Начальная школа XXI века». – 4-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  2. Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – М.: Вентана - Граф, 2011

  3. Безруких М. М., Кузнецова М. И. Прописи: Рабочая тетрадь для учащихся 1 класса: В 3 ч. – М.: Вентана - Граф, 2011.

  4. Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс: учебник для обучающихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  5. Иванов, С. В. Русский язык: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2 для обучающихся общеобразовательных учреждений / С. В. Иванов, А. О. Евдокимова, М. И. Кузнецова. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  6. Журова Л. Е., Евдокимова А. О. Букварь: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: ч 1,2 – М.: Вентана - Граф, 2011.

  7. Ефросинина. Л. А. Литературное чтение: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  8. Ефросинина. Л. А. Литературное чтение 1 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Литературное чтение» для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  9. Ефросинина. Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания : 1 класс : учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2013.

  10. Ефросинина. Л. А. Литературное чтение: Уроки слушания: 1 класс: рабочая тетрадь к хрестоматии для учащихся общеобразовательных учреждений / Л. А. Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2014.

  11. Кочурова, В. Е. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / В. Е. Кочурова, В. Н. Рудницкая, О. А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  12. Кочурова, В. Е. Математика: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / В. Е. Кочурова, В. Н. Рудницкая, О. А. Рыдзе. – М.: Вентана-Граф, 2011.

  13. Кочурова, В. Е. Математика: 1 класс: рабочая тетрадь № 1, 2, 3 для учащихся общеобразовательных учреждений / В. Е. Кочурова. – М.: Вентана-Граф, 2014. Математика. 1 класс. Дидактические материалы. В 2-х частях. Часть 1. ФГОС. Вентана-Граф, 2011 г

  14. Математика. 1 класс. Дидактические материалы. В 2-х частях. Часть 2. ФГОС. Вентана-Граф, 2011 г

  15. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана - Граф, 2011.

  16. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  17. Окружающий мир: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2014.


Данная литература входит в УМК «Начальная школа XXI века»