| Работа со слабоуспевающими учащимися Учитель географии: Провоторова А.В. Характеристика учеников: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения, отсутствие навыков самостоятельности в работе. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, ученик не умеет выражать мысли, не всегда выполняет домашнее задание, не работает с атласом и контурными картами, наблюдается наличие пробелов в знаниях. Цель: повысить уровень обученности и качество обучения отдельных учеников, повысить мотивацию и ликвидировать пробелы в знаниях, сформировать умение работать с атласом и контурной картой. При работе со слабоуспевающими учениками придерживаюсь следующих рекомендаций: - При опросе слабоуспевающим ученикам желательно давать примерный план ответа; разрешать пользоваться планом, составленным при подготовке; давать больше времени готовиться к ответу у доски; разрешать делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями; - По возможности задавать ученикам наводящие вопросы, помогающие им последовательно излагать материал; - При опросе создавать ситуации успеха; - Периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине; - В ходе опроса и при анализе его результатов стараться обеспечивать атмосферу доброжелательности; - В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, поэтому необходимо чаще обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекать их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала; - В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим ученикам рекомендуется давать упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: при этом необходимо отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий; отмечать типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. План-график работы в 6 классах: № | Тема | Форма организации | Сроки | 1 | Земля-планета Солнечной системы | Разноуровневые задания, тесты, работы с картами и атласами, наблюдение за погодой. | Сентябрь | 2 | План и карта. | Географические задачи и ребусы, работа с компасом. | Октябрь | 3 | Литосфера.Вулканы, горячие источники, гейзеры. | Работы с картами и атласами. | Ноябрь | 4 | Литосфера. Горы и равнины. | Разноуровневые задания, лабиринты, кроссворды на нахождения географических координат. | Декабрь | 5 | Атмосфера | Ребусы и шарады, работа с картами, наблюдение за погодой. | Январь | 6 | Гидросфера | Индивидуальные творческие задания. | Февраль | 7 | Биосфера. | Кроссворды. Работы с картами и атласами. | Март | 8 | Географическая оболочка. | Неделя географии | Апрель | 9 | Человечество на Земле. | Разноуровневые задания и творческие задания, тесты и лабиринты | Май | На уроках географии со слабоуспевающими учениками использую личностно-ориентированный подход, обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений - это дифференцированные тренировочные задания, правктические работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору. С новым материалом знакомлю постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно старые и новые знания. Поэтому я практикую для желающих дополнительные занятия. В конце каждого блока организую систематическую проверку знаний и умений. только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю. Особенно охотно ребята идут на занятия с играми. такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки -консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников. |