

1. Цели:
1) Выполнение Закона «Об образовании в Российской Федерации».
2) Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
2. Задачи:
1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.
2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.
3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.
4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.
Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Что же такое неуспеваемость?
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Это может быть низкое качество мыслительной деятельности ребенка, отсутствие у него мотивации к учению, несовершенство организации учебного процесса и пр. Определив, чем вызвана школьная неуспеваемость, можно оказать учащемуся квалифицированную помощь по ее преодолению
Причины неуспеваемости учащихся.
А. Первого порядка.
Недостатки учебно – воспитательной работы и взаимодействия школы и семьи.
Недостатки внешкольных влияний.
Отклонения в анатомо – физиологическом развитии школьника.
Б. Второго порядка.
Большие проблемы в фактических знаниях ученика и его умения.
Слабое развитие познавательных процессов.
Слабое развитие навыков учебного труда.
Недостатки воспитанности, недисциплинированность.
Отрицательное отношение к учению.
Методы изучения причин неуспеваемости.
Рекомендуется метод « Педагогического консилиума» ( Наличие единой программы изучения, коллективный обмен).
Далее предлагается комплекс методов, допущенных для каждого учителя:
Целенаправленное наблюдение……
Беседы с учащимися, родителями, активом класса по определенной программе.
Анализ устных ответов и письменных работ учащихся.
Проведение специальных « диагностирующих» работ и сочинений.
Ознакомление со школьной документацией / журнал, дневник, мед.карта/.
План индивидуальной работы с неуспевающими учащимися.
Педагогическая и психологическая характеристика
учащегося.
Тема и разделы, по которым ученик имеет пробелы.
Методы и формы работы.
Число, месяц проведения занятий, к какому сроку, какая тема сдается.
Оценка.
Связь с родителями.
Связь с классными руководителями, общественными организациями.
Памятка учителю в работе с отстающими учащимися.
Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учениками :
Если есть план индивидуальной работы с отстающими учениками.
Если учитель 2-3 раза встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах.
Если ученик получает индивидуальное задание.
Помощь и консультации.
Пересажен с последних парт к более сильному ученику.
Если у него проверяются все письменные работы.
Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки.
И спросили за четверть 5-6 раз.
Единые требования к организации индивидуальной работы с учащимися.
Своевременное и грамотное изучение учащихся с помощью имеющихся в школе материалов и выявления пробелов в их знаниях.
По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.
Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.
Своевременные индивидуальные задания учащимся.
Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.
Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.
Организация взаимной помощи среди учащихся.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Виды помощи в учении
* Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
* Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
* Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала.
* Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
Профилактика неуспеваемости
Контроль подготовленности учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания
Изложение нового материала
Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал
Самостоятельная работа учащихся на уроке
Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль
Организация самостоятельной работы вне класса
Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников
Причины и характер проявления неуспеваемости
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют: - обстоятельства жизни ребёнка в семье;- взаимоотношения с окружающими взрослыми | Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствие заинтересованности в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные). |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания взрослыми. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение. | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремления его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении. |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приёмами её выполнения. | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правила, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работы в медленном темпе. |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:- пробелы в воспитании (нет постоянных трудовых обязанностей, не приучены выполнять их аккуратно, не предъявлялось строгих требований к качеству работы; избалованные, неорганизованные учащиеся); - неправильная организация учебной деятельности ОО. | Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовенность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями. |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей. | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мёртвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности. |
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой. |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Профилактика неуспеваемости
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа обучающихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль. |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников. |
Общий план работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися
Мероприятия | Срок |
Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации. | Сентябрь |
Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребенком. | Сентябрь |
Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Дальнейшая его корректировка. | Сентябрь (далее корректировать по мере необходимости) |
Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. | В течение учебного года |
Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса. | В течение учебного года |
Организация индивидуальной работы со слабым учеником. | В течение учебного года |
Учителям по окончании каждого полугодия подготовить отчет о работе со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися.
Индивидуальная работа с неуспевающими по химии.
8 класс
Ф.И. учащегося _________________________________________________________________________________________________________
Тема и разделы, по которым ученик может испытывать затруднения | Дата проведения инд.работы | Оценка за устный ответ | Оценка за письменную работу | Дата и результат повторного контроля | Связь с родителями |
Простые и сложные вещества. Превращения веществ. Физические и химические явления. | | | | | |
Химическая формула. Относительная атомная и молекулярная массы. Закон постоянства состава вещества. | | | | | |
Массовая доля химического элемента в соединении. | | | | | |
Структура таблицы химических элементов Д.И Менделеева. малые и большие периоды, группы и подгруппы. Знаки химических элементов. | | | | | |
Основные сведения о строении атомов. Ядро и электронная оболочка атома. Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Электроны. | | | | | |
Химическая связь. Типы химических связей. | | | | | |
Ковалентная неполярная химическая связь. Ковалентная полярная химическая связь. | | | | | |
Ионная химическая связь. | | | | | |
Количество вещества. Моль – единица количества вещества. Молярная масса. | | | | | |
Расчет количества вещества по его массе и наоборот. | | | | | |
Понятие о валентности и степени окисления. Составление формул сложных веществ по валентности (или по степени окисления). | | | | | |
Основные классы неорганических веществ. Оксиды | | | | | |
Основания. | | | | | |
Кислоты. Состав, названия, классификация | | | | | |
Соли как производные кислот и оснований. | | | | | |
Уравнение и схема химической реакции. Информация, которую несет химическое уравнение. | | | | | |
Классификация химических реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции. Реакции соединения, разложения, замещения и обмена. | | | | | |
Понятие о скорости химической реакции. Катализаторы. | | | | | |
Нахождение массы и количества вещества продукта реакции по массе и количеству исходного вещества. | | | | | |
Растворение как физико-химический процесс. | | | | | |
Основные положения теории электролитической диссоциации. | | | | | |
Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, оксидами металлов, гидроксидами металлов, солями. Ряд напряжений металлов. Условия протекания реакций ионного обмена до конца. | | | | | |
Химические свойства оснований: взаимодействие с кислотами, оксидами неметаллов, солями; разложение нерастворимых оснований. | | | | | |
Оксиды, их классификация. Химические свойства основных и кислотных оксидов. | | | | | |
Соли. Понятие о средних и кислых солях. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, солями и металлами. Использование таблицы растворимости и ряда напряжений металлов для характеристики химических свойств солей. | | | | | |
Степень окисления. Определение степеней окисления элементов, образующих вещества различных классов. | | | | | |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ КУРСА ХИМИИ ЗА 8 КЛАСС Периодическая таблица химических элементов Д.И Менделеева. Строение атома. Химическая связь. | | | | | |
Классы неорганических веществ, их свойства. | | | | | |
Решение расчетных задач. | | | | | |
Индивидуальная работа с неуспевающими по химии
9 класс
Ф.И. учащегося _________________________________________________________________________________________________________
Тема и разделы, по которым ученик может испытывать затруднения | Дата проведения инд.работы | Оценка за устный ответ | Оценка за письменную работу | Дата и результат повторного контроля | Связь с родителями |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Периодический закон. | | | | | |
Характеристика элементов по положению в ПСХЭ. Строение атомов. | | | | | |
Классификация неорганических веществ. Генетический ряд металлов и неметаллов. | | | | | |
Свойства электролитов в свете ТЭД. | | | | | |
Положение металлов в периодической таблице химических элементов Д.И Менделеева. Особенности строения атомов металлов. | | | | | |
Общие химические свойства металлов: взаимодействие с кислородом, неметаллами и водой. Особенности взаимодействия металлов с растворами кислот и солей. | | | | | |
Положение в щелочных металлов периодической таблице Д.И Менделеева, строение атомов;химические свойства простых веществ. Оксиды и гидроксиды щелочных металлов, их получение, свойства, применение. | | | | | |
Общая характеристика щелочноземельных металлов. Положение в ПСХЭ, строение атомов. Физические и химические свойства простых веществ на примере магния и кальция. Оксиды и гидроксиды кальция и магния, их получение, свойства, применение. | | | | | |
Физические и химические свойства алюминия. Соединения алюминия, применение. | | | | | |
Положение железа в ПСХЭ, строение атома. Физические и химические свойства железа. Качественная реакция на ион железа (III). | | | | | |
Вычисления массы, объема или количества вещества одного из продуктов реакции по исходной массе вещества, содержащей примеси. Определение массовой доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. | | | | | |
Положение неметаллов в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева. Особенности строения атомов неметаллов. | | | | | |
Водород. Физические и химические свойства водорода | | | | | |
Кислород. Физические и химические свойства, получение и применение. | | | | | |
Общая характеристика галогенов. Соединения галогенов. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли. | | | | | |
Сера в природе. Получение и применение серы. | | | | | |
Оксид серы (VI). Серная кислота и ее соли. | | | | | |
Строение молекулы азота. Окислительные и восстановительные свойства азота. Физические и химические свойства азота, получение и применение. | | | | | |
Аммиак. Строение, состав молекулы. Физические и химические свойства аммиака. Соли аммония. | | | | | |
Кислородсодержащие соединения азота. Оксиды азота (II) и (IV), их получение и свойства. Азотная кислота и ее соли. | | | | | |
Фосфор как окислитель и восстановитель. Оксид фосфора (V). Ортофосфорная кислота и ее соли. | | | | | |
Аллотропия углерода: алмаз, графит – их применение. Физические и химические свойства углерода. Углерод как окислитель и восстановитель. | | | | | |
Оксиды углерода (II) и (IV), сравнение их свойств. Токсичность угарного газа, его применение в промышленности. | | | | | |
Угольная кислота и ее соли. Карбонаты и гидрокарбонаты в природе | | | | | |
Кремниевая кислота и силикаты. Качественная реакция на карбонат-анион. | | | | | |
Особенности строения и свойств органических соединений. Причины многообразия органических соединений. Молекулярные и структурные формулы. | | | | | |
Метан, этан, химическое строение молекул, свойства (горение, разложение). Дегидрирование этана в этилен. Состав и строение молекулы этилена. Двойная связь. Качественная реакция на этилен. | | | | | |
Спирты. Метиловый и этиловый спирты, их состав, физические свойства. | | | | | |
Карбоновые кислоты. Уксусная кислота, ее состав, свойства. | | | | | |
Жиры как производные глицерина и карбоновых кислот. | | | | | |
Понятие об углеводах. Полисахариды: крахмал и целлюлоза. Применение углеводов. Глюкоза. | | | | | |
Понятие об аминокислотах. Белки, их строение. | | | | | |
ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ КУРСА ХИМИИ ЗА 9 КЛАСС Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете учения о строении атома. | | | | | |
Строение вещества. Виды химических связей. | | | | | |
Химические реакции. Типы химических реакций. | | | | | |
Классификация веществ. Простые и сложные вещества, Свойства классов неорганических веществ в свете представлений о теории электролитической диссоциации (ТЭД). Генетическая связь между классами неорганических веществ. | | | | | |
Памятка
"Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего" // Оценку своих знаний обучающийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту // Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…" // Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение // Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами // Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу // Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности // Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели // Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки // Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения // Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащегося.