СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими детьми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими детьми в начальной школе

Просмотр содержимого документа
«Работа со слабоуспевающими и неуспевающими детьми»

Работа со слабоуспевающими и неуспевающими детьми

При поступлении в школу все дети хотят учиться хорошо, нет ученика, который хотел бы учиться плохо. Их не ждёт разочарование, но их ждут трудности, которые не всегда ребёнок может самостоятельно преодолеть. Следовательно, всякая неудовлетворяющая школьника оценка вызывает у него чувство досады, обиды, порой раздражение по отношению к учителю.

Поэтому В.А. Сухомлинский предупреждал, особенно учителей начальных классов, о том, что неудовлетворительная оценка не является стимулом, способствующим преодолению недостатков в знаниях и отношениях к учёбе.

В моём классе есть слабоуспевающие дети и один неуспевающий. У разных школьников неуспеваемость вызывается различными причинами. Картина неуспеваемости в классе очень разнообразна.

Например, я считаю, что у Матвея «синдром дефицита внимания». У него наблюдаются беспокойство, неумение спокойно сидеть на месте, когда это требуется, нетерпение, неумение дожидаться своей очереди, неумение сосредоточиться, частые переходы от одного незавершенного действия к другому, неумение играть тихо, спокойно, болтливость, низкая самооценка.

Лёша – гиперактивный, неусидчивый, с низким уровнем внимания, логического мышления, памяти, мышления, развития речи, неуспеваемость обусловлена трудностями усвоения учебного материала, связанными с отсутствием способностей.

Савелий - ученик, причиной неуспеваемости которого является нежелание трудиться, которое ведёт к неумению делать то, что надо, вопреки тому, что хочется.

С такими детьми необходимо работать всем вместе: учителю, родителям и школьникам.

В работе со слабыми учащимися на уроке опираюсь на следующие правила:

  1. При опросе слабоуспевающих учащихся:

  • больше времени даю для подготовки, предлагаю краткий план ответа, разрешаю иметь свой план ответа

  • даю схемы, плакаты, помогающие систематизировать ответ

  • чаще задаю вопросы при фронтальных беседах

  • опрос слабоуспевающих полезно сочетаю с самостоятельной работой остальных учащихся, чтобы можно было провести индивидуальную работу, помочь наводящими вопросами показать свои знания, предупредить новое отставание.

  1. Объяснение нового материала:

  • применяю специальные приемы для поддержания внимания

  • четко формулирую цели и задачи предстоящих занятий, добиваясь понимания материала каждым слабоуспевающим

  • выделяю объекты, на которых должно быть сосредоточено внимание учащихся, устраняю все посторонние раздражители

  • стараюсь разнообразить методы обучения и виды учебной деятельности, создаю проблемные ситуации

  • повышаю интерес учащихся к теме

  • предупреждаю утомление учащихся.

3. Организация самостоятельной работы:

  • задания разбиваю на этапы, дозы с применением конкретных инструкций

  • поощряю первые самостоятельные шаги, чтоб ученик почувствовал радость учения, удовольствие, а не трудность и огорчение.

  1. При сообщении домашнего задания:

  • помогаю найти конкретный параграф учебника

  • помогаю ознакомиться с текстом задачи, с заданием к упражнению…

  • даю карточки консультативного характера с планом выполнения работы, с указанием, где прочитать в учебнике разъяснения при затруднении

  • учитываю дозировку домашнего задания

  1. Применяю разноуровневые контрольные работы.

  2. Ведение тетрадей систематического учета знаний

Использую технологическую карту педагогической программы работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

Вид работы

Когда?

Зачем?

Что?

Как?

Работа на уроке

При   выявлении стадии развития, на которой находится ученик, определении зоны его ближайшего развития посредством регулярного мониторинга, диагностики.

Для предотвращения отставания,  своевременного усвоения предмета.

1. Создание микроклимата в классе.
2. Алгоритмизация действий.
3. Удержание интереса.
4. Формирование мотивации к обучению.
5. Стимулирование оценкой, похвалой.

1. Вести карту наблюдения.
2. Работа в группах,  парах.
3. Индивидуальные консультации.
4. Уроки коррекции знаний.
5. Опорные конспекты, памятки.
6. Дидактические игры.

Внеурочная деятельность

При возникновении затруднений:
в изучении нового материала;
выявлении пробелов в знаниях.

Для:
предупреждения неуспеваемости;
ликвидации выявленных пробелов в знаниях;
формирования мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход в работе со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

1. Индивидуальные и групповые консультации.
2. Оказание помощи при выполнении домашнего задания (карточки инструкции, помощь сильных учеников).
3. Творческие задания.




Воспитательная работа

Регулярно, опираясь на контроль со стороны учителей-предметников.

Для формирования личности школьника, мотивации, интереса к учебе

Индивидуально-личностный подход, создание комфортной среды.

1. Вовлечение в кружки, КТД.
2. Проведение тематических классных часов, предметных недель.
3. Опора на хобби.

Со слабоуспевающими детьми работаю как на уроке, так и после уроков, вовлекаю в кружковую работу, привлекаю к коллективным творческим делам. Так, Лёша успешно занимается в секции бокса, а Савелий любит играть в футбол. К сожалению Матвей из-за своего неуживчивого характера и обидчивости, пытаясь посещать несколько кружков в спортшколе и ДТЮ, больше одного занятия не выдерживает, бросает, его пугают трудности.

Работа с родителями

При отставании в учебе, пропусках занятий, невыполнении домашних заданий, несоответствующей обстановке в классе, семье.
Работа ведется регулярно.

Для оказания профессионально-педагогической помощи родителям; выяснения причин неуспеваемости;
установления единых требований.

Определение типа ученика и причин неуспеваемости. Формирование как внутренних, так и внешних  мотивов. 
Помощь родителям в коррекции успеваемости ребенка.

Тематические родительские собрания.
Индивидуальная и коррекционная работа с родителями.
Совет профилактики.

Собеседование с психологом, взаимодействие с логопедом

Советую родителям начинать работу с установления контакта и доверия: не читать нотации; отказаться от скандалов и наказаний. Благожелательная поддержка любого, даже самого слабого успеха, выдержка и спокойствие – вот правильная линия поведения родителей в таких случаях. Родители, к сожалению, не всегда это понимают.

Осуществляю взаимодействие с психологом Долотовой Кристиной Геннадьевной. При обследовании неуспевающего Савелия выяснилось, что у него положительное отношение к школе, но школа привлекает его внеучебной деятельностью. Достаточно благополучно чувствует себя в школе. Однако чаще ходит в школу, чтобы общаться с друзьями и учителями. У него высокий уровень мотивации: учится, чтобы получать знания, чтобы приносить пользу людям, чтобы продолжить образование, на уроках узнавать много нового, сделать родителям приятное, получать ответы на интересующие вопросы, не хочет быть в классе последним, чтобы в будущем найти хорошую работу, учение-самое важное и нужное дело в моей жизни. Любимые предметы –немецкий язык, литературное чтение, информатика, музыка.

Тесно взаимодействую с учителями –предметниками. Так, для слабоуспевающих и неуспевающего Савелия Елена Васильевна проводит дополнительные занятия каждую пятницу. Трудность состояла в том, что он старается убежать с дополнительных занятий, считает это чем то постыдным. Неоднократно проводились беседы с родителями, консультации и мной и Еленой Васильевной. Привлекла сильных учеников класса для оказания эмоциональной поддержки и помощи. Они учат с ним слова и буквы, поддерживают. Думаю, у нас всё получится.

А вот с Лёшей сложнее. У него средний уровень мотивации, положительное отношение к школе, однако ходит в школу, чтобы общаться с друзьями и одноклассниками, учителями. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, а учебный процесс малопривлекателен. Любимые предметы: русский язык, литературное чтение, ОПК, технология, физкультура. Не любит математику и немецкий язык. Нужна помощь со стороны психолога и логопеда. Родители, к сожалению, на протяжении нескольких лет игнорируют мои просьбы о необходимости занятий с логопедом, т.к. водить его в ДТЮ к Ирине Андреевне, заниматься с ним, контролировать для них утомительно, и вообще папа считает, что проблем у них нет, всё замечательно….. Но работа ведётся, особенно по повышению самооценки и мотивации. Не далее, как вчера он получил первую четвёрку по русскому языку за контрольное списывание, дети даже захлопали в ладоши на уроке, а сам сказал…..я всё же могу!. Конечно, ежедневная работа даёт свои результаты, и если он писал диктанты, допустив 50 ошибок, то теперь только 15…….По чтению учим стихи неделю. Трудности по немецкому языку также возникают, в основном из за невыполнения домашних заданий, забывчивости и т. д.