СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со слабыми детьми.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовая программа в работе со слабоуспевающими детьми во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Работа со слабыми детьми.»

ЖАНА-АУЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА









2 «б» класс







учитель начальных классов:

Макишева Зухра Сергеевна







2017/2018 учебный год

Программа индивидуальной работы

со слабоуспевающими учащимися 2 «Б» класса


2017/2018 учебный год

Пояснительная записка

Одной из главных проблем, которую приходится решать педагогам наших школ, - это работа со слабоуспевающими учащимися. Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Не секрет, что количество таких учащихся в школах составляет примерно 10-15 %. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися всех служб образовательного учреждения. Основу такой работы может составлять Положение о деятельности педагогического коллектива со слабоуспевающими учащимися и их родителями.

Основная проблема – это несоответствие структуры образовательного пространства массовой школы, традиционных форм образования особенностями личности каждого ребенка затруднения в обучении, связанные с состоянием здоровья: - занятия спортом; - какими либо видами художественного творчества; - неблагоприятной обстановкой в семье. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность очень скоро исчезает, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникает. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получая постоянное положение от учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена продуманная система помощи ребенку, заключающая в серии «подсказок», в основе которых лежит последовательность операций, необходимых для успешного обучения. Кроме того, этим детям необходимо большее количество на отработку навыка.

Цель программы

- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку и математике; - создание условий для успешного индивидуального развития ребенка.

Задачи программы:

— создание ситуации успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;

— пробуждение природной любознательности;

— создание максимально благожелательных отношений учителя и окружающих школьников к слабому ученику

— вовлечение уч-я в совместный поиск форм работы, поля деятельности.





Программа направлена на удовлетворение потребностей:

Учащихся:

Получение знаний за курс 2 класса

Выбор форм получения знаний.

Родителей:

В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;

В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.

Школы:

Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.



Педагогические технологии, используемые при работе:

- индивидуализация образовательного процесса;

- обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;

- диалоговая форма обучения;

- игровые формы;

- памятки, карточки, творческие задании

- вовлечение в групповую работу

- вовлечение в проектную деятельность



Формы контроля:

- устные и письменные опросы;

- самостоятельные и проверочные работы;

- предметные тесты;

- собеседования;

- контрольные работы.

Принципы построения - приоритет индивидуальности, самобытности, самооценки ребенка.

Принципы реализации - создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности; - выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.

Планирование различных видов дифференцируемой помощи:

1.        Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.

2.        Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)

3.        запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.

4.        указание алгоритма решения или выполнения.

5.        Указание аналогичной задачи, решенной раньше.

6.        Объяснение хода выполнения подобного задания.

7.        Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.

8.        Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.

9.        Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания. 

10.    Выдача ответа или результата выполнения задания.

11.    расчленение сложного задания на элементарные составные части.

12.    Постановка наводящих вопросов.

13.    Указание правил, на основании которых выполняется задание.

14.    Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.

15.    Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.


Работа с родителями

1 Организация индивидуальной беседы родителей и учителя

2. Родительское собрание Подкрепляется методическими рекомендациями и практикумом. Рекомендация методической литературы по отдельным предметам.

3.Приглашение на уроки с целью определить интеллектуальный уровень ребёнка на фоне классного коллектива.

4.Создание коррекционных тетрадей

5.Обмен информацией между учителем и родителями об итогах практических заданий, на определённом этапе обучения.

6.Совместное выполнение произвольных заданий по предметам родителя и ученика.

7. Создание Папки - Копилки, где накапливаются задания для развития логического мышления (задачи на смекалку, кроссворды, ребусы, перевёртыши, каверзные вопросы)


Этапы работы со слабоуспевающими детьми:

  1. Наметить учащихся со слабой успеваемостью.

  2. Составление плана работы с детьми.

  3. Реализация плана в течение учебного года.

  4. Подведение итогов работы. Анализ проделанной работы.


Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости

1 группа

посредством содержания

2 группа

посредством организации деятельности

3 группа

посредством воспитательных воздействий в плане общения, отношения, внимания

1.Особый подход к освещению учебного материала, характер его преподнесения:

а) эмоционально-образный;

б) аналитический (разъяснительный);

в) деловой;

г) необычный.

2.Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:

а) важность отдельных частей;

б) трудность, сложность;

в) новизна, познавательность материала;

г) историзм, современные достижения науки;

д) интересные факты, противоречия, парадоксы.

3.Задания с интересным содержанием, занимательными вопросами.

4.Показ значимости знаний, умений:

а) общественной

б) личностной

5. Межпредметные связи

1.Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач

2.Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, к работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.

3.Характер деятельности (копирующий,репродуктивный,

творческий)

4.Создание ситуаций различного характера: интеллектуального, игрового, эмоционального.

5.Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.

6.контроль за деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.

7.Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий и т.д.

  1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.

  2. проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.

  3. Проявление учителем собственных качеств, данных личности ( в плане общения, эрудиции, отношения к предмету, деловых качеств…) и побуждение учащихся к подобным проявлениям

  4. Организация дружеских взаимоотношений в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь)


Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

  • Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

  • Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

  • Предложение учащимся примерного плана ответа.

  • Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

  • Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала


  • Применение мер поддержания интереса к усвоению темы

  • Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

  • Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

  • Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

При организации самостоятельной работы

  • Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

  • Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

  • Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

  • Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

  • Напоминание приема и способа выполнения задания.

  • Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

В ходе самостоятельной работы на уроке

  • Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

  • Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

  • Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

  • Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

  • Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправление.



Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников


Формируемые отношения

Этапы работы

1

2

3

Отношение к содержанию учебного материала

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости

Занимательный материал,касающийся сущности изучаемого

Существенный, важный, но непривлекательный материал

Отношение к процессу учения

(усвоение знаний)

Действует учитель – ученик только воспринимает

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса

Отношение к себе, к своим силам

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий

Поощрение успеха в работе, требующей некоторых усилий

Поощрение успеха в работе, требующей значительных усилий

Отношение к учителю (коллективу)

Подчеркнутая объективность, нейтралитет

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие

Использование осуждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

Профилактика неуспеваемости


Этапы урока

Акценты в обучении

В процессе контроля за подготовленно­стью учащихся


Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшие затруднения. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. По окончании усвоения темы или раздела, обобщать итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков школьниками, выявлять причины отставания.

При изложении нового материала


Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал.

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке

Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала, стремясь меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе, достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполнять ее в должном темпе и осуществлять контроль.

При организации самостоятельной работы вне класса

Обеспечить в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять степень понимания этих инструкций слабоуспевающими школьниками. Согласовать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников.

1.При  опросе  слабоуспевающим  школьникам  даётся примерный  план  ответа,  разрешается  пользоваться  планом,  составленным  дома,  больше  времени  готовиться  к  ответу  у доски,  делать предварительные  записи,  пользоваться  наглядными  пособиями.

2.Ученикам  задаются  наводящие  вопросы,  помогающие  последовательно  излагать материал.

3.При  опросе  создаются  специальные  ситуации  успеха.

4.Периодически  проверяется  усвоение  материала  по  темам  уроков,  на  которых ученик  отсутствовал.

5. В ходе  опроса  и  при  анализе  его  результатов  обеспечивается  атмосфера благожелательности.

В  процессе изучения  нового  материала  внимание слабоуспевающих  концентрируется  на  наиболее  важных  и  сложных  разделах изучаемой  темы,  учитель  должен  чаще  обращаться  к  ним  с  вопросами  на  понимание,  привлекать  их  в  качестве  помощников,  стимулировать  вопросы  учеников  при  затруднении  в  освоении  нового  материала.

     В  ходе самостоятельной  работы  слабоуспевающим  даются упражнения,  направленные  на  устранение  ошибок,  допускаемых ими  при  ответах  или  в  письменных  работах:  отмечаются  положительные  моменты  в  их  работе  для стимулирования  новых  усилий,  отмечаются  типичные  затруднения  в  работе  и  указываются  способы  их  устранения,  оказывается  помощь  с  одновременным  развитием  самостоятельности.

     При  организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников  подбираются  задания по  осознанию  и исправлению  ошибок:  проводится  подробный  инструктаж  о  порядке  выполнения  домашнего  задания,  при необходимости  предлагаются  карточки  консультации,  даются задания  по повторению  материала,  который  потребуется  для  изучения  нового.  Объём  домашних  заданий  рассчитывается  так,  чтобы  не  допустить  перегрузки  школьников.

Прогнозируемый результат

Учащиеся должны знать и уметь:

- применять правила правописания на изученные орфограммы; - различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки; - воспроизводить наизусть результаты табличного сложения любых однозначных чисел; выполнять вычитание, используя таблицу сложения; - воспроизводить наизусть результаты табличного умножения любых однозначных чисел; выполнять деление используя таблицу умножения; - решать задачи в одно, два действия; - выполнять письменное сложение и вычитание.



Список слабоуспевающих

обучающихся 2 «б» класса

в 2017-2018 учебном году



п/п

Фамилия Имя ученика

Примечание (пед.запущенноть, болезнь и пр.

Результат на конец четверти (успевает, не успевает, по каким предметам)

Итог учебного года

1 чт

2 чт

3 чт

4 чт

1

Текучёв Кирилл

-Отсутствие навы-ков самостоятель-ности в работе;

-Низкая техника письма;

-Низкая техника чтения;

-Нарушение орфографической зоркости;

-Недостаточная домашняя подготовка















 План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися

на 2017- 2018 учебный год.

 

Мероприятия

Срок

1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель:

а) Определение фактического уровня знаний детей.

б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации.

Сентябрь

2. Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, обязательно, в ходе беседы с самим ребенком.

Сентябрь

3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть.

Сентябрь, обновлять по мере необходимости.

4. Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть.

В течение учебного года.

5. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса. Лучше бы вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. Это здорово помогает в работе.

В течение учебного года.


6. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету.

В течение учебного года.

7. Встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися

В течение учебного года.



Содержание работы

Сроки

1.

Взять на учёт всех учащихся, имеющих отклонения в обучении.

2 класс

2.

Проводить собеседования с такими учащимися, проверять запись д/задания в дневнике, контролировать посещение уроков.

Постоян.

3.

Учёт промежуточных результатов.

1 раз в месяц

4.

Учёт проделанной учителем работы.

1 раз в месяц

Тематическое планирование по математике

2 «б» класс

п

Темы дополнительных занятий

Дата проведения

Отметка о выполнении

сентябрь

1-4

Нумерация чисел в пределах 10.

Отработка таблицы сложения и вычитания.

Решение примеров.

09.09


16.09


23.09


30.09


октябрь

5-8.

Приёмы устных вычислений в пределах 20. Отработка таблицы сложения и вычитания.

Решение примеров.

7.10


14.10


21.10


27.10


ноябрь

9-11.

Решение задач изученных видов.


11.11


18.11


25.11


декабрь

12-16.

Приёмы сложения и вычитания чисел в пределах 100, основанные на знании десятичного состава числа.

Решение примеров.

02.12


09.12


15.12


23.12


29.12


январь

17.

Единицы стоимости: рубль, копейка

13.01


18.

Решение задач. Единицы стоимости

20.01


19

Решение примеров

27.01


февраль

20-21.

Час. Минута. Определение времени по часам.

03.02


10.02


22-23.

Порядок действий. Скобки.


17.02


24.02


март

24.

Письменный приём сложения

03.03


25.

Письменный приём вычитания

10.03


26.

Письменные приёмы сложения и вычитания.

17.03


апрель

27-29.

Уравнение.

Решение уравнений способом подбора.

07.04


14.04


21.04


30.

Решение задач с помощью уравнений.

28.04


май

31

Геометрические фигуры.

5.05


32-33.

Периметр и площадь.

12.05


19.05


34.

Закрепление изученного. Тест.

24.05












Тематическое планирование по русскому языку

2 «б» класс

п

Темы доп. занятий

Дата проведения

Отметка о выполнении

сентябрь

1-2

Алфавит

09.09


16.09


3-4

Звуки и буквы.

23.09



30.09


октябрь

5-6.

Гласные буквы.

7.10




14.10


7-8.

Согласные буквы.

21.10


27.10


ноябрь

9-11.

Согласные звуки твердые и мягкие, звонкие и глухие.


11.11


18.11


25.11


декабрь

12-13.

Слог. Слово.


02.12


09.12


14-15.

Деление на слоги.


15.12


23.12


16.

Правила переноса слов .

29.12


январь

17.

Ударение.

13.01


18-19

Ударная гласная в корне слова.

20.01


27.01



февраль



20-21.

Безударная гласная в корне слова.

03.02


10.02


22-23.

Слоговое чтение.

17.02


24.02


март

24-26.

Отработка навыка чтения.

03.03


10.03


17.03


апрель

27-28.

Списывание с печатного текста.

07.04


14.04


29-30.

Предложения.

21.04


28.04


май

31-32

Письмо под диктовку букв, слогов, слов. Проговаривание.

05.05


12.05


33.

Диктант .

19.05


34.

Техника чтения. Тест

24.05