СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со словарными словами

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок.

Просмотр содержимого документа
«Работа со словарными словами»

Как я работаю со словарными словами

В начальной школе программой по русскому языку предусмотрено обязательное изучение слов, правописание которых правилами не проверяется. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является задача научить ребенка писать эти слова без ошибок.

Особую важность приобретает использование разнообразных методов, приемов, способов, которые являются более эффективными для прочного запоминания грамотного написания словарных слов.

Итак, по программе образовательного учреждения начальные классы (1 – 4) «Русский язык» автор Рамзаева Т.Г. дается для изучения 225 слов: во 2 классе – 51 слово, в 3 классе -105 слов, в 4 классе – 69 слов.

Виды упражнений со словарными словами

  1. Формирование фонетических понятий.

  1. Выпишите слова с безударной гласной А (О,Е) по теме «Овощи», «Одежда», «Инструменты», «Школа» и т.д.

  2. Выпишите слова в 2 столбика: в 1 столбик – с глухими согласными на конце слова, во 2 столбик – со звонкими согласными на конце слова (завтрак, народ, адрес, рисунок, морковь, багаж, овес, медведь и т.д.)

  3. Запишите слова, начинающиеся на букву Р (М,Л и т.д.).

  4. Запишите слова, располагая их в алфавитном порядке, вставляя пропущенные буквы. Поставьте знаки ударения.

  5. Запишите слова с Ь в середине слова, в конце слова.

  6. Приведите примеры слов с ударением на 1 слоге (на 2 слоге, на 3 слоге …).

  7. Выпишите слова, в которых все согласные твердые, все согласные мягкие.

  8. Игра» Какие гласные выпали из слов?»

Д_ревн_, к_ньки, т_л_фон, м_л_ток, п_ртрет, с_ло_ма

  1. Игра «Отгадай слово»


О


О



О


О




О


О



(ворона, сорока, корова, молоко, солома)

К … пуста … бед аЛЛея

Р бота к … ньки ко… екция

С поги с … рока ко… лектив

П льто т … варищ мета …

З вод яг … да

10. Отгадать слова по данному первому слогу: ГО – город, горох, горизонт, …

Или наоборот, дать конец слова, а учащиеся придумывают начало:

Слова спокойно жили в книжке,

Но книжку вдруг погрызли мышки.

От слов начала откусили,

Из книжки в нору утащили.

  1. Игра «Собери слово»

пус, ка, та; роз, мо; же, ин, нер и т.д.

  1. Найдите слова на данную букву алфавита, запомните их написание и запишите по памяти в тетрадь.

  2. Игра «Расшифруй слово»

Заменить цифрами буквы алфавита и прочитать слово: 2, 10, 13, 6, 20 (билет).

  1. Выборочный диктант. Дети записывают только словарные слова из диктуемого текста (По шоссе едет автомобиль,)

  2. Письмо с пропуском, т.е. пропускают ту букву, в которой есть «опасное» место.

  3. «Найди ошибку». Находя чужую ошибку, ребята учатся находить и устранять собственные ошибки, а затем и не допускать их появление.

  4. Отгадывание ребусов со словарными словами.

11. Работа над составом слова

Совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

  1. Образуйте от данных слов родственные слова. Укажите, при помощи чего они образовались?

  2. Подберите слова к схемам:

Корень, окончание; корень, суффикс, окончание; приставка, корень, окончание.

  1. От слов: береза, капуста, лопата, машина образуйте новые слова с суффиксом –К-.

  2. Игра «Найди лишнее слово» - различать однокоренные слова и формы одного и того слова: береза, березовый, березняк, подберезовик, березка, березонька, березки.

  3. Составьте словосочетания, вставляя нужные окончания:

ребят… весел…; берез… кудряв…

  1. Составьте слова по схемам:

Лис а ник

  1. Шарада. Задуманное слов однокоренное со словом красивый, приставка в нем такая же, как в слове превращаться, суффикс как в слове цветной, окончание как в слове морковный. А в целом слово является прилагательным.

  2. Найди в тексте однокоренные слова.

  3. Работа над деформированным предложением (Мой папа дал объявление (газета).

  1. Морфологические упражнения – осознание учащимися морфологического строя русского языка.

  1. Подберите словарные слова, обозначающие предметы, признаки предметов, действия предметов.

  2. Выпишите из словаря по 5 слов 1 склонения, 2 склонения, 3 склонения.

  3. Составьте словосочетания, определите падеж имен прилагательных: Воробей (какой?), газета (какая?)

  4. Выпишите из словаря слова в 3 столбика:

1 столбик – слова женского рода, во 2 столбик – слова мужского рода, в 3 столбик – слова среднего рода

  1. Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос кто?:

… на ухо наступил. Слово не … , вылетит - не поймаешь.

  1. Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи: адрес – адресный, переадресовать.

1V. Синтаксические упражнения- осознание синтаксического строя родной речи и грамотно выражать свои мысли в форме предложений.

1. К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика.

Огурец в небе

Воробей в огороде

Комната в доме

  1. Составьте предложения с данными словами.

  2. Составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, восклицательные.

  3. Составьте предложения с словосочетаниями: узкая лестница, детский рисунок

  4. Замените предложения одним словарным словом: Комната для занятий в школе, край земли у водной поверхности.

  5. Восстановление деформированного предложения: огород, растет, в , картофель.

  6. Выделите в предложении словосочетания со словарным словом: Андрюша вынул из кармана носовой платок.

  7. Восстановить деформированный текст.

  8. Разделить текст на предложения.

  9. Смоделировать предложение по схеме:

Подлежащее, сказуемое, определение, дополнение.

V. Лексическое упражнение – активизировать словарь детей.

1. Найдите в каждой строчке лишнее слово:

Автомобиль, урожай, трамвай, самолет

2. Сгруппируйте слова по темам: малина, лисица, земляника, заяц, пенал, карандаш.

3. По опорным словам составьте небольшой рассказ на тему «Школа», «Птицы», «Животные» и т.д.

4. К словам багаж, дорога, подберите синонимы, составьте с ними предложения.

5. К словам весело, хорошие … подберите антонимы. Придумайте небольшой рассказ, используя эти слова.

6. Подобрать синонимы к словам с переносными значениями: чистая тетрадь, чистые руки, чистое небо. У девочки короткая память. Часы идут правильно.

7. Подбор сравнений: Трактор шумел как …

8. Словарный диктант. Из данных слов составьте короткий рассказ.


Положительные результаты дала работа по методике С.Н.Лысенковой.

Составлено11 блоков для 2 класса.

1 блок. Учебные вещи: карандаш, тетрадь, пенал, спасибо

2 блок. Россия: Москва, Родина, город, деревня, фамилия.

3 блок. На реке: хорошо, весело, быстро, скоро, вдруг – 3кл

4 блок. Наш огород: ягода, капуста, урожай, береза, осина

5 блок. Класс: класс, ребята, девочка, товарищ, ученик

6 блок. В школе: дежурный, учитель, учительница, русский язык, много

7 блок. Завод: машина, завод, работа, рабочий, народ, лопата

8 блок. Птицы: сорока, ворона, воробей, соловей – 3 кл, петух

9 блок. Зимой: мороз, ветер, коньки, суббота, иней

10 блок. В магазине: посуда, молоко, одежда, пальто, платок, сапоги

11 блок. Животные: корова, собака, заяц, медведица, лисица

Понедельник: Ознакомление с блоком, орфографическое проговаривание- 3 раза, запись слов в инд. Словарики с выделением орфограмм и ударений, выяснение значений этих слов, озаглавливание блока.

Вторник: Запись в тетрадь по слогам, для переноса (орфографически проговаривая)

Среда: Составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений

Четверг: Составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание своего текста, отбор лучших текстов

Пятница: Словарный диктант (5 – 10- 15 слов из трех первых блоков)

Для закрепления словаря 2 класса нужно составить авторский зрительный диктанты 11 наборов и проводить по методике П.С.Тоцкого:

  1. Весь набор из 6 предложений записать на доске)

  2. Читать весь набор 3 раза орфографически (по слогам)

  3. Закрыть весь набор предложений.

  4. Высвечиваю по 1 предложению, дети читают глазами, стираю предложение, дети его записывают.

Использованная литература:

  1. Журналы «Начальная школа» 2004-2014 год

  2. Из личного опыта работы