Мастер класс «Работа со словарными словами»
Я хочу показать приемы и методы работы над темой: «Работа со словарными словами». Я поделюсь с вами, какие виды работ в изучении словарных слов я использую.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя,
а систематическая, хорошо организованная работа,
педагогически целесообразно построенная,
связанная со всеми разделами курса русского языка»
ученый - методист А. В. Текучев
Словарные слова я делю на темы: «Дни недели, месяцы, временные отрезки»; «Дом, предметы в доме, музыкальные инструменты»; «Животные (Звери, птицы, насекомые и т.д.)»; «Имена прилагательные, глаголы, предлог» и т.д. Так учащимся легче их запоминать.
Так как один раз в две недели проводится словарный диктант работать со словарными словами приходится на каждом уроке. В зависимости от темы урока я уделяю этой работе от двух до пяти минут.
Работа проводится в группах. Это я делаю с помощью следующих видов работ:
Задание, предусматривающее использование знаний по фонетике.
«Внимательно рассмотрите буквы. Новое словарное слово вы определите самостоятельно, если уберёте буквы, обозначающие глухие парные согласные звуки».
о ш д с н а т ж д ф п ы (однажды)
Задание, направленное на применение знаний по орфографии.
Вам предлагается составить новое словарное слово из букв, которые являются орфограммами в этих словах.
Здравствуй, гора, лук, глаз, малина, аллея. (Вокзал)
Чтение слов по буквам, подходящим к шифру.
Посмотрите на предложенный ряд букв, среди которых есть буквы нового словарного слова. Шифр указывает порядковые номера букв, составляющих незнакомое слово.
б н ю г а к р л ж о д ц
Шифр: 2, 5,7,10,11. (народ)
Чтение слов по буквам, оставшимся после исключения тех, которые указаны в шифре.
В этом упражнении шифр показывает, какие буквы по счёту нужно исключить, чтобы прочитать новое слово.
а п р и о я к с у б л д е а м
Шифр: 1,3,4,6,7,10,11,13,15. (посуда)
Графические ассоциации – мнемотехника (по схожести изображения).
“Мнемоника (греч.Mnemonika – искусство запоминания). Мнемотехника – совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций”
Суть – увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках.
