Работа со словарными словами на уроках русского языка
Учитель: Коннова Н.Б.
Стремясь к цели - научить учащихся правильно грамотно писать непроверяемые слова, не требую зазубривания слов. Этот способ скучен, и нельзя рассчитывать, что дети добьются успеха, если изо дня в день, будут заниматься нудной для них работой. Расскажу о двух способах запоминания слов, которые, как мне кажется, дают возможность обойти камень преткновения - зубрежку
Первый способ. Нужно использовать любую возможность, чтобы около слова "зажечь звездочку", связать со словом какие-то яркие образы, что-то удивительное, найти неожиданный поворот в толковании слова. Например, слова стеклянный, оловянный, деревянный являются исключениями из правила, по которому прилагательные с суффиксом -ЯН- имеют только одно Н. Чтобы запомнить исключения из этого правила, нужно сделать одну простую вещь: посмотреть на окно. Здесь есть стекло -стеклянный, рама -деревянный, ручки и петли, сделанные из металла- предположим, что из олова, -оловянный. Как любопытно, что окно будто для того и создано, чтобы иллюстрировать исключения из правила, или, наоборот, исключения так кто-то подобрал.
Зная историю слов, легче запомнить их написание. Поэтому требую связать правописание и историю слова. Синицу раньше называли синей птицей, поэтому оно сИница. Снегирь появлялся около человеческого жилья с зимой, в большие морозы, когда снег в лесу скрывает его корм. В представлении людей эта птица связана со снегом - и вот он и СнЕгирь. Канарейка завезена в Европу с Канарских островов, это ее родина. Спасибо - не что иное, как "спаси" и "Бог".
Можно предложить ученикам экскурс в историю слова. Например, можно сообщить, что морковь-это современное название овоща, а в древнерусском языке исходной формой было моркы.
Второй способ. Большая работа со словом. Слова в разделах "Пиши правильно" подобраны по тематическому принципу. Что можно делать с тематическими группами слов?
1. Составить словосочетания, предложения. Это поможет познакомиться со связями слова в грамматике и семантике, а позже и с его стилистикой. Правильно написать слово в контекст - это сложная работа. Например,
1. Мои часы ходят абсолютно точно -это настоящий ___________.
2. Без __________ проездной билет недействителен.
3.Раньше в метро объявляли: Не прислоняться - двери открываются _________.
4.Чтобы разогнать душный воздух в помещении, надо включить ___________.
Слова для справок: хронометр, компостер, автоматически, вентилятор.
2. Сочинить рассказ. В одном пансионате собрались пять человек с абсолютно разными характерами: нигилист, педант, фанатик, фаталист, и циник. Опишите обстановку, в которой произошла встреча: изобразите сам момент встречи, внешний вид и манеру приветствия носителей указанных определений.
3. Проделать словообразовательную работу: разобрать слова на "детали", подобрать, придумать "родственников" одиноким словам.
4. Работа со словарем. Отработка умений и навыков написания словарных слов в различных видах диктантов: объяснительный, словарный, творческий, проверочный, самодикант и т.д. Таким образом, словарная работа должна вестись систематически, тогда и будет положительный результат. Даже конкурс в написании словарных диктантов устраивала. Детям нравится.