СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы. Работа со словарными словами на уроках русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу поделиться с коллегами  опытом работы со словарными словами на уроках  русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы. Работа со словарными словами на уроках русского языка»

Работа со словарными словами на уроках русского языка

Учитель: Коннова Н.Б.

Стремясь к цели - научить учащихся правильно грамотно писать непроверяемые слова, не требую зазубривания слов. Этот способ скучен, и нельзя рассчитывать, что дети добьются успеха, если изо дня в день, будут заниматься нудной для них работой. Расскажу о двух способах запоминания слов, которые, как мне кажется, дают возможность обойти камень преткновения - зубрежку

Первый способ. Нужно использовать любую возможность, чтобы около слова "зажечь звездочку", связать со словом какие-то яркие образы, что-то удивительное, найти неожиданный поворот в толковании слова. Например, слова стеклянный, оловянный, деревянный являются исключениями из правила, по которому прилагательные с суффиксом -ЯН- имеют только одно Н. Чтобы запомнить исключения из этого правила, нужно сделать одну простую вещь: посмотреть на окно. Здесь есть стекло -стеклянный, рама -деревянный, ручки и петли, сделанные из металла- предположим, что из олова, -оловянный. Как любопытно, что окно будто для того и создано, чтобы иллюстрировать исключения из правила, или, наоборот, исключения так кто-то подобрал.

Зная историю слов, легче запомнить их написание. Поэтому требую связать правописание и историю слова. Синицу раньше называли синей птицей, поэтому оно сИница. Снегирь появлялся около человеческого жилья с зимой, в большие морозы, когда снег в лесу скрывает его корм. В представлении людей эта птица связана со снегом - и вот он и СнЕгирь. Канарейка завезена в Европу с Канарских островов, это ее родина. Спасибо - не что иное, как "спаси" и "Бог".

Можно предложить ученикам экскурс в историю слова. Например, можно сообщить, что морковь-это современное название овоща, а в древнерусском языке исходной формой было моркы.

Второй способ. Большая работа со словом. Слова в разделах "Пиши правильно" подобраны по тематическому принципу. Что можно делать с тематическими группами слов?

1. Составить словосочетания, предложения. Это поможет познакомиться со связями слова в грамматике и семантике, а позже и с его стилистикой. Правильно написать слово в контекст - это сложная работа. Например,

1. Мои часы ходят абсолютно точно -это настоящий ___________.

2. Без __________ проездной билет недействителен.

3.Раньше в метро объявляли: Не прислоняться - двери открываются _________.

4.Чтобы разогнать душный воздух в помещении, надо включить ___________.

Слова для справок: хронометр, компостер, автоматически, вентилятор.

2. Сочинить рассказ. В одном пансионате собрались пять человек с абсолютно разными характерами: нигилист, педант, фанатик, фаталист, и циник. Опишите обстановку, в которой произошла встреча: изобразите сам момент встречи, внешний вид и манеру приветствия носителей указанных определений.

3. Проделать словообразовательную работу: разобрать слова на "детали", подобрать, придумать "родственников" одиноким словам.

4. Работа со словарем. Отработка умений и навыков написания словарных слов в различных видах диктантов: объяснительный, словарный, творческий, проверочный, самодикант и т.д. Таким образом, словарная работа должна вестись систематически, тогда и будет положительный результат. Даже конкурс в написании словарных диктантов устраивала. Детям нравится.