Многие русские слова сами по себе
излучают поэзию, подобно тому,
как драгоценные камни излучают
таинственный блеск…
К.Г.Паустовский
На уроках литературы важную роль для понимания идейно-художественного богатства произведения играет словарная работа.
Главными ее задачами являются облегчение понимания текста художественного произведения, обогащение языковых знаний детей.
Школьники узнают, что посредством слова писатели и их читатели вступают во взаимное общение. Анализ словаря литературного произведения покажет учащимся, с каким величайшим мастерством художники слова используют языковые богатства, какого изумительного искусства достигают они при передаче различных оттенков мысли и чувства посредством слова.
На уроках литературы, попадая в творческую лабораторию писателей, дети должны видеть их титанический труд в подборе нужного слова. Живой пример для школьников необходим, так как воспитательное воздействие его необычайно велико. Например, читая черновики басен И.Крылова, ребята узнают, что такая, казалось бы, простая фраза из басни «Ворона и Лисица» - «На ель Ворона взгромоздясь, позавтракать было совсем уж собралась» – возникла после долгих поисков. Так, в первоначальном варианте было:
«На дерево повыше взгромоздясь,
За сыр было Ворона принялась…».
В первом печатном варианте:
«Ворона, сидя на суку,
Сбиралась уж клевать кусочек свой сырку…».
Очень поучительно и интересно учащимся познакомиться с работой писателей над синонимами. На уроках внеклассного чтения при изучении произведений А.С. Пушкина целесообразно предлагать карточки с вариантами текста для установления причины замены подходящих для контекста определений.
Таблица 1
Варианты текста А.С. Пушкина в исторической балладе
«Песнь о вещем Олеге»
Первоначальный вариант | Окончательная редакция |
«Он по полю едет на смирном коне» | «Князь по полю едет на верном коне» |
«Идет престарелый кудесник» | «Идет вдохновенный кудесник» («Песнь о вещем Олеге») |
« В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла в желтоватой мгле…» | « В одну минуту дорогу занесло, окрестность исчезла во мгле, мутной и желтоватой …» |
« Погода утихла, тучи расходились. Перед ним была равнина, устланная чистым ковром». | « Погода утихла, тучи расходились. Перед ним была равнина, устланная белым волнистым ковром». ( «Метель») |
Слова Егоровны: «Напрасно Кирила Петрович и горячится… не на робкого напал. Мой Владимир Андреевич и сам за себя постоит» | Мой соколик и сам за себя постоит» |
Куда больно спесив Кирила Петрович, а небось прикусил язычок, когда Гриша сказал ему: «Вон, старый пес, долой со двора!» | Куда больно спесив Кирила Петрович, а небось поджал хвост, когда Гришка мой крикнул ему: «Вон, старый пес, со двора!» |
Такая работа развивает мыслительную деятельность, расширяет кругозор, учит анализировать, сопоставлять слова, заставляет детей обращаться как к значению самого слова, так и к художественному тексту. Школьники приходят к выводу, что слово верный в тексте использовать уместней, потому что для Олега конь – друг, который не раз спасает его в бою. Анализируя слово престарелый, понимают, что оно обозначает возраст и не раскрывает образ кудесника, а вот слово «вдохновенный» к тексту подобрано точно: кудесников уважали, считали мудрыми, умеющими предсказывать будущее, верили, что свою мудрость, знания они получали от богов, боги их вдохновляли.
В результате такой работы дети будут серьезнее относиться к языку своих письменных работ, у них будет возникать желание проанализировать свои сочинения с точки зрения языка.
Важно показать детям, что одно и то же слово может иметь различные значения в разных текстах: [2].
«Был у него славный князь Владимир стольно-киевский;
Приехали они ко этой славной ко сошке кленовенькой;
Они сели на добрых коней, поехали по славному раздольицу…».
В первом предложении данное слово означает известный, именитый, во втором – хорошей, крепкой, в третьем – широкому, просторному. В романе А.С. «Дубровский» слово охота выступает в разных значениях. Кирила Петрович …выехал на охоту с обыкновенной своей пышностью…» (охота – поиски и ловля птиц, зверей). «На возвратном пути Троекуров со всею охотой нарочно поехал полями Дубровского (охота – снаряжение, охотники на лошадях, своры собак). Андрей Гаврилович не имел ни охоты, ни возможности сыпать деньгами. (охота – желание).
Для понимания произведения очень большое значение имеет выразительное чтение. Посредством интонации, мимики, пауз, жеста будут хорошо понятны слова и выражения, даже необычные для речи учащихся.
Должны различаться интонации при чтении слова горда :
«… горда, ломлива, своенравна и ревнива»( А.С.Пушкин « Сказка о мертвой царевне»).
«Горда ты – ты плакать не хочешь» (Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»).
В первом случае надо дать почувствовать интонацию осуждения, укора, во втором – интонацию сочувствия, одобрения, уважения. Выразительное чтение – это прекрасная возможность словарной работы, так как побуждает школьников вдумываться в значение слов.
Большое значение на уроках литературы нужно придавать пониманию слова в контексте, особенно это поможет детям в самостоятельном чтении произведения. Школьники должны видеть разницу между значением данного слова и его роли в контексте. Такая работа способствует пониманию незнакомого слова. Например, Герасим «возился и хлопотал так, что даже барыня обратила внимание на его радение» (И.Тургенев «Муму»), «развязали кошли пилигримы» (Н.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»). При этом учащиеся указывают, какие слова в тексте помогли пониманию незнакомого слова.
Иногда, чтобы выяснить значение слова в данном произведении, требуется анализ происхождения слова. Так, слово горница в «Сказке о Мертвой царевне» ведет к слову горний, т.е. находящийся в вышине, высокий, следовательно, горница – помещение в верхней части дома.
Умение подбирать синонимы к словам помогает видеть стилистическую окрашенность слова: ратник – воин, ратай – пахарь, калякать – беседовать. Употребление одного слова вместо другого может менять и характер речи. Например, в предложении «Кирила Петрович весело обозревал свою трапезу» замена слова обозревал словом осматривал изменяет тон речи: в обозревал (слово высокого, торжественного стиля) ярче, чем в осматривал, выражается покровительственное, горделивое, самодовольное отношение надменного Троекурова к своим гостям.
Пониманию слова содействует и его морфемный анализ. При объяснении значения некоторых слов необходимо обращать внимание на корень этого слова. Так, при объяснении, например, слова кольчуга, указывая на корни кольц – кольч, будет понятно значение встретившееся в произведении М.Лермонтова и других поэтов сочетания «кольчуги звон», так как кольчуга – предмет воинского снаряжения в виде рубашки из металлических колец. При объяснении слова лукавый (Кирибеевич – царю: «Обманул тебя твой лукавый раб» М.Лермонтов «Песня про купца Калашникова») надо обратить внимание на корень лук – тот же, что в словах лук – орудие в виде гибкой дуги, – лука – заливной луг, огибаемый рекой. Общее значение корня - изгиб, кривизна. Отсюда значение слова «лукавый» - непрямой, хитрый, коварный. Кирибеевич называет себя лукавым, т.е. неискренним, скрытным. В слове зарядивший корень ряд помогает понять душевное состояние Дарьи. (Н.Некрасов «Мороз, Красный нос»).
Как дождь зарядивший надолго,
Негромко рыдает она.
В связи с таким морфемным анализом слов школьники будут видеть в тексте тавтологию. Например, в этом образе автор изобразил или рассказал интересный рассказ.
При объяснении значения некоторых слов важно учитывать и приставки, они помогают при анализе идейного содержания текста. В стихотворении М.Лермонтова «Бородино» приставка от в слове отдана усиливает патриотическое звучание стихотворения. Не сдана на каких условиях, продиктованных врагом, а отдана, чтобы спасти Россию. При разборе стихотворения М.Цветаевой « Расстояние; версты, мили…», посвященном Б.Пастернаку, приставка рас- указывает на невозможность сближения, встречи, невозможность любви. (Нас расставили, рассадили,..). Трагически звучит у поэтессы тема так и не свершившейся любви. В отрывке из повести М.Горького «Страсть к чтению» должно быть уяснено значение приставки ис в слове исхитрялся. Этой приставкой передается настойчивость в преодолении препятствий, в удовлетворении его страшной жажды чтения.
Немаловажную роль в литературе для понимания художественного замысла произведения играют и суффиксы. Например, А.Солженицын в начале рассказа «Матренин двор» особую атмосферу ладной жизни Матрены рисует уменьшительно-ласкательными формами существительных: базарец, мостик, дворик, оконца, местечко, сахарку и т.д., а к концу рассказа лад разрушается и таких слов останется только два: кухонька и завитые локончики приемной дочери Киры. Героиня оказалась в родном селе непонятой. Писатель мастерски это показывает словами –отрицаниями: у нее НЕ было, она НЕ имела, Не гналась за нарядами, НЕ скопила имущества. И Не как укор, но относится оно не к героине, а ко всем нам: «Все мы жили рядом с ней и НЕ поняли…»
Сделать образ понятным, показать силу его выразительности помогает использование слов и выражений в переносном значении. Такие слова-образы, как: лес улыбается, серебристая роса, бархатная травка не требуют объяснения, потому что чаще всего они понятны детям. Такие же образы, как люди гнездятся в горах, ползают овцы по злачным стремнинам и следующие требуют истолкования.
Слово гнездятся (вьют гнёзда обычно на высоких местах) чаще всего употребляется в речи о птицах. В данном случае поэт использует это слово, говоря о людях, которые строят жилища в горах, нередко на значительной высоте. Поэту жилища людей в горах (сакли) казались маленькими, похожими на гнезда птиц.
Интересную и плодотворную работу над словом можно развернуть при характеристике персонажей. Здесь на первом плане – раскрытие через слово той или иной черты характера, поступков действующих лиц. Словарные наблюдения в связи с характерами героев произведений можно представлять противоположными по значению словами-антонимами, что научит детей сравнивать, сопоставлять, делать выводы о том или ином персонаже.
Существенное значение при проведении разнообразной словарной работы имеют вопросы о смысле слова, направленные на развитие мыслительной деятельности школьников. Особенно полезны такие, которые рассчитаны на сопоставление различных значений слова, на значение слова в разных контекстах. Почему Владимира Дубровского можно назвать великодушным?
Только после такого рода беседы-объяснения можно дать логическое определение, например, великодушный – человек, готовый жертвовать своими интересами ради других.
Характеризуя Платона Каратаева в романе «Война и мир», выясняем, что определение круглый указывает на исчерпанность, законченность. Благодаря одному слову автору удается изобразить внутренне гармоничную личность.
Л.Н.Толстой пишет: «Вся фигура Платона… была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носит, как бы всегда собираясь обнять что-то круглые, приятная улыбка, большие карие нежные глаза были круглые».
К.Г.Паустовскому в своем рассказе при помощи одного слова холодный удается не только раскрыть образ главной героини, Катерины Петровны, но и показать главную идею произведения. автор напоминает нам о холодном, бессердечном отношении людей друг к другу. (Какой холод! Октябрь был холодный… От холодного воздуха… За холодную ветку.. Холодные глаза..).
С большой точностью и образностью Ф.М. Достоевский в своем произведении «Преступление и наказание» подбирает слова. «Он был задавлен бедностью» (говорит он о Родионе Раскольникове). Задавлен указывает на степень результата, на характер существования, заключает в себе оттенок безысходности. Экспрессия повествования создается подбором глаголов; задыхается, дергает, падает, секут.
При работе со словом в тексте важно использовать разнообразные приемы, которые помогут активной работе мысли учащихся, пробудят интерес к слову, разовьют языковое чутье.
Подводя итоги своей работы, хочу отметить, что только систематическая работа над словом в художественном произведении поможет нам воспитать думающего читателя, будет способствовать раскрытию таких моральных понятий, как гордость, великодушие, честность, чувство долга, гуманность, патриотизм.
Список литературы
Пушкин А.С.Полн. собр. соч., т.7. – М.-Л.: Акад. наук СССР, 1949.
Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения.- М., Учпедгиз, 1945. – 313 с.
Ушинский К.Д.Избр. пед. соч.-М.: Учпедгиз, 1945. – 566 с.