СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Работа со словом во внеурочной деятельности как один из способов привлечения и приобщения учащихся к чтению"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как пробудить у учащихся  интерес к чтению?

Просмотр содержимого документа
«"Работа со словом во внеурочной деятельности как один из способов привлечения и приобщения учащихся к чтению"»

Р абота со словом во внеурочной деятельности как один из способов привлечения и приобщения учащихся к чтению.

«Для всего в русском языке

есть великое множество хороших слов»

К. Паустовский

Как пробудить у учащихся интерес к чтению? Мне кажется, одним из лучших способов решения этой проблемы является работа со словом: анализ слова неизбежно сопутствует и чтению произведения, и его пониманию, и выразительности.

Работа со словом – верный и необходимый путь к пониманию содержания, поскольку слово, по выражению М. Горького, - это «первоэлемент» читаемого произведения; в слове оформляются темы, идеи и характеры. Через работу со словом, к которой мы время от времени и прибегаем во внеурочной деятельности, например, на занятиях кружка «Юный журналист» и кружка «Анимашка» , формируется интерес ребёнка к чтению в целом.

Работа над словом, необходимая для понимания литературного произведения, естественно, приводит к языковому анализу: раскрытию морфологического состава слова, а иногда и к этимологии  его, сопоставлению того или иного слова с синонимами, иногда  к отграничению слова от его омонима, к анализу различных значений одного и того же слова, к сопоставлению значений слова на различных этапах жизни языка, уяснению эмоциональной окрашенности слова в данном тексте, к установлению оправданности употребления в читаемом тексте слов книжного, разговорного характера. Дети с удовольствием выполняют такую работу.

Всё это  содействует их более глубокому пониманию идейного содержания произведения, оказывает огромное  влияние на развитие языка учащихся, на обогащение и упорядочение их словаря, воспитывает языковую культуру, приучает ценить силу, красоту, выразительность нашего русского слова, то есть имеет большое образовательное и воспитательное  значение.

Плодотворная работа со словом должна быть связана с выяснением той или иной стороны литературного произведения, чтобы учащиеся подходили к слову  из содержания читаемого произведения, то есть идти от содержания к слову. Работая над словом, ученики оценивают богатство семантики, силу выразительности и изобразительности, возможность передать самые тонкие эмоции. В процессе работы над словом они уясняют положительные и отрицательные нравственные понятия.

Приведу фрагмент работы со словом на занятиях кружка « Юный журналист». Кому как не будущим журналистам должно быть присуще пристальное внимание и любовь к русскому слову…



Н а доске эпиграф:

Слова умею плакать и смеяться,

Приказывать, молить и заклинать.

И, словно сердце, кровью обливаться,

И равнодушно холодом дышать.

Призывом стать, и отзывом, и зовом

Способно слово, изменяя лад.

И проклинают, и клянутся словом,

Напутствуют, и славят, и чернят.

Я. Козловский



Очень люблю и эти строчки в качестве эпиграфа:

Давайте делать паузы в словах,

Произнося и умолкая снова,

Чтоб лучше отдавалось в головах

Значенье вышесказанного слова.

Давайте делать паузы в словах…

А. Макаревича.

Читаем вместе вслух фрагменты из таких, например, произведений, как «Муму» И. С. Тургенева, « Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». А.С. Пушкина, выбирая яркие эпизоды, раскрывающие такие нравственные понятия, как гордость (в положительном и отрицательном значении), высокомерие, благородство, честность, верность слову, великодушие, гуманность. И особенно важно, что эти нравственные понятия будут усвоены в непосредственных переживаниях, впечатлениях при знакомстве  с литературными героями: с гордой, своенравной царицей, с великодушными богатырями.  («Сказка о мёртвой царевне») с прямым, честным, имеющим чувство собственного достоинства Герасимом («Муму»).

Особое внимание уделяем словам –  синонимам, важнейшему виду работы со словом, имеющему огромное значение для речевой культуры учащихся. Занятия синонимикой помогают лучше понять значение слова и его стилистическую окрашенность в  произведении. При работе над синонимами учащиеся будут иметь н аиболее яркие примеры богатства русского  слова: разнообразия  его значения, тонкости стилистического выражения.

Для работы над синонимами используем эпизод, когда дворецкий  сообщает башмачнику Капитону о решении барыни женить его на прачке Татьяне. Капитон знает, что Татьяне оказывает знаки внимания грозный дворник Герасим. Учащиеся читают сцену со слов:

- Ну, посмотри на себя, ну посмотри…, заканчивая словами: «…и Капитон вытаращил глаза и отделился от стены».

Учащимся предлагается найти синонимы, которые использованы автором  при изображении  башмачника Капитона.

Они находят синонимы: окинул взором, посмотрел, уставился, вытаращил глаза.

Учащиеся высказывают свои предположения, используя синонимы:

Окинул взором – невнимательно, рассеянно посмотрел на свою одежду, потому что привык к истасканному и оборванному сюртуку и затасканным  панталонам. Посмотрел на дырявые сапоги, видимо, до этого момента не обращал внимания, как прохудились его сапоги, а может быть, посмотрел как башмачник.

Уставился (на дворецкого). Очевидно, Капитон остановил свой взгляд на Гавриле, потому что понимал, что дворецкий позвал не из-за  рваного сюртука и дырявых сапог, а для чего-то другого, побуждал его к действию своим неподвижным взглядом.

Вытаращил глаза – широко раскрыл глаза. У человека широко раскрываются глаза от удивления или испуга. Капитон, конечно, был и удивлён, и напуган сообщением о решении барыни женить его на Татьяне.

Учащиеся убеждаются, что синонимы, с одной стороны, живо рисуют разнообразные по оттенкам движения Капитона, а, с  другой стороны, такой синоним, как окинул взором, подчеркивает и равнодушие  опустившегося  Капитона к тому, что беспокоит, смущает человека, живущего в нормальных условиях.

Работа со словом на занятиях кружка может идти на различных этапах чтения и анализа литературного произведения: при составлении  плана произведения или его эпизода, при характеристике действующих лиц, портретной характеристики, при анализе речи того или иного героя, её особенностях.

Занятия такого плана вызывают большой интерес учащихся, активность их в работе, способствуют развитию устной и письменной речи, обогащению  словарного  запаса и, несомненно, интереса к чтению в целом.

МАОУ «Школа № 84»

Педагог-библиотекарь Прохорова И.В.