СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа со стихотворениями в начальной школе.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение на уроках литературы поэтических произведений составляет для учащихся особую трудность. Учитель должен решить важные задачи – погрузить детей в художественный мир поэзии, познакомить с особенностями лирических произведений, вооружить учащихся набором определенных умений и навыков, необходимых для анализа поэтического текста.

Просмотр содержимого документа
«Работа со стихотворениями в начальной школе.»

автор – художественное произведение – читатель

А. Ч.

  





Сравнение-это сопоставление двух предметов по-сходству.

Оформляется в речи при помощи союзов:

как, точно, словно, будто, как будто,что…..


Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

(С.Есенин)


Задание№1

Подберите сравнения к словам. ˆ

снег, словно ... ˆ

луна, как ... ˆ

солнце, будто ... ˆ

деревья зелёные, словно ... ˆ

листья жёлтые, как ...

лес, точно ... ˆ

облако лёгкое, словно ... ˆ

птицы поют, как ...



Задание№ 2

Прочитайте слова и дополните строчки.

Хитрый, как ... .

Сильный, как ... .

Глупый, как ... .

Трусливый, как ... .

Мудрый, как ... .

Злой, как ... .







Точка ( . ) указывает на законченность мысли и в звучании проявляется в значении понижения голоса.


Точка с запятой ( ; ) свидетельствует о частичном завершении мысли.

Двоеточие ( : ) свидетельствует о продолжении мысли.


Тире ( – ) обычно свидетельствует о пропуске слова или что- то уточняет. Перед тире голос повышается, после тире – понижается, чтобы показать завершенность мысли.


Многоточие (...) свидетельствует о том, что мысль не окончена. При прерывании мысли голос не повышается и не понижается. Голос звучит на одной высоте.



Вопросы

1. Какие картины вы представили, когда слушали стихотворение?

2. Какое чувство, настроение вызвало у вас стихотворение?

3. C каким настроением автор рисует картины? Почему вы

так думаете?

4. Какие слова вам запомнились и показались необычными?

5. Кто открыл для себя что-то новое?

6. Хотелось бы вам еще раз послушать стихотворение?

Почему?


Метафора скрытое сравнение.


В саду горит костер рябины красной.

Но никого не может он согреть.

(С.Есенин)




Олицетворение перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы и явления; наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.


Под пером автора окружающие предметы оживают:

лес молчит, травы шепчутся с ветром, спит земля, солнце смеется и т.д. Такое изобразительное средство называется олице-

творением.


Улыбнулись сонные берёзки.

Растрепали шёлковые косы.


В учебнике «Букварь» автора В.В. Репкина представлена

серия

рассказов В.Хмельницкого про буквы:


Жук жужжал...

– Я тоже жужжать люблю, – подумала буква Ж. –

И рожки у меня есть...

– Может я жук? – задумалась она.

Но тут вдруг жука накрыли сачком.

– Нет, я не жук, я – буква, – сразу же вспомнила бук-

ва Ж. И обрадовалась. Ведь куда приятнее, когда тебя не

ловят, чтобы в лучшем случае наколоть на булавку, а ста-

раются запомнить. И не просто, а на всю жизнь.

* * *

Букве Э нравится воображать себя луком со стрелой,

но без тетивы. Все-таки лук – не какая-то там рогатка.

– А была бы тетива, – мечтает буква Э, – я бы целилась

в одну точку, восклицательные знаки ставила б.

– Но и стрелки иногда промахиваются, – скажете вы.

Что ж, буква Э не возражает.

– В одном случае, – считает она, – я бы ставила знак –

тире.



Задание № 1.

Учитель предлагает нарисовать

героев. И что же получается? Вроде бы и буква, но с глазками,

носиком, ручками и ножками. У каждой буквы свое лицо, свой

характер, своя манера поведения, речи. Можно нарисовать

одежду, обувь.


Пауза.


Самая длительная пауза в конце предложения. Дети обозначают ее значком – || .

При знаках препинания дети ставят короткую паузу – | ,

очень короткую – .


Задание 1

Авосик и Небойсик напечатали для вас текст. Прочитайте

его.



Синичка

Была холодная зима к окну прилетела синичка она

была голодна у окна стояли дети они открыли форточку

синичка влетела в комнату.


– Авосик считает, что в тексте одно предложение. А Небойсик не уверен, сомневается. А что думаете вы, ребята? – спрашивает педагог.

В ходе групповой работы дети определяют количество предложений.


Задание 2

Прочитайте текст в соответствии с расставленными паузами.

Сластёнка

Я взял маленькую белочку к себе домой. || Спать она

ложилась в моей шапке. || Больше всего белочка любила

сахар. || За это её прозвали Сластёной.

Задание 3

Прочитайте тексты. Расставьте значками паузы. Приготовь-

те чтение текста в классе.

Ёлка в лесу

Ребята нарядили ёлку в лесу. Петя повесил на ветках

кусочки хлеба. Катюша разложила кусочки сала. Ваня

принёс морковку и кочанчик капусты. Звери и птицы ла-

комились гостинцами.


Задание 4

Прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова, соблюдая оста-

новки на знаках пауз.

Всё прошло: || с зимой холодной

Нужда, | голод настаёт; ||

Стрекоза уж не поёт... ||

Всё || прошло: с зимой холодной

Нужда, | голод | настаёт; |

Стрекоза уж не поёт... ||


Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:
… не обижаю
… приглашаю
… угощаю
… играю. или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …"


Использую такие приемы и методы как:
• 1. Чтение за учителем (за лидером).
• 2. Чтение в парах, групповое чтение.
• 3. Чтение с отрывом взгляда от текста.
• 4. Чтение с убыстрением темпа.
• 5. Чтение продолжения текста стихотворения, «вырванного слова».

(Учитель из любого столбика читает слово, а дети, кто быстрее найдет его в тексте и продолжит чтение)
• 6. Жужжащее чтение.