автор – художественное произведение – читатель
А. Ч.
Сравнение-это сопоставление двух предметов по-сходству.
Оформляется в речи при помощи союзов:
как, точно, словно, будто, как будто,что…..
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
(С.Есенин)
Задание№1
Подберите сравнения к словам.
снег, словно ...
луна, как ...
солнце, будто ...
деревья зелёные, словно ...
листья жёлтые, как ...
лес, точно ...
облако лёгкое, словно ...
птицы поют, как ...
Задание№ 2
Прочитайте слова и дополните строчки.
Хитрый, как ... .
Сильный, как ... .
Глупый, как ... .
Трусливый, как ... .
Мудрый, как ... .
Злой, как ... .
Точка ( . ) указывает на законченность мысли и в звучании проявляется в значении понижения голоса.
Точка с запятой ( ; ) свидетельствует о частичном завершении мысли.
Двоеточие ( : ) свидетельствует о продолжении мысли.
Тире ( – ) обычно свидетельствует о пропуске слова или что- то уточняет. Перед тире голос повышается, после тире – понижается, чтобы показать завершенность мысли.
Многоточие (...) свидетельствует о том, что мысль не окончена. При прерывании мысли голос не повышается и не понижается. Голос звучит на одной высоте.
Вопросы
1. Какие картины вы представили, когда слушали стихотворение?
2. Какое чувство, настроение вызвало у вас стихотворение?
3. C каким настроением автор рисует картины? Почему вы
так думаете?
4. Какие слова вам запомнились и показались необычными?
5. Кто открыл для себя что-то новое?
6. Хотелось бы вам еще раз послушать стихотворение?
Почему?
Метафора – скрытое сравнение.
В саду горит костер рябины красной.
Но никого не может он согреть.
(С.Есенин)
Олицетворение – перенос человеческих качеств на неодушевленные предметы и явления; наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью.
Под пером автора окружающие предметы оживают:
лес молчит, травы шепчутся с ветром, спит земля, солнце смеется и т.д. Такое изобразительное средство называется олице-
творением.
Улыбнулись сонные берёзки.
Растрепали шёлковые косы.
В учебнике «Букварь» автора В.В. Репкина представлена
серия
рассказов В.Хмельницкого про буквы:
Жук жужжал...
– Я тоже жужжать люблю, – подумала буква Ж. –
И рожки у меня есть...
– Может я жук? – задумалась она.
Но тут вдруг жука накрыли сачком.
– Нет, я не жук, я – буква, – сразу же вспомнила бук-
ва Ж. И обрадовалась. Ведь куда приятнее, когда тебя не
ловят, чтобы в лучшем случае наколоть на булавку, а ста-
раются запомнить. И не просто, а на всю жизнь.

* * *
Букве Э нравится воображать себя луком со стрелой,
но без тетивы. Все-таки лук – не какая-то там рогатка.
– А была бы тетива, – мечтает буква Э, – я бы целилась
в одну точку, восклицательные знаки ставила б.
– Но и стрелки иногда промахиваются, – скажете вы.
Что ж, буква Э не возражает.
– В одном случае, – считает она, – я бы ставила знак –
тире.

Задание № 1.
Учитель предлагает нарисовать
героев. И что же получается? Вроде бы и буква, но с глазками,
носиком, ручками и ножками. У каждой буквы свое лицо, свой
характер, своя манера поведения, речи. Можно нарисовать
одежду, обувь.
Пауза.
Самая длительная пауза в конце предложения. Дети обозначают ее значком – || .
При знаках препинания дети ставят короткую паузу – | ,
очень короткую – .
Задание 1
Авосик и Небойсик напечатали для вас текст. Прочитайте
его.
Синичка
Была холодная зима к окну прилетела синичка она
была голодна у окна стояли дети они открыли форточку
синичка влетела в комнату.


– Авосик считает, что в тексте одно предложение. А Небойсик не уверен, сомневается. А что думаете вы, ребята? – спрашивает педагог.
В ходе групповой работы дети определяют количество предложений.
Задание 2
Прочитайте текст в соответствии с расставленными паузами.
Сластёнка
Я взял маленькую белочку к себе домой. || Спать она
ложилась в моей шапке. || Больше всего белочка любила
сахар. || За это её прозвали Сластёной.
Задание 3
Прочитайте тексты. Расставьте значками паузы. Приготовь-
те чтение текста в классе.
Ёлка в лесу
Ребята нарядили ёлку в лесу. Петя повесил на ветках
кусочки хлеба. Катюша разложила кусочки сала. Ваня
принёс морковку и кочанчик капусты. Звери и птицы ла-
комились гостинцами.
Задание 4
Прочитайте отрывок из басни И.А. Крылова, соблюдая оста-
новки на знаках пауз.
Всё прошло: || с зимой холодной
Нужда, | голод настаёт; ||
Стрекоза уж не поёт... ||
Всё || прошло: с зимой холодной
Нужда, | голод | настаёт; |
Стрекоза уж не поёт... ||
Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:
… не обижаю
… приглашаю
… угощаю
… играю. или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …"
Использую такие приемы и методы как:
• 1. Чтение за учителем (за лидером).
• 2. Чтение в парах, групповое чтение.
• 3. Чтение с отрывом взгляда от текста.
• 4. Чтение с убыстрением темпа.
• 5. Чтение продолжения текста стихотворения, «вырванного слова».
(Учитель из любого столбика читает слово, а дети, кто быстрее найдет его в тексте и продолжит чтение)
• 6. Жужжащее чтение.