СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа социального педагога с семьей учащегося в условиях закрытого учреждения.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальный фронт семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать.

Просмотр содержимого документа
«Работа социального педагога с семьей учащегося в условиях закрытого учреждения.»





Работа социального педагога

с семьей учащегося в условиях закрытого учреждения.













Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Но перед семьей наших воспитанников остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «Родители - ребенок». Эти семьи зачастую не выполняют свои воспитательские функции: не способствуют успешной социализации детей, обеспечению психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка.


Социальная диагностика семей учащихся 2 отряда, определение типа семьи по различным классификациям, позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день полную семью имеют 9% учащихся, это всего 3 человека, 81% (29) учащихся воспитывались в неполных семьях.


По уровню дохода семьи распределяются следующим образом:


Характеристика

семейного достатка

2016 г.

1

Работают оба родителя

6%

2

Работает одна мать

56%

3

Работает один отец

-

4

Родители безработные

31%

5

Проживают в бараках и общежитиях

3%

6

Обеспеченная семья

3%

7

Средние условия жизни

47%

8

Семья живет ниже черты бедности

41%



97% семей – это конфликтные семьи; именно в недрах таких семей скрываются источники алкоголизма, наркомании, криминальные отношения, неврозы и психические расстройства.






Особенности семейной дезадаптации


Характеристика

семейного микросоциума

2016 г.

1

Семьи, где пьют оба родителя

9%

2

Семьи, где злоупотребляет спиртным один из родителей

34%

3

Семьи, где родители употребляют наркотики

0%

4

Семьи, где один из родителей лишен родительских прав

3%

5

Семьи, где родители лишены родительских прав

-

6

Семьи, где родители находятся в заключении

-

7

Семьи, где родители ранее были судимы

9%

8

Имеют судимость другие родственники

19%


По типу детско-родительских отношений:


Тип взаимоотношений

Последствия в формировании личности

2016 г.

1

Гиперпротекция

(протекция - опека)

Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок – центр семьи, неоправданная идеализация его родителями.


Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка.


0%

2

Гиперпротекция (авторитарное воспитание)

Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти.


Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка.



3%

3

Гипопротекция (безнадзорность).

Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор – каждый из родителей стремится привлечь его на свою сторону.


Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие к взрослым, уход в себя (секс, наркотики), стремление огородиться от окружающих.









97%


Однако, несмотря на эти обстоятельства, педагоги училища, как никогда заинтересованы в максимально полном использовании «воспитательного» потенциала семьи.

Социальный фронт семьи – сильнейший фактор формирования личности ребенка. Его влияние нельзя исключить или не учитывать.


В обязанность социального педагога входит контроль за своевременным отправлением писем родителям или лицам их заменяющих:

Список обязательных писем:

1. Извещение о местонахождении ребенка. Письмо содержит информацию о педагогах, закрепленных за подростком, номера телефонов, адрес учреждения с подробным описанием того, как можно доехать до спецучилища.

2. Перечень запрещенных продуктов питания, в случае отправления посылки.

3. Письмо о запрете перевода денежных средств на чужие банковские карты и номера телефонов.

4. Согласие на проведение психолого-медико педагогического обследования ребенка.


При первичной беседе с ребенком, ставлю для себя цель собрать как можно больше информации о значимых для ребенка людях. Примерные вопросы для беседы:

  • Кто в большей степени принимал участие в твоем воспитании?

  • К кому чаще обращался за советом, помощью в трудную минуту?

  • К кому ты сможешь обратиться за помощью, кто поддержит тебя и станет опорой после освобождения?


Важным этапом в разговоре является выяснение номеров телефонов родителей, лиц их заменяющих и близких родственников.

Иногда возникает необходимость «напоминать» родителям, о существовании их ребенка, о том, что ему необходимо чувствовать их поддержку и любовь. Рассказываю по телефону или при личной встрече об особенностях деятельности воспитанника в стенах образовательного учреждения, о взаимоотношениях в группе, о выявленных способностях и текущих успехах. Однако необходимо помнить об основном правиле взаимодействия с родителями – уважение, которое не должно исключаться никакими обстоятельствами, даже фактами недостойного, неправильного поведения родителей. Родители должны видеть в педагоге, работающем с их ребенком, человека авторитетного, знающего и способного найти решение в любой, самой сложной ситуации.

Подобная работа способствует корректировке семейного воспитания – именно той стороны, которая имеет отношение к ребенку (искусство любить детей, радоваться их успехам, гордиться).


На данный момент, практически все дети отряда имеют родительскую поддержку в виде телефонных переговоров, посылок, денежных переводов, личных встреч.


Нельзя не сказать о факторах, тормозящих развитие сотрудничества социальных педагогов с родителями:


- низкая общая и педагогическая культура;
- недооценка роли сотрудничества в воспитательном процессе;
- отсутствие должного внимания к воспитанию детей;
- субъективный подход к оценке поведения и черт характера ребенка;
- переоценка своих воспитательных возможностей;
- безответственность в вопросах воспитания детей;
- аморальность в поведении.


Анализируя опыт взаимодействия с семьями учащихся, можно выделить следующие типы сотрудничества:


- деятельно – продуктивный, характеризующийся большой ответственностью и заинтересованностью жизнью ребенка;


- разумно – согласованный, характеризующийся пониманием задач воспитания, стремлением действовать согласованно, однако реализация задач сдерживается рядом субъективных причин (недостаточность опыта, знаний, низкая педагогическая культура);


- декларативно – согласованный, характеризующийся внешней согласованностью, но внутренней разобщенностью воспитательных усилий педагогов и родителей;


- конфликтный - характеризующийся отсутствием открытости, стремления идти навстречу в решении воспитательных задач, относительно своего ребенка, взаимные упреки, обвинения, но таких семей, к счастью не много.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.



Список литературы

1. Васильева Э.К. Семья и ее функции. – М., 1988. – 464 с.

2. Шубина А.С. «Педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей» // журнал «Семейная психология и семейная терапия»-№ 4, 2006 г.

3. Шнейдер А.Б. Психология семейных отношений. – М., 2000. – 550 с.