СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа социальных педагогов по формированию социальной и жизненной компетенции воспитанников школы-интерната

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальная компетенция воспитанников с ОВЗ - набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенных видах деятельности. 

Просмотр содержимого документа
«Работа социальных педагогов по формированию социальной и жизненной компетенции воспитанников школы-интерната»

Работа социальных педагогов по формированию социальной

и жизненной компетенции воспитанников школы-интерната.

Социальная компетенция воспитанников с ОВЗ – представляет собой набор знаний, умений, навыков, личностных качеств, опыта в определенных сферах деятельности. Это уровень развития личности, связанный с качественным освоением содержания образования, готовность и способность к социальному взаимодействию, единство социальной адаптированности и мобильности, которое проявляется в требованиях и нормах к подготовке выпускника.

Под «жизненной компетенцией» понимается совокупность знаний, умений и навыков, необходимых ребенку в обыденной жизни. 

Формирование жизненных компетенций  предусматривает индивидуальный подход и проводится систематически, с поэтапным усложнением обучающего материала, учётом зоны ближайшего развития и постепенным снижением помощи взрослого.

Разработка мер по охране прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во взаимодействии с представителями различных социальных институтов является одним из ключевых аспектов в содержании социально-педагогической деятельности. Социальными педагогами проводится работа по установлению социального статуса воспитанников, постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, оформлению пенсий, обеспечению выплаты алиментов, поддержанию родственных связей воспитанников. Результаты этой деятельности создают предпосылки для гармоничного и безболезненного вхождения выпускников в окружающую их социальную среду, способствует их успешному жизнеустройству в будущем.

Специальная работа по формированию жизненных компетенций подразумевает

  1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения.

  2. Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.

  3. Овладение навыками коммуникации.

  4. Дифференциация и осмысление картины мира, ее временно-пространственной организации.

  5. Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

В данной работе мы используем следующие методы:

  1. Индивидуальное и групповое консультирование обучающихся, по вопросам разрешения проблемных ситуаций, пропаганде и разъяснению прав и обязанностей обучающихся; профилактике преступлений и правонарушений, защите личных, жилищных, имущественных прав воспитанников, профессиональной ориентации и другие. 2. Применение игровых методик. Рассказывая о самоопределении в мире профессий, мы используем мультсериал «Калейдоскоп профессий», который снят кинокомпанией «Парамульт». Данный мультфильм является частью профориентационной программы НАВИГАТУМ.

В сюжете мультфильмов используются различные жизненные обстоятельства,
когда героям необходимо разобраться в нюансах различных профессий,
лучше понять их специфику, область применения и востребованность в
нашей стране. Мультсериал помогает легко, интересно и по-настоящему познавательно рассказать воспитанникам о самых разнообразных профессиях и темах, связанных с будущей трудовой деятельностью.

  1. Организация и проведение тематических «круглых столов», классных часов с приглашением специалистов разных социальных институтов. Темы круглых столов: «Оказание мер социальной поддержки выпускникам из числа детей-сирот», «Профилактика ранней беременности», «Профилактика туберкулеза», «Знакомство со студентами Хреновского лесного колледжа» и другие.


  1. Проведение ежегодных мероприятий, посвященных Всероссийскому Дню правовой помощи детям, в рамках реализации закона «О бесплатной юридическом помощи в Российской Федерации» с участием специалистов управления социальной защиты населения, центра занятости населения, управления пенсионного фонда, прокуратуры с целью оказания правовой помощи детям-сиротам по вопросам предоставления социальных гарантий, а также по иным вопросам, касающимся защиты прав и законных интересов детей.

  2. Организация встреч с выпускниками, окончивших школу-интернат в разные годы

Цель таких встреч - познакомить воспитанников с жизнью выпускников, тем самым, мотивировать их на самосовершенствование, стремление «быть лучше». Показать на примерах жизненно важную ценность правильно сделанного выбора. Такие встречи очень полезны и проходят как в стенах школы-интерната, так и при проведении Дня открытых дверей в профессиональных училищах.

  1. Экскурсии и мастер-классы, назначение которых заключается в практической направленности профориентации и пропаганде успешного образа жизни.

Проводимые мероприятия носят не только познавательный характер.

Результатом проведения является то, что обучающиеся

  • овладевают коммуникативными навыками,

  • получают знания о профессиях, значении труда в жизни;

  • учатся правильно формулировать вопрос к специалистам учреждений;

  • хорошо ориентируются в тех услугах, которые им предоставляют;

  • правильно выбирают ту или иную организацию, в которую нужно обратиться по какому- либо вопросу;

  • накапливают представления и знания о нормах культуры поведения;

Таким образом, можно сказать, что во многом жизнь воспитанников в школе-интернате подчинена формированию социальных и жизненных компетенций.
В процессе работы с воспитанниками достигается основная цель: создаются условия для развития у детей с ограниченными возможностями реального жизненного опыта в разнообразных видах деятельности.
Формирование социальной и жизненной компетенции детей с ограниченными возможностями в развитии должно иметь свое логическое продолжение и в постинтернатный период.

Целью деятельности службы постинтернатной адаптации для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является создание условий для успешной адаптации и самореализации выпускников, оказание помощи в защите их законных прав и интересов.

Деятельность службы ориентирована на потребности выпускника, их оценку и реализацию. Специалисты службы мотивируют выпускников на самостоятельное решение возникающих вопросов, тем самым развивая их социальную и жизненную компетенцию.

Консультативная помощь заключается в содействии осознания выпускниками основных причин их затруднений, в совместном анализе и решении проблем, связанных с социализацией, сложившимися обстоятельствами жизни, взаимоотношениями в семье, в кругу друзей. Мероприятия повышают грамотность и компетентность выпускников, позволяют самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях. Без проведения данной работы невозможно успешное формирование социальной и жизненной компетенции выпускников. Деятельность по постинтернатному сопровождению осуществляется комплексно в рамках межведомственного взаимодействия.

Целью межведомственного взаимодействия с профессиональными образовательными организациями является создание условий, способствующих эффективной социальной адаптации и успешной интеграции выпускников в образовательное пространство профессиональных училищ и производственную среду.

Для обеспечения поддержки и контроля за получением профессионального образования выпускниками проводятся совместные совещания со специалистами профессиональных образовательных организаций, ежегодный мониторинг социально-психологической адаптации, вырабатываются механизмы взаимодействия. Организуется посещения выпускников в профессиональных училищах и проведение консилиумов с приглашением специалистов организации СПО и участием выпускников. На консилиуме принимается решение об уровне сопровождения. При необходимости открывает кризисный случай.

Результаты работы по постинтернатному сопровождению выпускников обобщаются. Уровень сформированности жизненных компетенций выпускников наглядно отражают электронные таблицы «Карта социальных навыков», заполненные кураторами профессиональных училищ.

Анализируя данные таблицы, характеристики выпускников, результаты работы по постинтернатному сопровождению, мнение самих выпускников и участников межведомственного взаимодействия, можно сделать вывод, что работа по формированию социальной и жизненной компетенции воспитанников школы-интерната приносит существенные результаты. Имеющиеся статистические данные о выпускниках ярко это доказывают. Ведется мониторинг оценки жизнеустройства выпускников. Большинство бывших выпускников состоялись на профессиональном поприще и в семейной жизни.


Основным критерием эффективности работы по формированию социальной и жизненной компетенции воспитанников является высокий уровень их адаптированности к самостоятельной жизни в обществе после выпуска из школы-интерната.