На современном этапе когнитивного развития особую актуальность приобретает эмоционально-личностное развитие детей с психофизическими нарушениями и адаптация их к жизни в обществе.
Среди детей с ОПФР, испытывающие потребности в коррекционно-педагогической помощи, особо выделяют детей с аутистическими нарушениями. При аутизме у детей наблюдается преимущественное искажение эмоционально-волевой сферы, в основе которого лежит состояние тревоги, разнообразные страхи, неадекватность поведения, негативизм, агрессивность, уход от общения, отсутствие интереса и понимание окружающего мира.
Основной проблемой становится трудность организации положительной коммуникации с таким ребенком, поскольку он проявляет повышенную «эмоциональную холодность», отсутствует адекватное эмоциональное реагирование в различных ситуациях в связи с неумением различать эмоциональные состояния окружающих по их проявлениям (движениям, жестам, мимике), не умеют угадывать смысл поведенческих реакций окружающих и реагировать в соответствии с этим смыслом.
Основными задачами коррекционной работы являются установление эмоционального контакта с ребенком, устранение негативного воздействия среды, опоры на сохраненные резервы аффективной сферы. А также формирование умений правильно воспринимать и понимать свои эмоциональные реакции и эмоциональные реакции других людей, проявлять адекватные эмоции в различных ситуациях, формирование умений управлять эмоциями и регулировать свое поведение, чтобы в дальнейшем ребенок с аутизмом мог правильно строить свои взаимоотношения с окружающими, развитие самооценки.
Взаимодействие с аутичным ребенком необходимо строить в зависимости от диагноза и реальных возможностей самого ребенка и адекватно оценивать его реальный «эмоциональный возраст».
Педагогам, работающим с аутичными детьми следует вовлекать ребенка, в индивидуальную и совместную деятельность, применять как можно больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт, заботиться о максимальном снижении стрессогенных факторов.
В течении урока во избежание пресыщения и утомления важно своевременно переключаться и отдыхать. Акцент необходимо сделать на развитии и расширении уже существующих навыков. Очень важно работать над теми областями, которые являются его слабостью, поощрять к выполнению все более разнообразной работы. При похвале нужно быть конкретными, чтобы ребенок понимал, за что его хвалят.
В процессе обучения использовать как можно больше картинок и наглядных пособий.
Аутичного ребенка очень трудно произвольно сосредоточить на задании. Неудача может спровоцировать негативные поведенческие реакции, вспышки ярости. Чтобы избежать такой ситуации, педагог должен помочь ребенку в выполнении задания и создать впечатление успеха.
Чтобы лучше понять ребенка с аутизмом и оказать ему посильную помощь в адаптации в детском коллективе, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.
Также для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком важно доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно родителям создать в доме психологический комфорт и разнообразное, эмоционально-насыщенное общение с ребенком. Родители должны разговаривать с ним больше, чем со здоровым ребенком, стимулировать интерес ребенка к внешнему миру, не предъявлять к ребенку повышенных требований, постоянно повторять пройденное, чтобы ребенок не забывал полученные навыки и знания, разговаривать с ним ясно и спокойно. Всегда хвалить, когда ребенок начинает общение самостоятельно, стараться вовлекать ребенка в игры с другими детьми.
Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обучить эффективным способом общения со сверстниками, а значит и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.
Литература:
1.Гилберт П., Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. – М.: Владос, 2003.
2. Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей. //Дефектология
№1 ,2005.
3. Пархомович, В.Б. Деструктивные эмоциональные состояния /
В.Б. Пархомович. – Минск: Логвинов, 2012.