22
Организация и взаимодействие участников образовательного процесса
Москва - 2016
Содержание
Введение 3
Глава 1 Основание для проведения анализа 5
Глава 2 Описание и результаты анализа 9
Глава 3 Развитие и модернизация 18
Список использованной литературы 21
Введение
Образовательное взаимодействие является сильным системообразующим фактором системы образования и одновременно средством управления и координации всех участков данной системы. Данный вид взаимодействия имеет свою специфику, т.к. предполагает выполнение образовательного заказа, который общество предъявляет для воспитания и обучения подрастающего поколения.
Актуальность темы, заключается в том, что исследования взаимодействия основных субъектов образовательного процесса, а так же факторов, определяющих его качество, определяют поиск путей совершенствования системы образования, траектории развития образовательного учреждения. В настоящее время в нашей стране важной задачей является создание эффективно действующего союза педагогов, родителей, учащихся в решении актуальных проблем реформирования отечественного образования. Разнонаправленность действий этих субъектов обучения и воспитания негативно сказывается на качестве и результатах формирования подрастающего поколения. В связи с этим актуальной задачей становится анализ основных противоречий, возникающих при взаимодействии субъектов обучения и воспитания детей разного возраста в школе.
Цель работы состоит в изучении факторов, порождающих противоречия, определяющие нынешнее состояние и возможные направления развития взаимодействия основных субъектов образовательной деятельности НЧУ ОО СОШ «Москвич».
Задачи:
- исследовать основные факторы, влияющие на взаимодействие субъектов образовательной деятельности;
- понять основные противоречия, характеризующие современное состояние взаимодействия учителей, учащихся, родителей школы «Москвич»;
-выявить направления разрешения противоречий, снижающих эффективность взаимодействия субъектов в организации образовательного процесса.
Основание для проведения анализа
Разворачивание взаимодействия участников образовательного процесса происходит на разных уровнях. На горизонтальных - оно представляет собой взаимодействие между самими обучающимися, между теми, кто организует и контролирует процесс их обучения и образования, или педагогами.
На вертикальных – это взаимодействие между педагогами и обучающимися, между педагогами и администрацией, между педагогами и родителями, законными представителями учащихся. Все уровни и виды образовательного взаимодействия связаны между собой, влияют друг на друга, обладают некоторыми общими чертами. Прежде всего, направленностью на достижение общих целей образования, регламентированностью, зависимостью или подчиненностью общим нормам и правилам, начиная и с морально-этических и заканчивая уставными.
Ведущую роль играет взаимодействие педагогов и учащихся, т.к. от него зависит эффективность процессов обучения и воспитания.
Взаимодействие педагогов и учащихся входит в структуру более сложного образовательного взаимодействия, которое реализуется внутри целостной системы образования. В этой системе в тесном взаимодействии находятся такие ее подсистемы, как управление, педагогические коллективы и педагогические советы образовательных учреждений, группы обучающихся этих учреждений, попечительские и иные советы.
Система образования взаимодействует с системами с условными названиями «семья» и «общественность». Все эти связи проецируются на учебно-воспитательный процесс в каждом образовательном подразделении и отражаются на отношении учащихся и воспитанников к образовательному процессу, педагогам, образовательному учреждению в целом.
Педагогическое взаимодействие выступает как инструмент или средство образования и как компонент содержания педагогической деятельности. Данные коммуникативные действия включают в себя воздействия на самих обучающихся (учеников), и на их поведение, и на компоненты их мотивационной сферы (мотивы, интересы, цели, ценности), которые будут определять их поведение в ближайшей и отдаленной временной перспективе.
Воздействия педагога могут быть прямыми и косвенными (вызов родителей), различаются по направленности, содержанию (побуждение к действию, поддержание контакта, выражение мысли) и формам предъявления (вербальные и невербальные), по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые).
Эффективность педагогического воздействия будет зависеть от характера деловых и межличностных отношений, связующих участников учебно-воспитательного процесса, личностных характеристик участников взаимодействия, причем, если со стороны педагога это мера выраженности профессионально-важных черт его личности, то со стороны тех, с кем он контактирует, это и возрастные и индивидуально-психологические особенности, проявляющиеся в ситуации контакта.
Во взаимодействии реализуются отношения человека к другому как субъекту и личности, у которого есть свой внутренний мир, свои интересы и желания, связанные с ними цели и задачи, представления об их актуальности и значимости, апробированные способы их достижения, опыт деятельности и взаимодействия.
В ходе его формируются также адекватные представления человека о себе, других людях и группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценки поведения в обществе.
1. Сущность и составляющие образовательного процесса. Основные участники образовательного процесса;
2. Взаимодействие педагога и учащихся в организации учебно-познавательной деятельности: цели, формы, результативность;
3. Специфика взаимодействия участников образовательного процесса в рамках организации внеклассной работы;
Участниками образовательного процесса являются: обучающиеся, педагогические работники и родители (законные представители) обучающихся.
Таким образом, образовательный (педагогический, учебно-воспитательный) процесс включает в себя процессы воспитания и обучения, способствует развитию человека, а также стимулирует процессы самовоспитания, самообразования, саморазвития учащегося.
Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но и от форм организации познавательной деятельности обучающихся на занятии, тем более, что их реализация происходит в той или иной форме деятельности.
Индивидуально-обособленная форма;
Фронтальная форма познавательной деятельности;
Групповая форма организации познавательной деятельности.
Именно через формы организации познавательной деятельности, обучающиеся овладевают определенным социальным опытом, навыками работы в коллективе.
Для образовательного взаимодействия особую роль играет внеклассная работа:
- во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям);
- во-вторых, в содержании определяющее значение имеет практическая сторона знаний.
В различных формах внеклассной работы дети не только проявляют свои индивидуальные особенности, но и учатся жить в коллективе, т.е. сотрудничать друг с другом, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека и пр. Причем каждый вид вне учебной деятельности - творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой - обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определенном аспекте, что в своей совокупности дает большой воспитательный эффект.
Немаловажным является взаимодействие педагогов в ходе организации образовательного процесса.
В совместной деятельности выделяются некоторые стратегии межличностных взаимодействий: сотрудничество, или активная помощь друг другу в достижении результата, которая может осуществляться одновременно или последовательно для взаимодействующих сторон.
Развивать тип взаимодействия учитель-учитель необходимо, т.к. он способствует совершенствованию профессионального уровня, укреплению межличностной основы коллектива и, как результат, создание высокопрофессионального, работоспособного коллектива педагогов.
Управление образовательным учреждением осуществляется на основе соответствующей нормативно-правовой базы, которая в том числе определяет компетенцию, права, ответственность учредителей и самого образовательного учреждения.
Оно строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления является общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, общешкольная конференция с участием родителей и учащихся, совет школы.
Цели управления учреждением соответствуют потребностям населения, учащихся, их родителей, а также педагогов учреждения.
Описание и результаты анализа
В образовательном учреждении «Москвич» сложилась следующая структура управления:
- уровень учредителей школы;
- уровень директора школы;
-уровень заместителя директора;
-уровень руководителей МО;
- уровень педагогических работников.
На каждом из уровней по горизонтали разворачивается своя структура органов, которые взаимосвязаны с субъектами по вертикали и горизонтали.
К главным функциям взаимодействия школы и семьи относятся: информационная, воспитательно-развивающая, формирующая, охранно-оздоровительная, контролирующая, бытовая.
Задачи взаимодействия: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями; активное участие родителей в воспитании детей.
В практике школы «Москвич» используются массовые, групповые и индивидуальные формы и методы работы с родителями. Все они направлены на повышение их педагогической культуры, на укрепление взаимодействия школы и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала, а также на привлечение родителей к воспитанию детей класса.
К коллективным формам относятся групповые родительские собрания, конференции, «Круглые столы».
Беседы с родителями - это одна из наиболее доступных форм установления связи с семьей.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Взаимодействие образовательного учреждения и социальной среды – это, как правило, все социальные условия и особенности социального окружения, сфера общения, вся материальная и духовная культура общества.
Большое значение в формировании образовательного взаимодействия играет информационная среда школы, которая используется для управления учебным процессом: создана база данных учащихся и учителей, ведется электронный классный журнал, журнал контроля посещаемости. С помощью средств ИКТ налажена система электронного документооборота и составляется расписание.
Создание школьной сети позволило перевести на качественно иной уровень управление учебным процессом. Спроектирована и разработана база данных, в которой хранится информация о всех учащихся и выпускниках школы (что позволяет не только оперативно получать нужную информацию о ребенке, но и использовать имеющиеся в БД сведения для проведения сравнительных исследований, анализа контингента учащихся и пр.).
Отдельным модулем к БД подключен школьный электронный журнал, в котором отмечаются все достижения учащихся, то есть, текущие и итоговые оценки. Родители учащихся, имеющие доступ в Интернет, могут получить информацию об успеваемости своих детей через веб-интерфейс.
Электронный журнал позволяет родителям получить сводную информацию об успеваемости конкретного учащегося по всем изучаемым предметам. Также в электронной БД по учащимся фиксируются случаи дисциплинарных нарушений, опозданий на уроки, поощрения и благодарности, которые получают отличившиеся учащиеся.
Все предметные кабинеты, учительская, кабинеты администрации оснащены компьютерами с равными возможностями входа в сеть, при этом уровень доступа к ресурсам сети определяются правами пользователя.
Для составления расписания завуч школы использует специализированный комплекс, вариант расписания в виде электронных таблиц в формате Excel размещается на интернет-сервере школы.
Система доступа к информационным ресурсам школы строго регламентирована для каждого из участников образовательного процесса, действующего в информационной среде. Речь идет о таких уровнях доступа к БД, как администратор базы, администрация школы, классные руководители, учителя предметники, ученики и их родители. Каждый участник процесса имеет свой набор прав и ограничений при доступе к электронному журналу.
Анализ организации взаимодействия участников образовательного процесса на примере школы «Москвич».
Созданная в 1992 году, школа «Москвич» строила свою работу с основой на принцип «Школа – наш дом, в котором каждому комфортно». Многие годы в школе крепли традиции по укреплению связи школы и семьи, т.к. только в совместной работе можно организовать саму систему семейного воспитания. В школе успешно работала художественная студия, где мастер работал в одной группе с учениками (как детьми, так и их родителями). Было проведено не менее 12 выставок, где картины детей были представлены вместе с работами их родителей. Большую популярность имели совместные экскурсии по Золотому кольцу России, спортивные праздники «Спортивная семья». Большой традицией стало создание альманаха «Мои родные в годы ВОВ», соревнования по шашкам и шахматам с ветеранами ВОВ и т.д. Все эти мероприятия позволили создать в школе атмосферу добра, уюта, взаимопомощи. Дети школы гордятся своими достижениями, т.к. это труд их самих, их педагогов и их родителей. Удачный опыт был и от совместной проектной деятельности.
Рассказ о своих питомцах учащимися начальной школы потребовал большой совместной работы семьи, школы, учеников.
Укрепление традиций способствует воспитанию гармоничной личности ученика, помогает семье вовремя заметить ошибки воспитания, негативные возрастные проявления детей и скорректировать их. Тем не менее, видны недочеты и большое поле для развития системы взаимодействия в школе «Москвич».
Основной используемый инструментарий:
Анкетирование родителей, учащихся, педагогического коллектива.
Наблюдение за тем, или иным, проблемным процессом.
Совет родителей педагогов для анализа (решения) проблемы.
Сравнение результатов, статистические данные.
Уровни взаимодействия
I - Горизонтальный
Организация и контроль образовательного процесса
Взаимодействие между педагогами
Взаимодействие между родителями
Взаимодействие между общественными организациями, выполняющими воспитательную или обучающую функцию.
II– Вертикальный уровень предполагает взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Организация и контроль образовательного процесса
Педагогический коллектив
Родители
Ученик
I - Горизонтальный уровень
1. Организация
- Школа успешно прошла аккредитацию.
- Четкое планирование учебного процесса и воспитательной работы.
- Преемственность.



Посещение учителями старшей школы уроков в начальной школе.
Показательные уроки учителями старшей школы в 4-х классах.
Совещания по адаптации к школе 5-классников.
-
Маркетинговая деятельность:



Реклама в интернет.
Участие в выставке «Лучшие частные школы».
Участие в городских мероприятиях с логотипами школы.
- Связь с ВУЗами.
2. Педагогический коллектив
- Совещания, консилиумы, педсоветы. (рис.1)

Рис. 1
В школе работает ПМПК, который отслеживает обучение учащихся с проблемами здоровья и проблемами в поведении – контроль, коррекция педагогического воздействия, связь с семьей, коррекция учебных программ.
2015/2016 (рис. 2)

Рис. 2
2014/2015 (рис.3)

Рис. 3
3. Взаимодействие между учащимися
- Конкурсы, соревнования.
- Предметные недели.
- Совместные поездки, экскурсии.
- Классные часы.
- Кружки, секции.
- Проектная работа.
- Школьный совет старшеклассников.
4. Взаимодействие между родителями
- Родительские собрания.
- Совместные поездки, праздники.
- Организация досуга учеников своего класса (школы).
5. Взаимодействие между общественными организациями.
- Городские конкурсы, олимпиады, выставки.
- Лабораторные работы по химии на базе МГУ для учащихся старшей школы.
II– Вертикальный уровень
- Педагогические совещания с участием учащихся и их родителей – проводятся крайне редко, как самый сильный рычаг воздействия. Обычно применяется к учащимся, имеющим стабильно низкую учебную мотивацию и результат. (рис. 4)

Рис. 4
- Проектная деятельность (рис. 5)

Рис. 5
- Работа с советом ветеранов
- Концерты (рис. 6)

Рис. 6
- Соревнования по шахматам / шашкам (рис. 7)

Рис.7
- Создание (пополнение) альманаха «Моя семья в годы ВОВ» (рис. 8)

Развитие и модернизация
- Переход к использованию современных программных средств, поддерживающих совместимость и интероперабельность создаваемых и накапливаемых в школе электронных образовательных ресурсов.
- Развитие профессиональной ИКТ-компетенции педагогов, выработка стандартов и требовании к ИКТ-компетенции педагогов и закрепление этих требований на законодательном уровне.
Также требует пересмотра совет старшеклассников, который перестал выполнять свою функцию и требует серьезной доработки. Большого внимания требуют связь школы с ВУЗами, оживление таких проектов, как «Альманах», «Школьная газета».
Основные проблемы кроются в системе усвоения знаний, области межличностных отношений. Существующая в школе система психолого-педагогической поддержки работает совместно с медицинским персоналом, отслеживая таких детей. Но часто родители отказываются признавать проблемы детей, перекладывая на школу все заботы о ребенке. Совершенствование этой командной системы и есть главный приоритет в настоящее время. Планируется создание рабочих программ для учеников с проблемами, привлечение родителей, контроль прохождения программ.
Эффективность взаимодействия участников образовательного процесса выражается во включенности родителей в процесс адаптации детей к школе, понимании ими необходимости психолого-педагогического и медико-социального сопровождения развития ребенка, сотрудничестве семьи и педагога в преодолении имеющихся проблем, принятии всеми участниками образовательного процесса личной ответственности за результат, снижении напряженности и конфликтности между участниками образовательного процесса.
Диагностическая деятельность психолога, организованная определенным образом, может стать основой построения партнерских отношений между всеми участниками образовательного процесса, заложить основы долгосрочного сотрудничества. Началом эффективного сотрудничества, становится подготовка и проведение скрининга психофизиологической зрелости и готовности к школьному обучению учащихся первых классов (автор Е.А. Екжанова). Скрининг позволяет на самых ранних этапах обучения выявить детей «группы риска» по возможным трудностям в обучении и адаптации и определить индивидуальный маршрут сопровождения ребенка с учетом ресурсов образовательного учреждения.
Технология проведения скрининга включает в себя следующие этапы:
выход психолога на родительское собрание с разъяснением целей диагностики, используемых диагностических методик. Результатом является получение информированного согласия родителей на обследование детей, их заинтересованность в получении обратной связи после проведения скрининга.
индивидуальные консультации родителей учащихся, представление полученных данных. Результатом является индивидуальный маршрут сопровождения ребенка «группы риска» специалистами (логопедом, психологом, дефектологом и др.), рекомендации по организации учебного процесса, режима учебных и дополнительных нагрузок.
представление результатов скрининга учителю. Разъяснение причин имеющихся трудностей у детей «группы риска». Использование этих данных позволяет педагогу индивидуализировать образовательный процесс, учитывать особенности развития ребенка в учебной и внеурочной деятельности.
проведение с ребенком и родителями, необходимых коррекционно-развивающих и консультативных мероприятий в течение учебного года по выявленным трудностям. Результатом является формирование и развитие предпосылок учебной деятельности, способствующих формированию универсальных учебных действий у ребенка «группы риска», коррекция проблем в поведении, гармонизация детско-родительских отношений.
сопровождение деятельности учителя. Результатом данного этапа является мотивационная поддержка учителя, овладение им продуктивными способами преодоления затруднений во взаимодействии с учеником «группы риска» и его родителями, понимание действительных мотивов поведения ребенка.
повторная скрининг-диагностика в конце учебного года, обработка, анализ полученных данных, повторное обсуждение с учителем. Сравнение результатов первичной и повторной диагностики позволяет определить динамику в развитии детей, определить эффективность проделанной работы, выделить проблемные зоны и внести коррективы в индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Список использованной литературы
1. Бархаев Б.П. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2011. – 48 с.
2.Витвицкая Л.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса.- М., 2004. – 97 с.
3. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века (в поисках практико-ориентированных образовательных концепций) - М.: Изд-во «Совершенство», 2011. – 256 с.
4. Далинина Т.С. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей //Дошкольное воспитание. - 2010. - №1. - С. 41 - 49.
5. Дрига О.М., Рах А.П. Технические средства обучения в общеобразовательной школе. – М., 1985. – 101 с.
6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. -480с.
7. Организация процесса воспитания детей. Современные подходы, формы и методы/Под ред. Е. Степанова, Н. Алексеева. - М.: Центр "Педагогический поиск", 2013. – 320 с.
8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 256 с.
9. Синицина О.Е. Взаимодействие ДОУ с семьей. Академия, 2008. – 240 с.
10. Филиппова Е.Ф. Социальное партнерство - условие развития школы. Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения». - 2010. - № 6. - С. 38 - 41.