СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Работа в группах

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Работа в группах»

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи…» Иоганн Генрих Песталоцци

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня они будут открывать это новое сами. Моя главная задача - помочь им раскрыться, развить собственные идеи…»

Иоганн Генрих Песталоцци

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений. Активные методы обучения предполагают групповую форму работы. Применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.

Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.

Активные методы обучения предполагают групповую форму работы. Применение групповой работы требует от преподавателя знания некоторых особенностей организации данной формы работы.

Технология группового обучения  Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Технология группового обучения

Групповая технология — это такая технология обучения, при которой ведущей формой учебно-познавательной деятельности учащихся является групповая. При групповой форме деятельности класс делится на группы для решения конкретных учебных задач, каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.

Цель технологии группового обучения — создать условия для развития познавательной самостоятельности учащихся, их коммуникативных умений и интеллектуальных способностей посредством взаимодействия в процессе выполнения группового задания для самостоятельной работы.

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:   I. Подготовка к выполнению группового задания.      1. Постановка познавательной задачи (проблемы).      2. Инструктаж о последовательности работы.      3. Раздача дидактического материала по группам. II. Групповая работа. 4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе. 5. Распределение заданий внутри группы. 6. Индивидуальное выполнение задания. 7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).  

Г.К.Селевко, один из специалистов в области образовательных технологий, выделяет следующие этапы технологического процесса групповой работы:

  I. Подготовка к выполнению группового задания.

     1. Постановка познавательной задачи (проблемы).

     2. Инструктаж о последовательности работы.

     3. Раздача дидактического материала по группам.

II. Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5. Распределение заданий внутри группы.

6. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой (замечания, дополнения, уточнения и обобщения).

 

  III. Заключительная часть. 9. Сообщение о результатах работы в группах. 10. Анализ познавательной задачи, рефлексия. 11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.  

  III. Заключительная часть.

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

 

Роли в группе ЧТЕЦ — читает вслух; СЕКРЕТАРЬ — записывает что-то от лица группы; ДОКЛАДЧИК (спикер) — у доски рассказывает, что решила группа; ПЛАНИРОВЩИК — исследует условия задачи и планирует работу; ХРОНОМЕТРИСТ (тайм-спикер) — следит за временем.

Роли в группе

  • ЧТЕЦ — читает вслух;
  • СЕКРЕТАРЬ — записывает что-то от лица группы;
  • ДОКЛАДЧИК (спикер) — у доски рассказывает, что решила группа;
  • ПЛАНИРОВЩИК — исследует условия задачи и планирует работу;
  • ХРОНОМЕТРИСТ (тайм-спикер) — следит за временем.
Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует: • озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах;  • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло;  • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время);  • уделять особое внимание детям, непринятым в классном коллективе

Чтобы избежать организационных трудностей, учителю следует:

• озвучить и согласовать с детьми правила работы в группах; • следить за соблюдением правил всеми участниками, пресекать излишние недовольства и выражение эмоций, направлять разговоры в позитивное русло; • ставить четкие и понятные временные рамки, следить за регламентом (например, поставить в классе песочные часы или выводить часы на экране, чтобы все дети могли видеть время); • уделять особое внимание детям, непринятым в классном коллективе

Правила работы в группе Проявляй активность. Слушай друга, не перебивая. Говори спокойно и ясно; Говори только по делу; говори по очереди; реагируй жестами и знаками; возражая или соглашаясь, смотри на говорящего; убедись, что в разговоре участвует каждый; обращайся к другу по имени.

Правила работы в группе

  • Проявляй активность.
  • Слушай друга, не перебивая.
  • Говори спокойно и ясно;
  • Говори только по делу;
  • говори по очереди;
  • реагируй жестами и знаками;
  • возражая или соглашаясь, смотри на говорящего;
  • убедись, что в разговоре участвует каждый;
  • обращайся к другу по имени.
Определены принципы формирования групп : стихийно. по интересам: а) желание (дружба);  б) по отношению к проблеме, к предмету;  в) по уровню познавательной активности: одноуровневые — разноуровневые слабые и сильные Количество людей в группе 1 — 2 класс — 2-3 человека  3 — 4 класс — 4-5 человек

Определены принципы формирования групп :

  • стихийно.
  • по интересам:

а) желание (дружба); б) по отношению к проблеме, к предмету; в) по уровню познавательной активности: одноуровневые — разноуровневые

  • слабые и сильные

Количество людей в группе

1 — 2 класс — 2-3 человека 3 — 4 класс — 4-5 человек

Важно помнить! Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т. д. При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе, а именно, по мере приобретения соответствующего опыта количество обучающихся в группе может увеличиваться. Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.

Важно помнить!

Выбор способа формирования групп определяется учителем в зависимости от имеющегося временного ресурса, наличия/отсутствия в классе конфликтов, сложившихся традиций групповой работы и т. д.

При определении количества обучающихся в группе целесообразно учитывать степень их подготовленности к слаженной и эффективной работе, а именно, по мере приобретения соответствующего опыта количество обучающихся в группе может увеличиваться.

Состав групп рекомендуется варьировать. В этом случае дети будут каждый раз учиться взаимодействовать и согласовывать свои действия с разными людьми и иметь больше шансов проявить себя в групповой работе иначе, нежели в предыдущей группе.

При организации групповой работы особое внимание нужно обратить! Жесткая регламентация времени на группообразование. Нормирование будущей работы. Четкость и внятность поставленной задачи. Распределение момента начала работы (например, колокольчиком). Недопустима группа из одних только слабых учеников. Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить. Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока. Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.

При организации групповой работы особое внимание нужно обратить!

  • Жесткая регламентация времени на группообразование.
  • Нормирование будущей работы.
  • Четкость и внятность поставленной задачи.
  • Распределение момента начала работы (например, колокольчиком).
  • Недопустима группа из одних только слабых учеников.
  • Детей, отказывающихся работать в паре или группе, не принуждать! Но завтра вновь предложить.
  • Групповая работа занимает не более 10-15 минут от урока.
  • Нельзя наказывать лишением права участвовать в групповой работе.
Традиционные способы деления на группы: 1. «По желанию» — т. е. учащиеся сами определяют, с кем они будут работать и объединяются в группы. Способ представляется элементарным, не требует от учителя специальной подготовки, но состав групп, как правило, одинаков. 2. «Как сидите» — т. е. группы формируются по «территориальному признаку» — вместе работают учащиеся, сидящие за одной партой; пары, сидящие за соседними партами; учащиеся, сидящие на одной колонке и т. д. (Способ экономичен по времени, не требует пересадки) Трудности метода: постоянный состав групп; привыкание учащихся; замкнутая коммуникация отдельных учащихся. 2. Приклеивание на спинки стульев до начала занятий карточек с символами или номерами групп. К примеру: обратить внимание на стикеры, которые наклеены на внутренней стороне стола. Какого он цвета? Собраться в группы.

Традиционные способы деления на группы:

1. «По желанию» — т. е. учащиеся сами определяют, с кем они будут работать и объединяются в группы. Способ представляется элементарным, не требует от учителя специальной подготовки, но состав групп, как правило, одинаков.

2. «Как сидите» — т. е. группы формируются по «территориальному признаку» — вместе работают учащиеся, сидящие за одной партой; пары, сидящие за соседними партами; учащиеся, сидящие на одной колонке и т. д. (Способ экономичен по времени, не требует пересадки) Трудности метода: постоянный состав групп; привыкание учащихся; замкнутая коммуникация отдельных учащихся.

2. Приклеивание на спинки стульев до начала занятий карточек с символами или номерами групп. К примеру: обратить внимание на стикеры, которые наклеены на внутренней стороне стола. Какого он цвета? Собраться в группы.

Проблемы деления на группы В классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить).

Проблемы деления на группы

В классах бывают дети, которых никто не хочет брать в свою группу. Учитель должен не оставлять ситуацию на самотек, а обыграть ситуацию исключительно в положительном ключе. Например, остался один ребенок, которого никто не взял к себе. Можно заранее составить такие правила, что лишний участник как привилегия достанется той команде, которая выиграет в борьбе за него, то есть каждая команда выскажет свои аргументы, почему этот ученик должен быть в ней. Ученик вступает в победившую команду (здесь дети забывают о своих предпочтениях и поддаются желанию победить).

Игры на сплочение группы Игры и упражнения на сплочение группы являются важной частью при организации групповой работы. Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу. 1. «Печатная машинка» Прежде чем вы начнете работу в группе, я хочу, чтобы вы придумали слово из 6 букв, теперь каждый произнесет одну букву из этого слова по порядку, после каждой буквы хлопок в ладоши. Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Игры на сплочение группы

Игры и упражнения на сплочение группы являются важной частью при организации групповой работы.

Цель — объединение участников группы для совместного решения поставленных задач, развитие умения выражать симпатию и уважение друг к другу.

1. «Печатная машинка»

Прежде чем вы начнете работу в группе, я хочу, чтобы вы придумали слово из 6 букв, теперь каждый произнесет одну букву из этого слова по порядку, после каждой буквы хлопок в ладоши.

Участникам загадывается слово или фраза. Буквы, составляющие текст, распределяются между членами группы. Затем фраза должна быть сказана как можно быстрее, причем каждый называет свою букву, а в промежутках между словами все хлопают в ладоши.

Плюсы и минусы групповой работы. Плюсы: 1Повышается учебная и познавательная мотивация. 2 Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач. 3 В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний. 4 Улучшается психологический климат в классе. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Плюсы и минусы групповой работы.

Плюсы:

1Повышается учебная и познавательная мотивация.

2 Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться

неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3 В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4 Улучшается психологический климат в классе. Безусловно, групповая форма организации работы имеет немало достоинств. Однако есть в ней и некоторые трудности, или минусы.

Минусы: Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя. 1Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна. 2 Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий. 3 При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников. 4 Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Минусы:

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее

эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

1Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2 Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3 При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4 Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Урок русского языка в 3 классе    по теме:  «Что такое предложение».  Упражнение 18 Рано, из, пчёлы, ульев, вылетают. Птицы, и, весело, звонко, поют. Мошки, столбом, вьются. Играет, вечером, рыба, на, воде. На, села, чайка, воду. Ночь, поет, всю, соловей. На, ласточки, большой, высоте, летают. Поэт, громко, вечером, сверчки, поздно. Что нужно сделать, чтобы из слов каждой строки составить предложение? Как это сделать? Запишите заголовок и любые три составленных предложения. Разбери предложения по членам.

Урок русского языка в 3 классе    по теме:  «Что такое предложение».

Упражнение 18

  • Рано, из, пчёлы, ульев, вылетают.
  • Птицы, и, весело, звонко, поют.
  • Мошки, столбом, вьются.
  • Играет, вечером, рыба, на, воде.
  • На, села, чайка, воду.
  • Ночь, поет, всю, соловей.
  • На, ласточки, большой, высоте, летают.
  • Поэт, громко, вечером, сверчки, поздно.
  • Что нужно сделать, чтобы из слов каждой строки составить предложение? Как это сделать?
  • Запишите заголовок и любые три составленных предложения. Разбери предложения по членам.
Урок русского языка в 3 классе    по теме:  «Как найти в слове окончание». Задание . Выделите окончание в словах. Пальто,  дерево,  слоны, берег,  зима,  сила,  крыша,  дом, корабль,  стены,  доски,  леса,  сон,  уточка, волки,  заяц. 

Урок русского языка в 3 классе    по теме:  «Как найти в слове окончание».

Задание . Выделите окончание в словах.

Пальто,  дерево,  слоны, берег,  зима,  сила,  крыша,  дом, корабль,  стены,  доски,  леса,  сон,  уточка, волки,  заяц. 

Задание . Распределите слова в три группы по родам. Выделите окончания. Обед, вечер, ворона, молоко, крот, лиса, день, дорога, печаль, крыша, тетрадь, море, великан, туман, утро, конверт, письмо, лето

Задание . Распределите слова в три группы по родам. Выделите окончания.

Обед, вечер, ворона, молоко, крот, лиса, день, дорога, печаль, крыша, тетрадь, море, великан, туман, утро, конверт, письмо, лето